Китай в мировой экономике

6554

6985

4140

Китай

353

309

516

619

792

1195

1602

2897

В % к миру:

 

Китай

14,0

9,9

12,7

13,2

16,2

23,4

28,9

48,6




График 5. ВВП на душу населения в Китае в % в 1952-1978 гг.


Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира, включая и Россию. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.


Гипотеза 5 - характер экономической политики. Поэтому кажется вполне очевидным, что успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (т.н. шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный (градуалистский) характер. В отличие от России, где государство "ушло" из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла.


Для проверки этой гипотезы рассмотрим, в какой степени результаты экономического развития зависят от масштабов участия государства в экономической жизни страны.



ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ


По каждому из основных направлений экономической политики (политики занятости, социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной) определены важнейшие показатели участия государства в экономической жизни. Их различные величины, а также направления и скорость их изменений свидетельствуют об осуществлении той или иной модели экономических реформ (табл. 4).




Таблица 4. Типы экономических реформ


Направления экономической политики

Показатели

Значения показателей в зависимости от типа экономических реформ

 

Реформы

 

Постепенные (градуалистские, со значительными масштабами государственного вмешательства)

Либеральные (быстрые, т.н. шоковая терапия)

1. Политика занятости

Удельный вес в общей численности занятых:

 

 

 

- занятых в государственном секторе

Высокий

Низкий

 

- занятых в государственном аппарате управления

Высокий

Низкий

2. Социальная политика

Социальные субсидии в % к ВВП

Высокие

Низкие

 

Удельный вес лиц, получающих субсидии и пособия из госбюджета

Высокий

Низкий

3. Внешнеэкономическая политика

Импортные пошлины в % к объему импорта

Высокие

Низкие

 

Среднегодовые темпы снижения валютного курса, %

Высокие

Низкие

4. Денежно-кредитная политика

Среднегодовые темпы:

 

 

- прироста кредитов ЦБ

Высокие

Низкие

 

% прироста денежной массы

Высокие

Низкие

 5.Бюджетная политика

В % к ВВП:

 

 

- государственные налоги

Высокие

Низкие

 

- государственные расходы

Высокие

Низкие

 

- государственные субсидии

Высокие

Низкие

 

- государственное потребление

Высокое

Низкое

 

- бюджетный дефицит

Высокий

Низкий

 

- государственный долг

Высокий

Низкий




Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь высоки, или увеличиваются, или снижаются, но медленно, то это свидетельствует о постепенном, градуалистском, варианте экономических реформ.

Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь низки, или снижаются, или снижаются особенно быстро, то это свидетельствует о либеральном характере варианте осуществляемых экономических реформ.



ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ


Политика в сфере занятости. За первые два года экономических реформ в Китае удельный вес занятых в государственном секторе сократился с 94,9 до 26,6%. К 1995 г. он снизился до 18,9%. После шести лет экономических реформ в России доля занятых в государственном секторе остается по-прежнему выше, чем в Китае после двух лет реформ и почти вдвое выше, чем в Китае в настоящее время.


Таблица 5. Политика занятости, социальная политика


Показатели

1978

1998

Удельный вес в численности занятых, %

 

 

- занятых в государственном секторе

94,9

18,9

- занятых в аппарате государственного управления

1,2

1,7

Удельный вес в численности населения лиц, получающих пособия и субсидии из госбюджета

5,6

3,4

Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП

4,0

0,9

Уровень безработицы, %

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать