Издержки и прибыль предприятия

Итак: новая цена — (2860 + 286) = 3146 руб./шт.;

новая выручка — 3146 руб./шт. • 100 000 = 314,6 млн руб.; переменные расходы — (1800-100 000) = 180 млн руб., или 57% в выручке;

валовая маржа — 134,6 млн руб., или 43%; постоянные расходы — 53 млн руб., или 17%.

Прибыль равна 81,6 млн руб., или 26% от выручки.

Как видим, прибыль увеличилась с 53 млн до 81,6 млн руб., или на 53%.

Объем реализации, необходимый для достижения прежней ве­личины прибыли при повышении цены согласно формуле (35), составит:

Все это можно оформить так, как показано в табл. 7.

Таблица 7

Анализ чувствительности показателей для хлебозавода при увеличении цены на 10%

Показатели


Первоначальный объем, 100 000 шт.


Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 78,4 тыс. руб./шт.

млн руб.

%

млн руб.

%

Выручка от реализации

314,6


100


246,6


100


Переменные расходы

180


57


141,1


57


Валовая маржа

134,6

43

106

42

Постоянные расходы

53

17

53


21,5


Прибыль

81,6

26

53

21,5


Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокра­щение объема реализации на 21% и увеличивает прибыль на 53% (с 53 млн до 81,6 млн руб.).

Что же произойдет с показателями при изменении структуры зат­рат? Допустим, предприятию в результате модернизации удалось сни­зить постоянные затраты на 10%. Тогда при первоначальном объеме реализации прибыль должна возрасти на 5,3 млн руб. и составить (53 + 5,3)=58,3 млн руб., а постоянные издержки —(53 млн руб. + +47,7 млн руб.)=100,7 млн руб. Объем реализации, на который может пойти завод при сохранении прежней прибыли (53 млн руб.), пока­зан в табл. 8.


Таблица 8

Анализ чувствительности для предприятия при сокращении постоянных расходов на 10%

Показатели


Первоначальный объем, 100 000 шт.


Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 78,4 тыс. руб./шт.

млн руб.

%

млн руб.

%

Выручка от реализации

286


100


272,3


100


Переменные расходы

180


62


171,5


63


Валовая маржа

106

37

100,7

37

Постоянные расходы

47,7


17


47,7


17,5


Прибыль

58,3

20

53,0

19,4


Влияние изменения объема реализации проанализируем с помо­щью эффекта операционного рычага.

Это означает, что если завод увеличивает объем реализации на 10%, то выручка также возрастает на 10%, а прибыль с учетом дей­ствия операционного рычага увеличится на (М= 10-2) = 20%. Проверим полученный результат:

новая выручка при увеличения объема на 10% составит:

(286 + 28,6) = 314,6 млн руб;

переменные расходы — (180 + 18) = 198,0 млн руб.;

валовая маржа равна 116,6 млн руб.;

постоянные расходы равны 53,0 млн руб.;

Прибыль равна 63,6 млн руб.

Как видим, прибыль возросла на 10,6 млн руб. (63,6 — 53), т.е. на 20% (10,6:53- 100).

На основе принятой схемы анализа чувствительности можно оп­ределить и распределить элементы рентабельности по степени их влияния на прибыль, получаемую предприятием.

Итак, повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 53%; увеличение объема реализации продукции на 10% вызывает рост прибыли на 20%; уменьшение переменных расходов на 10% приво­дит к росту прибыли на 88%; 10%-е изменение постоянных расходов увеличивает рост прибыли на 10%.

В связи с этим руководству предприятия важно знать границы, в пределах которых оно может изменять показатели. Это определяется

с помощью установления запаса финансовой прочности. Вначале вычисляют порог рентабельности и годовой объем реализации.

где Ипост — постоянные расходы, тыс. руб.;

Rп     — пороговая рентабельность, млн  руб.

Qп — пороговый объем реализации, шт.;

апр — процент дохода (валовая маржа) от покрытия к выручке от реали­зации, %; Ц — цена изделия, руб.

Запас финансовой прочности в этом случае составляет:

Зпр= (Вр-Rп)=286 млн. руб. - 156,8 млн. руб.=129,2 млн. руб. или почти 45% выручки (129,2 : 286).

Как видим, предприятие имеет большой запас финансовой проч­ности, позволяющий ему свободно оперировать факторами, влия­ющими на ее величину. В данном случае руководство предприятия должно сосредоточить внимание на ценовой политике и снижении переменных расходов, которые более всего оказывают влияние на получаемую массу прибыли.

Предельные издержки и предельный доход. Большую роль играют предельные величины. Предельные издержки - это издержки, которые необходимы для обеспечения прироста производства продукта. Предельные издержки можно определить как дополнительные издержки, необходимые для обеспечения прироста продукции. При этом дополнительные единицы продукта должны быть обеспечены наиболее дешевым способом. Обычно предельные издержки представлены переменными издержками, т.к. в коротком периоде постоянные издержки не меняются.

Для вычисления предельных издержек надо знать, как изменяются издержки при возрастании количества продукции на единицу. Обратимся к табл. 2. В колонке 5 представлены предельные издержки, которые получены путем вычитания из валовых издержек последней единицы валовых издержек предыдущего количества. Например, чтобы получить сумму предельных издержек при выпуске трех единиц продукции, нужно из валовых издержек этого количества вычесть валовые издержки производства двух единиц (355-340=15). Полученные 15 долл. являются предельными издержками для производства трех единиц продукции.

Общий, средний и предельный доходы. Различают общий (валовый), средний и предельный доходы. Общий доход - это сумма доходов, поступающая от продажи определенного количества блага. Этот доход вычисляется умножением количества произведенного продукта на его цену. Средний доход - это доход на единицу продукции, которые равен частному от деления валового дохода на количество проданного блага, т.е. он равен рыночной цене самого блага. Предельный доход - это такое приращение дохода, которое образуется за счет продажи предельной единицы товара. В условиях совершенной конкуренции (цена продукта не зависит от ее производства) предельный доход равен цене блага. В условиях несовершенной конкуренции (производитель может сам устанавливать цены) положение меняется. Соотношение предельного дохода и цены, методику вычисления предельного дохода в условиях несовершенной конкуренции проследим по таблице 3. 


Таблица 3

Предельный доход и цена, долл.

Количество блага

Цена

Валовый доход (1*2)

Предельный доход

1

2

3

4

0

144

0


1

134

134

134

2

124

248

114

3

114

342

94

4

104

416

74

5

94

470

54

6

84

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать