Качество продукции

2. Управление качеством продукции


Управление качеством — действия, осуществляемые при созда­нии, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Универсальная схема управления качеством продукции, пред­ложенная проф. А.В. Гличевым.

Схема состоит из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы), относятся:

•  станки, машины, другое производственное оборудование;

• профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизи­ческое здоровье работников.

Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:

• характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность;

• климатическое состояние окружающей среды и произ­водственных помещений;

• интерьер и производственный дизайн;

• характер материальных и моральных стимулов;

•  морально-психологический климат в производственном коллективе;

• формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

• состояние социально-материальной среды работающих.

Сущность всякого управления заключается в выработке управ­ляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объ­екте управления. При управлении качеством продукции непосредст­венными объектами управления, как правило, являются процессы от которых зависит качество продукции. Они организуются и проте­кают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции

Управляющие решения вырабатываются на основании сопос­тавления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управ­ления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические за­дания на разработку продукции, стандарты, технические условия чертежи, условия подставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.

Основной задачей каждого предприятия (организации) являет­ся качество производимой продукции и предоставляемых услуг Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться про­изводством продукции или услуг, которые

•отвечают четко определенным потребностям, сфере приме­нения или назначения; 

•  удовлетворяют требованиям потребителя;

• соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;

• отвечают действующему законодательству и другим требо­ваниям общества;

• предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам

• направлены на получение прибыли.

 Управление качеством продукции должно осуществляться темно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организацион­ную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

В последние годы широкое распространение получили стан­дарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества — непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции (рис. 1).

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:

• улучшение экономического положения предприятия;

•  расширение или завоевание новых рынков сбыта;

• достижение технического уровня продукции, превы­шающего уровень ведущих предприятий и фирм;

• ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

• освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

• улучшение важнейших показателей качества продукции;

• снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

• увеличение сроков гарантии на продукцию;

• развитие сервиса.

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл про­дукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11 этапов (рис. 2).

 С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изго­товителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечи­вающей решение задачи управления качеством продукции.

 Наряду с системами управления качеством продукции важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит и кружкам качества (или группам качества). Как показывает зару­бежный опыт, кружки качества — это форма демократизации ка­питала, она создает заинтересованность рабочих в качестве, изме­няет психологический климат на предприятии.

Принципы организации кружков качества:

• добровольность участия;

• стремление к коллективным формам поиска правильных решений, их оперативное рассмотрение, внедрение в про­изводство принятых предложений; моральное и материальное удовлетворение достигнутыми ус­пехами, стимулирование результатов творческой деятельности; поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления предприятием; обеспечение гласности и пропаганды их деятельности все­ми формами и средствами массовой информации, обобще­ние и распространение опыта работы.

Кружки качества первоначально возникли в США, однако су­щественный импульс этому движению дали японские фирмы, где произошел и качественный, и количественный рост кружков. Затем они охватили страны Европы, Америки и Азии.

Кружки качества помогают предприятиям решать как технико-экономические, так и социально-психологические задачи предприятия.

Три-четыре человека, обслуживающие тот или иной технологический процесс или часть этого процесса, остаются после работы и

11 обсуждают так называемые «узкие места»: повышение качества, рост эффективности, снижение затрат. Они могут собираться и обсуждать проблемы (от одной до трех) один-два раза в месяц (один раз в неде­лю) и обсуждать от одной до трех тем. Обсуждения могут проходить и в рабочее время, стимулироваться материально или морально.

Кружки качества распространены во всем мире. Они представ­ляют собой важный элемент общественного участия в управлении качеством наряду с обществами потребителей.

3. Новая стратегия в управлении качеством


Управлению качеством продукции во всех странах уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался но­вый подход, новая стратегия в управлении качеством. Она ха­рактеризуется рядом моментов:

•  обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю орга­низационную структуру фирмы;

• новому понятию качества должна отвечать соответст­вующая организационная структура предприятия;

• вопросы качества актуальны не только в рамках производ­ственного цикла, но и в процессе разработок, конструиро­вания, маркетинга и послепродажного обслуживания;

• качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

• повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проек­тирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;

• всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.

Всеобщий контроль качества, осуществляемый фирма­ми США, Японии и стран Западной Европы, предполагает три обязательных условия.

1. Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не мо­жет существовать такого понятия, как постоянный уровень качест­ва. Повышение качества должно идти по возрастающей, ибо каче­ство — это постоянно меняющаяся цель.

2. Мероприятия по повышению качества должны затрагивать все подразделения без исключения. Опыт показывает, что 80—90% меро­приятий не контролируется отделами качества и надежности. Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах, как НИОКР, что обусловлено резким сокращением срока создания новых изделий.

3. Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.

Институт Гэллапа США провел опрос около 700 фирм, работаю­щих в промышленности и сфере обслуживания. Опрос показал, что руководители стали больше внимания уделять вопросам качества: 57% из них заявили, что вопросы качества предпочтительнее вопро­сов затрат и прибыли, однако 32% поставили прибыль на первое ме­сто. Более половины предпринимателей не верят в то, что повышение качества — один из верных и самых надежных способов уменьшить затраты. Более 70% руководителей показали незнание основ эконо­мики руководимых ими фирм, заявив, что затраты на обеспечение качества составляют от 5 до 10% валового объема продаж, в то время как в действительности они составляют от 20 до 30%. Каждый шес­той руководитель вообще ответил, что он понятия не имеет о величи­не затрат, обеспечивающих качество продукции.

Только непониманием проблемы качества можно объяснить такие заявления руководителей, как «управление качеством продукции оз­начает ужесточение приемки продукции», «управление качеством продукции означает более активное внедрение стандартизации», «управление качеством представляет собой статистику», «управление качеством на практике представляется весьма трудоемким процес­сом», «пусть вопросами управления качеством продукции занимается отдел приемки или контроля», «успехи предприятия в управлении качеством продукции исключают выполнение дополнительных меро­приятий», «управление качеством не имеет отношения к ад­министрации предприятия или отделу реализации».

В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продук­ции. Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время — одна из характерных черт мирового рынка.

Системы разработки новых изделий должны содержать три основных положения:

• качество рассматривается наравне со всеми техническими новшествами с самого начала разработки изделия;

• планирование научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектирование вариантов изделия с наи­лучшими характеристиками;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать