- оценочная деятельность является самостоятельным видом предпринимательской деятельности;
- оценка является самостоятельным научным направлением, со своей методологией, терминологией, принципами исследований;
- становление и развитие оценки возможно только в условиях рыночных отношений и правового регулирования предпринимательской деятельности;
- базируясь на мировом опыте оценочной деятельности, в современных условиях России необходимо создавать и развивать национальную систему оценки. Недопустимо как копирование зарубежного опыта, так и создание "принципиально новых" подходов;
- развитие оценочной деятельности возможно только на основе общего правового, методологического и информационного пространства на всей территории Российской Федерации.
- создание изолированных региональных или ведомственных нормативных и иных документов, не основанных на общероссийском законодательстве об оценке, является недопустимым;
- мероприятия по развитию оценочной деятельности должны отвечать текущим потребностям проводимых экономических реформ;
- эффективным развитие оценочной деятельности может быть только при соблюдении принципа баланса прав, обязанностей и ответственности всех участников оценочного процесса, при наличии добросовестной конкуренции независимых оценщиков.
Обеспечение взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти по вопросам оценочной деятельности является необходимым условием эффективного государственного регулирования рынка оценки. Для реализации этой задачи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 1999г. № 932 Мингосимуществом России создан Межведомственный совет по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации.
Межведомственный совет по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации:
· обеспечивает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти по вопросам оценочной деятельности;
· готовит предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативно-правовых актов в области регулирования оценочной деятельности;
· предварительно рассматривает проекты рекомендаций законодательным и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации по вопросам принятия законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих оценочную деятельность;
· рассматривает и высказывает мнение по представляемым на утверждение Министру государственного имущества Российской Федерации проектам инструкций и методических материалов, обязательных для применения органами, лицензирующими оценочную деятельность;
· проводит анализ практики применения действующего законодательства и ведомственных актов, а также предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
· инициирует проведение исследований по вопросам оценочной деятельности; Для разработки и/или экспертизы нормативно-методических документов при Межведомственном совете создаются рабочие группы.
В становлении и развитии оценочной деятельности в Российской Федерации активное участие принимают саморегулируемые организации оценщиков. Законом предусмотрено помимо государственного регулирования саморегулирование деятельности оценщиков. За рубежом саморегулируемые организации оценщиков играют важную роль в регулировании оценочной деятельности. В связи с этим государственное регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации должно быть тесно увязано с саморегулированием оценщиков.
Основными направлениями развития оценочной деятельности как инструмент эффективного управления собственностью в России являются:
· Оценка инвестиционных проектов.
· Оценка для целей залога имущества и ипотечного кредитования.
· Оценка убытков.
· Оценка для целей исполнительного производства и судопроизводства.
· Оценка недвижимости и земельных ресурсов.
· Оценка (переоценка) основных фондов.
· Оценка интеллектуальной собственности.
· Оценка долгов предприятий.
Оценка является неотъемлемой частью рынка финансовых услуг и поэтому необходима унификация понятийного аппарата и терминологии оценочной деятельности с понятийным аппаратом и терминологией бухгалтерского и первичного учета, налогообложения. В целях создания благоприятных условий для анализа данных, прогнозирования, решения вопросов инвестиционной, амортизационной и налоговой политики на региональном и федеральном уровнях, осуществляемых, как правило, с привлечением статистических данных, целесообразно принять меры к гармонизации оценки и статистического учета.
Изначально в России не существовало собственных методических материалов для проведения оценочных работ, поэтому применялись западные методики. Однако использовать их в условиях неразвитого и “непрозрачного” российского рынка зачастую невозможно без соответствующей адаптации, а нехватка практических навыков в решении этих вопросов приводит не только к значительным ошибкам при определении стоимости оцениваемых объектов, но и просто к абсурдным ситуациям.
В настоящее время наработанный и обобщенный опыт уже позволяет адаптировать западные методики к российским условиям и ведет к повышению качества оценочных услуг. Вследствие этого управленческие решения, основанные на результатах квалифицированной оценки, более обоснованны и снижают вероятность ошибочных действий руководителя в нестабильной рыночной среде.
Это обстоятельство является основой того, что грамотно проведенная оценка становится неотъемлемым инструментом ведения бизнеса, в частности, основой эффективного управления системой активов предприятия.
Квалифицированная оценка бизнеса позволяет выявить недооцененные, а часто и неучтенные активы, и должным образом их оптимизировать. Проведение независимой оценки также способствует формированию привлекательного инвестиционного облика компании, повышению кредитного рейтинга и становится одним из важнейших рычагов в построении партнерских отношений с потенциальными инвесторами и кредиторами.
Развитие оценочной деятельности является необходимым условием для укрепления рыночных отношений и дальнейшего продвижения страны по пути реформ.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 г № 285 “Положение о лицензировании оценочной деятельности”.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. № 519 “Об утверждении стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности”.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2000 г. № 369-p “О Концепции развития оценочной деятельности в Российской Федерации”.
5. Закон г. Москвы от 11.02.98г. № 3 “Об оценочной деятельности в городе Москве”
6. Распоряжение мэра г.Москвы от 12 июля 1999 г. N 723-PM “О развитии системы регулирования оценочной деятельности в г.Москве”
7. Алешин А. Знай себе цену. “Знание – сила”, №3, 2001 г.
8. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М., 1997.
9. Григорьев В.В., Островкин И.М. Оценка предприятий: Имуществен-ный подход: Учеб.-практ. пособие - М.: Дело, 2000.
10. Григорьев В.В., Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика: Учеб.пособие - М.: Инфра-М, 1996.
11. Даниленко Д. “Из истории оценочной деятельности”. Журнал “Квартира, дача, офис”, № 219, 25.11.99
12. Кошкина М. О рыночном подходе к оценке приватизируемого предприятия. //Консультант директора.-1997.-N 16.-С. 3-12.
13. Кузин Н.Я. Рыночный подход к оценке стоимости зданий и сооружений: Для вузов. - М.: Изд-во Ассоциация строительных вузов, 1998.
14. Лаврухина Н.В., Кручинин И.А., Коробкин Ю.Н. Оценка бизнеса. Учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ, 2000
15. Становление оценочной деятельности в России - М.: Институт оценки природных ресурсов, 2001
16. Таль Г.К., Григорьев В.В., Бадаев Н.Д., Гусев В.И., Юн Г.Б. Оценка предприятий: доходный подход. Гильдия специалистов по антикризисному управлению. М., 2000.
17. Яценко А. Оценка недвижимости: затратный подход. Журнал “Экономист”, май-июнь 2001.
18. Яценко А., Лукашик П. Оценка недвижимости: доходный подход. Финансовая газета № 14, 2001 год
19. Верхозина А.В. О контроле за соблюдением лицензионных требований. Публикация Российского общества оценщиков #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Докучаев Василий Васильевич (1846—1903), естествоиспытатель, профессор Петербургского университета (с 1883). В классическом труде “Русский чернозём” (1883) заложил основы генетического почвоведения. Создал учение о географических зонах. Дал научную классификацию почв (1886). В книге “Наши степи прежде и теперь” (1892) изложил комплекс мер борьбы с засухой. Основал первую в России кафедру почвоведения (1895). Идеи Докучаева оказали влияние на развитие физической географии, лесоведения, мелиорации и др.
[2] Витте Сергей Юльевич (1849—1915), граф (1905), государственный деятель, действительный тайный советник (1899), почетный член Петербургской Академии наук (1893). С февраля 1892 министр путей сообщения, с августа 1892 министр финансов. С 1903 председатель Кабинета министров. В 1905-06 председатель реформированного Совета министров. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), укрепившей внутренний и внешний курс рубля, строительства Транссибирской железной дороги. В начале 1900-х гг. выступал против обострения отношений с Японией; одновременно стремился к сближению с Китаем. От имени России подписал Портсмутский мир с Японией (1905), завершивший русско-японскую войну 1905.
[3] Труды IX Съезда Русских Естествоиспытателей и Врачей", 1894 г.
[4] Чупров Александр Иванович (1842—1908), экономист, статистик и публицист, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1887). Один из основоположников отечественной статистической науки, основатель железнодорожной статистики, автор учебников по статистике, многочисленных работ по политэкономии, аграрному вопросу, железнодорожному хозяйству. Чупров организовал Общество распространения технических знаний (1869), Статистическое отделение при Московском юридическом обществе (1882, его бессменный председатель), ставшее центром земских статистиков. В 1882 организовал перепись населения Москвы. 35 лет сотрудничал в газете “Русские ведомости”.
[5] Алешин А. Знай себе цену. “Знание – сила”, №3, 2001 г.
[6] Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, статья 3.
[7] Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, статья 9
[8] Концепция развития оценочной деятельности в Российской Федерации. Одобрена Межведомственным советом по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 369-p 6 апреля 2000 г.
[9] Положение о лицензировании оценочной деятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 г. № 285.
[10] Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”; Положение о лицензировании оценочной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 г. № 285; постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 г. № 519 “Об утверждении стандартов оценки”.
[11] Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, статья 11
[12] Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, статья 12
[13] Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, статья 13
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11