Кокурентоспособность на международном рынке один из важнейших факторов роста национальной экономики

Кокурентоспособность на международном рынке один из важнейших факторов роста национальной экономики

ВВЕДЕНИЕ.

Научных работ, посвященных вопросам конкурентоспособности опубликовано достаточно много как в отечественной, так и в зарубежной печати. В данной работе мною будут рассмотрены теоретические и практические аспекты исследования конкурентоспособности. Главный вопрос моей работы – это дать осмысление и понимание, что повышение конкурентоспособности на международном рынке есть главнейший фактор роста любой национальной экономики и, в частности, России. То есть без усиления российского влияния в международном товарообороте мировая экономическая система и экономики других стран будут развиваться отнюдь не теми темпами, как это происходит сейчас. Тем более наработанный научный потенциал, структура и сегодняшнее состояние экономики России позволяет это сделать.
Главное, чтобы у рычагов управления находились грамотные, экономически и психологически подготовленные люди, переживающие за свою страну, за живущих в ней людей, за состояние экономики.

В первой главе моего дипломного проекта я поставил себе цель проанализировать и определить главные составляющие конкурентоспособности.
Дать определение этому понятию и исследовать его по структуре. Во второй диплома части желательно изучить сегодняшнее состояние российской экономики, поставлена задача исследовать перспективы развития ее функций и в каких отраслях она больше всего продвинулась на международный рынок товаров и услуг. В заключительной главе нужно исследовать прогнозные оценки развития российской экономики, проанализировать цифры предполагаемого роста по отдельным отраслям, концепции программы социально- экономического развития нашей страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу и сделать выводы и предложения по сделанному исследованию.
Также нужно рассказать о том, что без повышения конкурентоспособности и расширения конкурентной среды на политическом и экономическом уровнях не стоит даже предполагать роста национальной экономики. Ведь нет же нигде демократии без свободной экономики или наоборот. Только состязательность и возможность состязаться, то бишь конкуренция и конкурентоспособность, даст возможность «невидимой руке» толкать наше общество к техногенному процветанию.

Действительно, конкурентоспособность любого товара определяется множеством факторов, которые можно классифицировать и представить в виде следующих показателей:

- потребительские свойства данного товара;

- потребительские свойства товаров-конкурентов;

- маркетинговая поддержка данного товара;

- маркетинговая поддержка товаров-конкурентов;

- характеристики целевых рынков, на которых осуществляется конкурентная борьба;

- свойства потребителей, за которых ведется конкурентная борьба.
Каждая из перечисленных групп содержит в себе ряд подгрупп. Таким образом, набор факторов, определяющих конкурентоспособность каждого конкретного товара, оказывается столь значительным и своеобразным, что невозможно предложить единую методику сбора данных по этим факторам, их обработки и идентификации для полной диагностики уровня интенсивности конкурентной борьбы на данном рынке.

Анализ научных исследований, посвященных данной проблематике и их результатов, показал, что такой важнейший аспект, определяющий конкурентоспособность товара, как свойства потребителей этого товара остался практически неизученным. Отмечая важность оценки потребительских свойств товара в системе конкурентоспособности, ученые не развивают этот аспект. В подавляющем большинстве работ главный акцент делается на характеристиках товара и товаров-конкурентов. Редко когда встречаются попытки рассмотреть конкурентоспособность товара исходя из свойств его потенциальных потребителей. Также под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынках.
Конкурентоспособность можно выявить также в сравнении с товарами - аналогами . Среди определяющих ее разноплановых факторов первостепенное значение имеют издержки производства , производительность и интенсивность труда , которые влияют на цену и качество изделий .
По расчетам специалистов , в большинстве отраслей российской промышленности в середине 90-х годов удельные (на единицу продукции) издержки производства были выше , чем в Японии , в 2.8 раза , США - 2.7, Франции , Германии и
Италии -2.3, Великобритании - в 2 раза.

Специфика проблемы конкурентоспособности заключается в том, что на одном поле встречаются фирмы самого разного типа. Поэтому, иногда нужно думать не за себя, а за те компании, с которыми вы сталкиваетесь.
Реальная конкурентная среда сильно отличается от модели, разработанной классической западной экономической наукой, где совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция и олигополия, существуют по отдельности.
Например, если имеет место олигополистическая конкуренция, то присутствуют пять игроков и больше никого нет. В реальной жизни ничего этого не бывает, все перемешано, реально существует сообщество компаний.

Проблема конкуренции и конкурентоспособности одна из стариннейших тем в экономической теории. Еще Адам Смит говорил, что невидимая рука управляет миром, и рыночная экономика потому не разваливается, что конкуренция все расставляет на свои места, и люди стремящиеся лишь удовлетворить свои собственные интересы, в конечном итоге работают на благо общества. Однако до начала 70-х годов, несмотря на большое внимание к тематике конкурентоспособности, новых идей в ее разработку было привнесено очень мало. Радикальный прорыв в этой области связан с именем одного человека, ныне живущего, очень преуспевающего – Майкла Портера. Это профессор
Гарварда и известнейший бизнес-консультант. Именно его работы в настоящее время считаются наиболее глубокими и проработанными в направлении изучения конкурентоспособности.

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ»

Для того, чтобы определить понятие "конкурентоспособность" следует рассмотреть следующие вопросы:

- каким компонентам экономической системы присуще свойство конкурентоспособности;

- каким образом это свойство связано с другими, уже известными свойствами экономических объектов;

- в каких ситуациях целесообразно принимать во внимание конкурентоспособность;

- каков круг задач, требующих решения в процессе анализа конкурентоспособности экономических объектов;

- каковы методы и средства решения задач, связанных с конкурентоспособностью экономических объектов.
Для ответа на поставленные вопросы попытаемся выделить в ситуации конкуренции ее основные компоненты.

Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ "О конкуренции": это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Одним из центральных понятий, рассматриваемых в законе, является определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов (ХС)на рынке. Под доминирующим положением понимается исключительное положение ХС на рынке определенного товара/услуги, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим ХС или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Обладание доминирующим положением - решающий признак, по которому устанавливается противоправность действий или соглашений на рынке. Определение доминирующего положения на рынке предполагает три возможные ситуации: доля ХС на рынке определенного товара не превышает 35%. При такой доле положение ХС не может быть признано доминирующим; доля ХС превышает 65%. В таком случае положение ХС признается доминирующим, если ХС не докажет обратного; доля ХС на рынке определенного товара превышает 35%, но меньше 65%.
Положение такого ХС может быть признано доминирующим на основании других критериев, таких как: возможность субъекта оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок других ХС либо иным способом ограничивать их деятельность.
Рыночная конкуренция или конкуренция в самоорганизующейся экономической системе - это борьба фирмы за ограниченный объем платежеспособного спроса со стороны потребителей, ведущаяся фирмами на доступном им сегменте рынка.
Против ожидания приведенные определения не дают возможности каким-либо образом вывести особенности конкурентоспособности как исследуемой категории. Очевидно, требуется проведение анализа на иных основах. Мало найдется экономических понятий, относительно которых разногласия носили бы столь выраженный характер. Понимая, что свойство конкурентоспособности изделий объективно существует, и в то же время, ощущая отсутствие единства взглядов в этом вопросе, очень многие исследователи стремятся оперировать релевантной терминологией, не объясняя, что же они, собственно, имеют в виду. В качестве примера можно привести публикацию. Более того, отдельные авторы (например, проф.Ю.Кормнов) утверждает, что универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится.
К сожалению, автор ограничивается указанным утверждением, хотя очевидно, что оно не может претендовать на абсолютный характер, а требует хотя бы минимальной типологизации экономических объектов.

Положение усложняется еще и тем, что конкурентоспособность может оказаться непосредственным или вспомогательным сосредоточием исследовательских интересов во многих областях знаний, начиная от вполне традиционных, бесспорно входящих в концепцию маркетинга, до относительно новых для нас, скажем, сферы образования. В то же время достаточно большое количество публикаций содержит в той или иной степени значительное количество фактов и умозаключений, позволяющее провести предварительный анализ экономического содержания термина "конкурентоспособность изделия".

Одной из первых отечественных работ весьма полных по охвату различных аспектов конкурентоспособности является монография Г.Долинского и
И.Соловьева. В данной работе понятие конкурентоспособности совершенно оправданно анализируется в сопоставлении с другой важнейшей технико- экономической категорией качеством продукции. При этом качество продукции авторы рассматривают, основываясь на определении этого понятия, зафиксированного в ГОСТ 15467-79. Выбор терминологической базы представляется весьма оправданным. В то же время авторы разделяют понятия
"качество" и "потребительная стоимость", исходя из той посылки, что
"...потребительная стоимость аккумулирует в себе все свойства продукции, которые связаны с ее способностью удовлетворять человеческие потребности, тогда как качество характеризуется лишь частью этих свойств, имеющих отношение к заданным характеристикам конкретной продукции". На мой взгляд противопоставление качества и потребительной стоимости лежит в русле традиции и существенно сужает возможности проводимого исследования.
Фактически речь идет о том, чтобы продукция удовлетворяла требованиям, определенным в технической и товароведческой документации. Указывается, что конкурентоспособность продукции определяется совокупностью только тех ее свойств, которые представляют интерес для потребителя и обеспечивают удовлетворение определенных его потребностей. Во-вторых, предлагается оценивать конкурентоспособность в сопоставлении параметров рассматриваемого изделия, изделия конкурента и требований потребителя. Третьим существенным тезисом является тезис о необходимости и возможности оценки конкурентоспособности неоднородных продуктов.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать