История, причины, виды инфляции и методы борьбы с ней

2) Внутренние причины.

Инфляционный рост цен наряду с отмеченными факторами обусловливается более глубокими причинами, имеющими основополагающий характер. Рассмотрим их на примере России.

Во-первых, как правило, одним из источников инфляционных процессов служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явном гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения.

Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики практически отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов, которые были способны регулировать соотношение между денежной и товарной массой; что касается административных ограничителей, то они «работали» недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую роль играл Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые работали под него, подкрепляя плановые задания финансовыми и денежными ресурсами без каких либо ограничений.

Ставшая традиционной политика высоких темпов экономического развития игнорировала реальные ресурсные возможности. Чтобы поддержать темпы, постоянно наращивались капиталовложения. В результате сдерживался рост потребления; эффективность капиталовложений падала, что отрицательно сказывалось на экономическом росте и текущем производстве. Средств на новую технологию не хватало, а непрерывные приросты фонда накопления не давали желаемого результата. Проблема упиралась уже не в количество капитальных вложений, а в их эффективность, структуру, перестроить которую мешал сам хозяйственный механизм.

Противоречия и дефициты пожирали все больше средств, а финансовые и бюджетные ограничители были очень слабы или практически отсутствовали. Несбалансированность имела место не только на потребительском рынке. Ее основа – нарастающая диспропорция в самом производстве, углубление материально-финансового неравновесия, недочеты в системе планирования, в механизме денежного обращения, в отсутствии антиинфляционного регулирования.

3) Причина инфляции глазами граждан РФ [22] [1]

Всероссийский центр изучения общественного мнения выяснил, как россияне оценивают рост цен за последние месяц-два, в чем видят причины инфляции в стране и что сегодня важнее - рост зарплат и пенсий или снижение инфляции. В ходе проведенного опроса выяснилось, что почти три четверти россиян считают инфляцию в течение последнего месяца-двух очень высокой. Однако большинство граждан России не могут назвать причин высокой инфляции.

Всероссийский опрос был проведен ВЦИОМ 22-23 марта 2008 года. В ходе него было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Согласно представленным социологами данным, очень высокой считают инфляцию в течение последнего месяца-двух 74 процента опрошенных. При этом 18 проц. респондентов считают, что цены растут умеренно, и 2 проц. - что почти не растут. А 6 проц. россиян вообще затруднились ответить.

Опрос также показал, что чем хуже опрошенные оценивают собственное материальное положение, тем более высокими им представляются темпы роста цен в стране: считают инфляцию очень высокой от 65 проц. хорошо материально обеспеченных респондентов до 72 проц. средне и 85 проц. плохо обеспеченных. Умеренной назвали инфляцию 25 проц. респондентов, материальное положение которых оценивается как хорошее или очень хорошее, 20 проц. респондентов, обладающих средним материальным положением и 10 - плохо обеспеченных.

Стоит отметить, что за последние четыре года в России темпы роста цен, по оценкам граждан, самыми низкими были, как не парадоксально, в 2007 году. Тогда каждый второй (52 проц.) воспринимал инфляцию как очень высокую. Ранее, в 2005-2006 гг., инфляция казалась высокой двум третям опрошенных (62 проц.). По 26 проц. считали рост цен умеренным. При этом 7 проц. в феврале 2006 году считали инфляцию незначительной, а в том же месяц годом ранее такого мнении я придерживались лишь 5 проц.

Причин высокой инфляции россияне, как правило, назвать не могут (57 проц. опрошенных затрудняются с ответом). Незначительная часть опрошенных винят в инфляции бездействие и безответственность властей и рост мировых цен на нефть и другие энергоносители (по 9-10 проц. опрошенных). Третье место в этом рейтинге занимает неразвитая экономика (6 проц.). Изредка (по 4 проц.) связывают инфляцию с алчностью торговцев и производителей, монополизмом; отсутствием рычагов регулирования рынка.

Между тем, год назад в росте цен в России бездействие и безответственность властей считали виноватыми всего лишь 4 проц., а в 2006 году этот показатель составлял 13 проц. опрошенных. В 2007 году в росте инфляции винили рост мировых цен на нефть и другие энергоносители 7 проц. респондентов, неразвитую экономику 12 проц., алчность торговцев и производителей и монополизацию 4 проц., столько же в качестве причин называли отсутствие рычагов регулирования рынка. Примечательно, что в этом году и в прошлом затруднились ответить, кто же все-таки больше всего виноват в росте цен, по 57 проц. опрошенных.

Между тем, в 2005 и 2007 гг. преобладала точка зрения, что важнее повышение зарплат и пенсий (50 проц. против 39 проц. и 48 проц. против 35 проц. соответственно). В 2006 и 2008 гг. с небольшим перевесом побеждает мнение, что более значима борьба с инфляцией (46 против 41 проц. и 43 против 35 проц.). Примечательно, что чем выше покупательская способность респондентов, тем больше значения в этой альтернативе они придают борьбе с инфляцией.

На вопрос социологов, что на ваш взгляд сегодня важнее - рост зарплат и пенсий или борьба с инфляцией, 43 проц. посчитали, что на данный момент важнее борьба с инфляцией, поэтому значительно повышать зарплаты и пенсии не следует. Еще 35 проц. ответили, что в настоящее время важнее повышение зарплат и пенсий, а не борьба с инфляцией, а 22 проц. затруднились ответить.

Между тем, 33 проц. из тех, кто ответил, что сегодня важнее борьба с инфляцией, едва сводит концы с концами и денег не хватает даже на продукты; у 36 проц. на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения; у 46 проц. денег хватает на продукты и на одежду, а вот покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является для них проблемой и 49 проц. могут без труда приобретать вещи длительного пользования, однако им затруднительно приобретать действительно дорогие вещи, например, автомобиль.

1.3 Виды инфляции


Для классификации инфляции необходимо выделить критерии классификации. В данной работе дается классификация инфляции по нескольким параметрам: с позиции темпа роста цен, с точки зрения сбалансированности роста цен,  с позиций предсказуемости инфляции и исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы.

С точки зрения темпов роста цен (т.е. количественно) инфляцию делят на:

·                    Ползучая (умеренная) инфляция

·                    Галопирующая инфляция

·                    Гиперинфляция

·                   Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Этот рост цен, не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5% в год.

·                   Галопирующая инфляция (темп роста цен - до 300-500% в год). Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии, в 90-е годы в бывших социалистических странах. Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц, в годовом исчислении - более 10000%.). Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом.  Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.

К примеру, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции -- 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время, в Никарагуа, за период гражданской войны, среднегодовой прирост цен достигал 33000%.

Наиболее ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии в 1946г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единила с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов.

Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции практически невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать