Капиталы решили остаться в России

Капиталы решили остаться в России

Капиталы решили остаться в России

1. Одна из лучших, хотя и не замеченных экономических новостей этой осени, - резкое замедление бегства капитала.

Во II квартале 2001 года оно сократилось более чем в 2 раза - до 3,2 млрд. долл. по сравнению с 6,7 млрд. долл. в I квартале, причем отток снижался по всем основным направлениям: прирост просроченного долга инофирм уменьшился в 3 раза - с 2,7 до 0,9 млрд. долл., невозврат экспортной выручки и фиктивный импорт - вдвое, с 1.6 до 0,8 млрд. долл., а "чистые ошибки и пропуски", отражающие движение капитала по "черным", скрытым от государства каналам, - в 1,6 раза, с 2,4 до 1,5 млрд. долл..

Однако замедление носило выраженный сезонный характер. При этом, если в первом квартале неофициальный отток капитала был на 10,7% ниже прошлогоднего уровня, то во втором квартале - уже на 18,5% выше.

Неопределенность развеял III квартал, когда бегство капитала, хотя и выросло, по оценке, до 3,9 млрд.долл. (за счет увеличения "чистых ошибок и пропусков" до 1.8, а невозврата экспортной выручки и фиктивного импорта - до 1,2 млрд. долл.), осталось на четверть ниже прошлогоднего (5,2 млрд. долл.). В результате отток капитала за три квартала оказался на 8,4% ниже аналогичного периода 2000 года - 14,1 млрд. долл. против 15,4.

2. При сохранении складывающихся тенденций бегство капитала в 2001 году сократится на 13,4% - до 19,1 млрд. долл. с 22,0 млрд. долл. в 2000.

Такое замедление не триумфально, но выразительно. Его причины:

налоговая реформа, оставившая в России значительную часть личных сверхдоходов;

надежды на либерализацию валютного регулирования "по Грефу", позволяющую капиталам уйти из страны легально, а не по "серым" и тем более "черным" тропам;

борьба развитых стран с "грязными" деньгами, сопровождающейся дискриминацией бизнеса и граждан России.

Напрашивающееся объяснение замедления бегства капитала улучшением делового климата справедливо лишь отчасти, так как реальных успехов в решении ключевых в этой сфере проблем - защиты собственности и обуздания произвола монополий - по-прежнему не заметно (нельзя же всерьез воспринимать представителей Минэконоразвития, трактующих рост энерготарифов в 2002 году на 30% как антимонопольный и антиинфляционный шаг). Напротив: капиталы задерживаются в стране, по-видимому, в том числе и из-за активизации передела собственности, более затратного и капиталоемкого, чем любые "стройки коммунизма".

3. Но главная причина замедления бегства капитала - сокращение притока валюты в страну. Рост реального курса рубля вкупе с нерешенностью назревших структурных проблем сдерживает экспорт и стимулирует импорт: в первых трех кварталах 2001 года экспорт товаров и услуг превысил прошлогодний уровень на 2.4% (составив, по оценке, 85.2 млрд. долл.), а импорт - на 19,8% (53,2 млрд. долл.).

Положительное сальдо текущих операций падает от квартала к кварталу - с 12,9 млрд. долл. в четвертом квартале 2000 года до 11,8 млрд. долл. в первом квартале этого (на 1,1% меньше, чем в аналогичный период 2000 года), 9.4 - во втором (на 13,8% меньше) и 7,1 млрд. долл. - в третьем квартале (на треть меньше). При сохранении сложившихся тенденций положительное сальдо текущих операций снизится в 2001 году на 20,3% (с 46,3 в 2000 до 36,9 млрд. долл.). Благодаря этому даже снижающееся бегство капитала ложится на Россию более тяжелым грузом: его доля в положительном сальдо текущих операций вырастет с 47,6% в 2000 до 51,8% в 2001 году.

4. Последствия сокращения бегства капитала с учетом его причин:

оживление инвестиций будет краткосрочным и захватит лишь II и III кварталы 2001 года;

отток капитала в IV квартале усилится не только из-за сезонности, но и из-за вероятной неудачи валютной либерализации "по Грефу";

угроза девальвации не исчезнет, но отодвинется на период после президентских выборов 2004 года из-за дедолларизации экономики, увеличивающей золотовалютные резервы Центробанка (38,4 млрд.долл. на 5 октября), но не сокращения оттока капитала.

Вместе с тем решение В.Путина о досрочной выплате МВФ 1 млрд. долл. свидетельствует, что руководство России по-прежнему не допускает мысли о возможности производительного использования государственных средств, а общий уровень его компетентности сохраняет опасность неадекватных мер, грозящих приближением срока девальвации.

Неадекватная экономическая политика - серьезная и реальная угроза безопасности России.

Неофициальный отток капитала из России, млрд. долл.




Реклама
В соцсетях