Изменение форм собственности в РФ при переходе к рынку
p> Реформирование механизма приватизации в России будет осуществляться по следующим направлениям. Ведущим способом приватизации должна стать продажа предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу.
Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах.
Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

3.Собственность и формы предпринимательской деятельности.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

К сожалению, в России ситуация все еще остается иной. Традиционная коммунистическая модель общественного развития всегда базировалась на необходимости подавления предпринимательского духа в обществе и предпринимателя как носителя такого духа. Опыт перестройки (особенно ее начального периода) показал, что отказываясь на словах от традиционной коммунистической модели общественного развития, фактически мы во многом продолжаем именно эту линию.

Всеобщее неприятие предпринимательства постепенно переходит в осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития. За предпринимательством в России будущее, процесс накопления критической массы неизбежно приведет к "предпринимательскому буму". Поэтому на данном этапе чрезвычайно важно изучить поведение предпринимателя , чтобы в последствии не допускать ошибок , сделанных ранее . Далее я попытаюсь изложить материал о предпринимательстве , о его сущности , видах , субъектах , развитии , гос. поддержке.

Отношение собственности можно представить как два полюса, на одном из которых- частная собственность, на другом- общественная собственность.
Отношение частной собственности строятся на обособленном присвоении факторов и результатов производства, общественной - на совместном присвоении. В реальной действительности в "чистом виде" частная и общественная собственность встречаются редко. Имеются различные варианты переплетения частного и общественного начал, воплощающиеся в многообразных формах собственности: государственной, групповой различного вида
(кооперативной, паевой, акционерной), индивидуальной.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

• ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства).

Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и о доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и вполне достойного, но все же аутсайдера. Если в России еще в 1992-94 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.

В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений.

Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и тем, что не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприятия, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения.

Итак, собственность представляет собой неразрывное единство экономики и права, поэтому и предприятие всегда имеет экономическую и юридическую формы.
Многообразие форм собственности является основой для создания различных организационно-правовых форм предприятий. В какой бы плоскости мы ни рассматривали общественное производство: как совокупность определенных отраслей, как территориальный или межотраслевой комплекс, везде речь будет идти о предприятии и о какой-то комбинации предприятий.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений в целях получения прибыли.
Однако началом для становления экономической самостоятельности служит его выделение в виде самостоятельной хозяйственно-оперативной единицы или юридического лица, пользуясь языком юристов.
Прежде всего предприятия подразделяются на два типа в зависимости от того, какая собственность преобладает: общественная или частная.
Первый тип. Государственные и муниципальные предприятия. Их совокупность представляет общественный сектор экономики.
Второй тип. Единоличное владение, товарищества, акционерные общества, смешанные предприятия, кооперативы. Они составляют частный сектор экономики.

Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от того, одно или несколько лиц являются владельцами предприятия, от ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия. полное товарищество основано на долевой (паевой) собственности членов, не является юридическим лицом. Все члены товарищества несут полную ответственность всем своим личным имуществом по результатам хозяйственной деятельности. Прибыль, полученная товариществом по итогам финансового года, делится между участниками в соответствии с вкладами в уставный капитал.
Смешанное товарищество основано также на долевой собственности. Смешанное товарищество включает действительных членов, которые несут полную совместную ответственность по обязательствам, и членов-вкладчиков, несущих ответственность только в пределах своего вклада. Смешанное товарищество - юридическое лицо.
В международной практике такое товарищество называется коммандитным. Его действительные члены - это комплементарии, а члены-вкладчики - коммандисты.
Коммандитное товарищество состоит как минимум из одного комплементария, являющегося руководителем, и одного коммандиста.

Товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа) - его уставный капитал образуется только за счет вкладов учредителей. Каждый участник отвечает по своим обязательствам в пределах своих вкладов. Вклад участника составляет его пай, доля пая в уставном капитале определяет долю участника в 'прибыли. Главной особенностью является запрещение продажи участниками своих паев на открытом рынке.

Акционерное общество открытого типа - это предприятие, денежные средства которого образуются путем объединения средств многих участников через выпуск и продажу акций. Владельцами акций могут быть как юридические лица - государство, предприятия, организации, так и отдельные граждане.
Финансово-экономическая ответственность акционеров (совладельцев предприятия) по обязательствам и убыткам предприятия ограничивается суммой их вкладов в капитал общества.
Направления и характер деятельности акционерного общества могут быть различными, общей является цель - получение прибыли.
Объединение предприятий, создаваемое предприятиями добровольно на основе договора (межфирменного соглашения) в формах союза, ассоциации, концерна, межотраслевых или территориальных объединений. Преимущества: сокращение объема капитальных затрат и риска, приобретение производственной базы или источников сырья, снижение издержек производства. Недостатки: появление бюрократической верхушки, потеря гибкости, противоречия внутренней структуры.

Предприятие, созданное на основе аренды и выкупа имущества трудовых коллективов. Это предприятие, являвшееся в прошлом государственным, которое заключило с вышестоящими органами управления договор аренды, платило арендную плату и накапливало собственную прибыль. В настоящее время такое предприятие имеет право выкупа имущества у государства и образования товарищества или акционерного общества.
Таковы основные организационно-правовые формы предприятий.

Программа государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации .

"Считаю поддержку малого бизнеса непременным условием дальнейшего развития экономики, становления среднего класса и в конечном итоге - успеха реформ". (Б.Ельцин)

Предпринимательство как особая форма экономической активности, как конкретная форма обеспечения само занятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в остальных странах большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство).

Наше государство , также как и другие пытается поддерживать малый бизнес. Так например , 1995 году был принят Закон Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации". А на основании этого закона Постановлением Правительства РФ от
4 декабря 1995 года был образован Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Согласно Закону Фонд определен государственным заказчиком Федеральной программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации .

Основной задачей Фонда является финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации и создание эффективно действующего финансового механизма для реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных
(межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства.

Подводя итог вышеизложенному, хочу сказать ,что правительство начинает принимать меры для повышения темпов развития малого предпринимательства .
Очень радует тот факт , что наконец-то был принят закон о развитии предпринимательства т.е. появился первый государственный документ давший начало развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Так же произошли некоторые позитивные изменения в области финансово-экономической и информационной поддержки российского малого предпринимательства, формирования его инфраструктуры. Все это позволяет сделать вывод: начавшиеся изменения в сфере предпринимательства, показывают что меры государственной поддержки малого бизнеса и дальнейшем будут способствовать его развитию и процветанию .

Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее России — за предпринимательством. Будущее России — за всеми нами и во многом будет определяться нашей способностью выработать эффективную концепцию бытоуложения. Но будущее России — и за предпринимателями. Поэтому требуется профессиональный подход каждого, кто решил заняться этой формой экономической деятельности, к исполнению своих предпринимательских функций.

Заключение

Работая над своей курсовой работой, я преследовала целью не только оценку тех исторических шагов, которые были сделаны нашей страной на пути к рыночной экономике, но и размышление о дальнейших попытках этого перехода.

Переход к рынку, как я уже отмечала, - очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.

Пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ Российской экономики. Для этого все россияне должны осознать всю сложность теперешней ситуации и приложить все усилия чтобы реформы осуществлялись в интересах всего населения России, а не для узких финансовых и криминальных структур. Короче, успешное развитие экономики, выход её из кризиса зависят от совместных действий всего населения России, от каждого из нас.

Я бы хотела отметить, что нельзя сворачивать с правильно выбранного, как я думаю, пути. Ведь переход к рынку является показателем демократизации
России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категории выступают самыми яркими показателями возрождения России. И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако я уверена, если мы пройдем весь этот трудный путь до конца, Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях.

Список использованной литературы:
1. Валовой Д.В. Экономика абсурдов и парадоксов: Очерки-размышления. – М.:
Политиздат, 1991. – 431 с.: ил.
2. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 1995. – 608 с.
3. Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы:
Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 96 с.
4. Программа углубления экономических реформ в России. – М.: Республика,
1992. – 63 с.
5. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации. – М.: Юстицинформ, 1992-
6. П.Хейне "Экономический образ мышления", 1991г.
7. Российская газета от 18.03.94г. ст. "Зачем лукавить - мы идем к капитализму", С.Алексеев, член-корр. РАН
8. Российская газета от 08.02.94г. - "Итоги социально-экономического развития России 1993г.
9. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М.,
1991. Введение и гл. 1, с. -15.
10. Бусыгин А. Предпринимательство : Основной курс . ,1997 -М.,1997
11. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики . 1996 .
-№7 . - С.38-41.
12. Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 1997
. -№1 .-С.15-21.
13. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия . - М., 1996



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать