История народного хозяйства Украины и зарубежных стран
p>Основные показатели развития народного хозяйства Украины в период 1940 - 1965 гг.( в % к 1940 г.)

|Основные показатели |1940 |1950 |1958 |1960 |1963 |1964 |1965 |
|1. Валовая продукция: | | | | | | | |
|всей промышленности |100 |115 |302 |365 |470 |504 |556 |
|электроэнергии и |100 |123 |300 |486 |725 |803 |889 |
|теплоэнергии | | | | | | | |
|черной металлургии |100 |113 |261 |309 |385 |416 |445 |
|машиностроение и |100 |144 |479 |670 |в |в |в |
|металлообработка | | | | |10,3 |11,3 |12,4 |
| | | | | |раза |раза |раза |
|2. Грузооборот : | | | | | | | |
|железнодорожного |100 |123 |271 |310 |388 |410 |418 |
|транспорта | | | | | | | |
|речного транспорта |100 |102 |349 |375 |334 |383 |416 |
|автотранспорта |100 |217 |816 |в |в |в |в |
| | | | |10,6 |13,5 |15,2 |16,4 |
| | | | |раза |раза |раза |раза |
|3. Капитальные вложения |100 |248 |579 |724 |856 |942 |в |
|государственных, | | | | | | |10,1 |
|кооперативных предприятий| | | | | | |раза |
|и организаций | | | | | | | |
|4. Розничный товарооборот|100 |97 |254 |302 |360 |379 |424 |
|государственной и | | | | | | | |
|кооперативной торговли | | | | | | | |
|5. Среднегодовая |100 |106 |146 |162 |184 |193 |204 |
|численность работающих в | | | | | | | |
|народном хозяйстве | | | | | | | |

Литература:
1. "Экономика Советской Украины 1945 - 1975 гг.", А.С.Емельянов, издательское объединение "Вища школа", 1975 г.
2. Народное хозяйство Украины в 1965 г., статистический ежегодник, 1966г.
3. "Економичний розв'язник Радянськой Украiни", Т.И.Деревянкин,
С.В.Кульчинський, Киев, 1970 г.
4. "История Украинской ССР", Ю.Ю.Кондофуров, Киев, "Наукова думка", 1985 г., т.8,9.
5. "Экономика Украины", издательство "Пресса Украины", Киев, 1986г.

3.5. Хозяйственная реформа 1965 года в СССР и особенности ее осуществления на Украине.
Чем вызвана необходимость этой реформы ?
Одним из условий необходимости проведения хозяйственной реформы 1965 года было то, что установившаяся на тот период территориальная структура управления промышленностью через совнархозы, методы планирования и экономического стимулирования в промышленности не отвечала современным условиям и уровню производительных сил. Она привела к тому, что руководство отраслями промышлленности оказалось раздробленными по многочисленным экономическим районам, ьыло нарушено единство технической политики. В деятельности совнархозов все больше давали себя знать местнические тенденции.
Управление промышленностью по территориальному принципу сдерживало развитие отраслевой специализации и рациональных производственных связей между предприятиями, находившимися в различных экономических районах, отделяло науку от производства, приводило к раздробленности и многоступенчатости руководства отраслями промышленности и потере оперативности в работе.
Следующим условием было то,чтохозрасчет, в том виде как он применялся до реформы 1965 года, основывался на том, что хозрасчетным предприятиям предоставлялось право оперативного управления закрепленными за ними основными и оборотными производственными фондами. Эти предприятия получали в свое распоряжение производственные фонды безвозмездно и тем самым не были заинтересованы в наиболее полном и правильном использовании этих фондов.
В постановлении сентябрьского (1965) Пленума ЦК КПСС говориться: "Серьезным недостатком в руководстве промышленностью является то, что в нем превалировали административные методы в ущерб экономическим. Хозрасчет на предприятиях носит во многом формальный характер; права предприятий в хозяйственной деятельности ограничены". Поэтому Пленум признал целесообразным устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых предприятием сверху, наделить их средствами для развития и усовершенствования производства, улучшить использование таких важнейших экономиеских рычагов, как прибыль, цена, премия, кредит.
Суть реформы.
В соответствии с решением сентябрьского (1965) Пленума ЦК КПСС в СССР с января 1966 года начала осуществляться экономическая реформа, самая крупная с 30-х годов. Суть ее состояла в усилении экономических рычагов, одновременном расширении самостоятельности хозрасчетного звена и совершненствовании централизованного планирования.
Реформа проводилась по нескольким направлениям. Предлагалось следующее:
Во - первых, совершенствование системы планирования. Прежняя система планирования не отвечала требованиям времени и имела существенные недостатки. Дело в том, что рост объма производства на предприятии измерялся на базе валовой продукции. Необходимость его замены была общепризнанной. Поэтому предлагалось сокращение числа директивных плановых показавтелей, доведение заданий по выпеску продукции, а также фондов на ресурсы в укрупненной номенклатуре, замена валовой продукции как основного планового показателя объемом реализации. Предполагалось, что этот показатель усилит позиции потребителя. Намечалось развитие прямых хозяйственных связей, оптовой торговли средствами производства.
Во - вторых, укрепление хозрасчета предприятий, оставление в их распоряжении большей доли прибыли при заменении порядка ее распределения.
Введена была плата за производственные фонды, призванная стимулировать их рациональное использование. Из расчетной прибыли, получающейся после вычета из прибыли баллансовой платы за фонды и других первоочередных платежей, начислялись фонды экономического стимулирования - материального поощрения
(ФМП), социальнокультурных мероприятий и жилищного строительства (ФСКС) и развитие производства (ФРП). В ФРП также отчислялась определенная доля амортизации на реновацию. Эти фонды намечено было формировать на нормативной основе, в зависимости от тех или иных фондообразовательных показателей. Намечалось также в дальнейшем отказаться от планирования сверху фонда заработной платы.
В - третьих, перестройка системы ценообразования, сам факт проведения которой одновременно с мерами по совершенствованию планирования и укреплению хозрасчета придавал комплексность и согласованность всей совокупности проводимых мероприятий. В 1966 - 1967 годах была осуществлена реформа оптовых цен промышленности, которая от предыдущих пересмотров цен отличался тем, что в ней произолшла смена модели оптовой цены.
Рентабельность, предусмотренная в ценах при их введении, учитывала теперь фондоемкость продукции в разрезе отраслей, необходимости внесения платы за производственные фонды и образования на предприятиях фондов экономического стимулирования. Для большинства отраслей промышленности рентабельность была предусмотрена в размере 15% к производственным фондам. Политика поддержания низких оптовых цен и, стало быть, использования их как главного инструмента перераспределения национального дохода была политикой установления цен на уровне, обеспечивающем работу предприятий на началах хозрасчета.
Соответственно в составе накоплений возросла доля прибыли и уменьшилась доля налога с оборота.
В - четвертых, перестройка организационной структуры управления промышленностью. В 1957 году на февральском Пленуме ЦК КПСС принято постановление " О дальнейшем совершенствовании управления промышленностью и строительством". Его суть заключалась в ликвидации отраслевых министерств и создане почти во всех областях территориальных советов народного хозяйства.
Сентябрьский (1965) Пленум ЦК КПСС принял решение осуществить переход на отраслевой принцип управления промышленными предприятиями. Эта реорганизация, однако не мыслилась как возврат к прежним министерствам.
"Организуемые министерства, - говорил А.Н.Косыгин,- будут работать в совершенно новых условиях, когда функции административного управления промышленностью сочетаются со значительным усилением хозрасчетных методов и экономических стимулов; когда существенно расширяються хозяйственные права и инициатива предприятий". Кроме того, чтобы предотвратить чрезмерное усиление их влияния как возможных монопольных производителей профильной продукции ( в прошлом такие тенденции наблюдались в достаточно острой форме
), было предусмотрено разделение функций по планированию и сбыту путем образования из соответствующих подразделений ликвидируемых совнархозов
Государственного Комитета по материально - техническому снабжению (
Госснаба СССР ), имеющего как отраслевые звенья (главснабсбыта и главкомплекты), так и региональную структуру территориальных управлений с товарными отделами, конторами и базами.

Таким образом, система централизованного распределения материальных ресурсов сохранилась. По важнейшим изделиям эту функцию выполнял Госплан, а по остальной продукции - Госснаб. Он же осуществлял прикрепление потребителей к поставщикам, загрузку мощностей и реализацию фондов. На него была также возложена задача развития складской формы снабжения и оптовой торговли.
Ограничены были права министерств и в области установления цен. В 1965 году была создана союзнореспубликанская система ценообразования во главе с
Госкомитетом по ценам при Госплане СССР, отделившийся от Госплана СССР в
1969 году в самостоятельное ведемство. Тем самым и в этой важной сфере проведена линия на разграничение взаимосвязанных функций с целью предупреждения изменений концентрации влияния в органах управления отраслями. Сходным образом решались вопросы контроля за деятельностью министерств со стороны других функциональных ведомств - Госкомтруда,
Минфина, ЦСУ и другие. В этом, пожалуй, состояло основное новвоведение в организационном механизме.
В свете постановления сентябрьского (1965) Пленума ЦК КПСС пратия и правительство приняло постановление "О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства". В нем был намечен ряд принципиальных мер по улучшению управления экономикой. В частности предусматривалось: оценивать результаты деятельности предприятий по реализованной продукции, полученной прибыли (рентабельности производства) и по выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции; поставить оплату труда работников промышленности в непострелдственную зависимость не только от результатов их индивидуального труда, но и от общих итогов работы предприятий; положить в основу экономических отношений между предприятиями принцип взаимной материальной ответсвенности. Развивать постоянные прямые связи между предприятиями-изготовителями и потребителями продукции. Повысить роль хозяйственных договоров.
Системы планирования и экономического стимулирования должны создавать у коллектива преприятий заинтересованность в разработке более высоких плановых заданий, предусматривающих полное использование производственных ресурсов, совершенствование техники производства и улучшение качества продукции.
Особенности проведения на Украине.
Реорганизация принятых решений столкнулась с серьезными трудностями. тем не менее сейчас уже очевидно, что реформа дала крупный экономический и социальный эффукт. восьмая пятилетка, в течение которой она осуществлялась, была лучшей из последних пяти пятилеток. среднегодовой темп прироста национального дохода составлял 7,1%, производительность труда выросла за пять лет на 37% и , что важно, одновременно была практически остановлена тенденция к падению фондооотдачи. реальные доходы населения выросли на 33%
- лучший показатель с середины 50-х годов.
В Украинской ССР эта экономическая реформа проводилась активно. Если в 1966 году на новые методы стимулирования перешло 100 предприятий ( 1,5% их количества в республике), которые давали 8% объма производства и 18% прибыли, то в 1970 г.таких предприятий насчитывалось 8,2 тыс.(83%), дававших 92% объема производства и 90% прибыли.
Характерной чертой пятилетки являлось то, что в промышленности опережающими темпами развивались отрасли, определяющие технический прогесс. Если объем промышленносго производства в СССР в целом возрос на 50%, то производство электроэнергии - на 54%, продукции машиностроения и металлообработки - на
74%, химической и нефтехимической промышленности - на 78%. В Украинской ССР при аналогичном общем увеличении промышленного производства (2/3 этого прироста получено за счет повышения производительности труда) выработка электроэнергии увеличилась на 46%, продукции машиностроеия - на 80%, химической и нефтехимической промышленности - на 100%. Среди этих отраслей в республике некоторое отставание наблюдалось только в области энергетики, главным образом из-за несвоевременного ввода в строй соответсвующих объектов; другие же ведущие отрасли индустрии развивались успешно.
Прогресс отмечался в горнодобывающей промышленности, металлургии, машиностроении и других важнейших отраслях промышленности. В 1970 г.на
Украинской ССР добыто 207 млн.т. угля, 14 млн.т. нефти, 111 млн.т. железной руды, произведено 41 млн.т. чугуна, 46,5 млн.т. стали; вырабатывалось около
138 млрд.кВт.ч. электроэнергетики.
Удельный вес республики в народном хозяйстве СССР составлял: по добыче угля 33%, железной руды - 57%, выплавке чугуна - 48%, стали - 40%.
Таблица 1.
Рост промышленности в 1966 - 1970 гг. в СССР и в УССР
(в % к 1965 г.)
| |СССР |Украинская ССР |
|Год |Группа |Группа |Удельный вес |Группа |Группа |Удельный вес |
| |А |Б |А |Б |А |Б |А |Б |
|1966 |109,2 |107,4 |74,4 |25,6 |108 |107 |72,5 |27,5 |
|1967 |120,1 |118,0 |74,2 |25,8 |119 |118 |72,5 |27,5 |
|1968 |130,0 |128,5 |73,8 |26,2 |128 |130 |72,0 |28,0 |
|1969 |139,1 |137,3 |73,8 |26,2 |137 |142 |71,7 |28,3 |
|1970 |150,2 |149,6 |73,4 |26,6 |148 |155 |71,0 |29 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать