Первый вариант (рис.5.) предпочтителен для торгового предприятия со средним товарооборотом и неширокой номенклатурой товаров, например предприятия, занятые розничной продажей мебельных товаров. Основное достоинство этой организационной структуры – простота системы управления, возможность прослеживать компактность и соподчиненность всех функциональных подразделений. Иерархический ранг имеет две ступени, т. е. два уровня управления. Предусматривается линейная связь управления функциональными подразделениями с подчинением администрации предприятий.
Рис. 5. Организационная структура торгового предприятия по продаже мебели.
Такие группы, как планово-экономическая, бухучета финансов,
коммерческо-распорядительная, составляют первый уровень организационной
структуры. На коммерческо-распределительную службу возложены совершение
коммерческих сделок, закупки и организация поставок товаров. Но главные
функции коммерческой службы это управление операциями купли-продажи и
расширение целевых рынков мебели, действующих на коммерческой основе.
Процессы, связанные с реализацией мебели, представлены вторым уровнем
управления. Вся технологическая цепочка по доведению товаров из сферы
производства в сферу конечного потребления ориентирована на минимальные
издержки.
Второй вариант (рис. 6) наиболее типичен для торгового предприятия с большим объемом реализации продовольственных товаров. В этом случае предусматривается линейно-функциональная организационная структура с централизованным управлением деятельностью торгового предприятия.
Рис. 6. Организационная структура торгового предприятия по продаже продовольственных товаров.
Система управления состоит из трех взаимосвязанных уровней. В непосредственном подчинении администрации торгового предприятия находятся четыре подразделения первого уровня, занимающиеся экономическими, бухгалтерскими, финансовыми и коммерческими вопросами, а также маркетинговыми исследованиями состояния целевых рынков продовольственных товаров. На втором уровне управления представлены службы, организующие закупку, поставку, предпродажную подготовку и реализацию продовольственных товаров. Продажа товаров выполняется по группам товаров однородного состава. На третьем уровне управления задействовано производственное подразделение, отвечающее за организацию выпуска продукции своими силами. В обязанности подразделения входит обеспечение управления технологическими процессами и всей цепочкой производства предусмотренной номенклатуры продукции. Информационное обеспечение и управленческие решения рассчитаны на компьютерные средства. В рассмотренной организационной структуре осуществляются вертикальные и горизонтальные связи, координация и управление всей деятельностью торгового предприятия.
Третий вариант (рис.7.) используется в крупном торговом предприятии со значительным объемом реализации продукции. Обычно такая схема свойственна фирмам с централизованной оптовой продажей непродовольственных товаров или средств производства. Иерархический ранг и управление имеют два уровня. К первому уровню относятся такие отделы, как планово-экономический, финансовый, маркетинговых исследований, юридический, бухгалтерия.
Рис. 7. Организационная структура торгового предприятия по продаже сырья и средств производства.
Особая роль принадлежит коммерческой службе, объединяющей пять отделов, которые осуществляют коммерческую политику фирмы. Деятельность отдела закупок осуществляется на основе постоянного изучения рыночной конъюнктуры спроса и предложения. В результате вырабатывается стратегия товарно-материального обеспечения. В обязанности этого отдела входят также управление материальными запасами и поддержание должного уровня обслуживания потребителей. Отдельно выделен транспортный отдел, отвечающий за доставку сырья и средств производства потребителям. Он координирует отправку железнодорожных вагонов с отгруженной продукцией, отслеживает прохождение вагонов до потребителей, контролирует погашение транспортных расходов и др. Определенное значение придается отделу взаимозачетов. Отдел внешних связей решает вопросы, касающиеся поставок импортного сырья, материалов и средств производства, таможенного обслуживания и досмотра.
Второй уровень представляет управление всей технологической цепочкой при реализации сырья и средств производства на целевых рынках. Особое внимание уделяется получению прибыли в результате успешного ведения и расширения коммерческого дела.
В нынешних условиях перехода к рынку многие предприятия испытывают платежеспособный кризис, поэтому они не могут рассчитываться за то количество сырья и средств производства, которое им необходимо для выпуска продукции. Особенно это касается предприятий ведущих отраслей промышленности. Практически они являются должниками из-за дебиторской или кредиторской задолженности: металлурги должны энергетикам, энергетики - машиностроителям, машиностроители - химикам и т. д. Больше всех страдают железнодорожники из-за дебиторской задолженности. В результате предприятия попадают в затруднительное положение, приводящее порой к остановке производства.
В данной ситуации важная роль принадлежит оптовым торговым
предприятиям, в частности их взаимозачетным отделам по реализации сырья и
средств производства. Рассмотрим организацию централизованной и
взаимозачетной (бартерной) поставки продукции предприятиям-потребителям
рамках замкнутого цикла на примере концерна «Еврохим» (pис. 8). В этом
случае предусматривается новый подход к становлению партнерских связей.
Суть схемы заключается в следующем: в соответствии с договором между
концерном «Еврохим» и предприятиями-потребителями концерн берет на себя
обязанности поставщика (дистрибьютора) материалов и средств производства.
Выполняя торгово-посреднические функции, он обеспечивает поставки
материалов и средств производства со своего склада, или отправляются
транзитом (прямые сообщения от изготовителя) железнодорожным транспортом.
Рис. 8. Схема поставки средств производства и готовой продукции между предприятиями по взаимозачетному замкнутому циклу.
В нашем примере поставки продукции осуществляются в пределах пяти
предприятий: концерн «Еврохим», Каменск-Уральский электромаш, Пензаэнерго,
Пензакомпрессормаш, Каучук-Стерлитамак. Основой взаимных расчетов служат
долговые обязательства (векселя) задействованных предприятий.
Опыт показывает, что рассмотренная система поставки и расчетов за продукцию удовлетворяет потребности всех участников замкнутого цикла.
Задача.
Рассчитайте средние товарные запасы (в днях) и их оборачиваемость за год (число оборотов) из данных таблицы 1.
Сделайте вывод об эффективности использования оборотных средств розничными торговыми предприятиями по продаже продовольственных товаров.
Таблица 1
|Показатели |Количество |Товарооборот |Средние тов.запасы |
|Ед. измерения |работающих,чел. |тыс. руб. |за год, тыс. руб. |
|Малое предприятие |10 |2 000,00 |140,00 |
|ООО |30 |3 500,00 |175,00 |
|ООО |90 |15 000,00 |150,00 |
|ЗАО |450 |90 000,00 |900,00 |
Таблица.2
Расчет эффективности использования оборотных средств
|Показатели |Товарооборот за |Средние |Оборачиваемость |
| |один день, |тов.запасы |тов.запасов |
|Ед. измерения |тыс. руб. | за год, дни |число оборотов |
|Малое предприятие |5,56 |25,2 |14,29 |
|ООО |9,72 |18 |20,00 |
|ООО |41,67 |3,6 |100,00 |
|ЗАО |250,00 |3,6 |100,00 |
| |
|Т/об. одн. = Т/об.за год / 360 - товарооборот за один день |
| |
|З одн. = З / Т/об.одн. - средние товарные запасы в днях |
| |
|Т/об.за год / З - оборачиваемость тов. запасов в числе оборотов |
Вывод:
Исходя из вышеприведенных данных и из того, что между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость, а также учитывая средние товарные запасы за год и число работающих, можно сделать вывод, что наиболее эффективно использует свои оборотные средства второе ООО (обеспечивает с меньшими размерами товарных запасов и меньшим количеством работающих человек равное с ЗАО время и скорость оборота товарных запасов). Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, расходов по хранения товаров и т.д., т.е. позволяет наиболее эффективнее использовать свои оборотные средства.
Список использованной литературы
1. Коммерческая деятельность. Учебник Ф.П.Половцева. М.:
«Инфра-М», 2000 г.
2. Коммерческая деятельность. Учебник Ф.Г.Панкратов, Т.К.Серегина.
М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000 г.
3. Торговое дело: экономика и организация. Учебник под общ. Ред.
Л.А.Брагиной и Т.П.Данько. М.: «Инфра-М», 1997 г.
-----------------------
Принципы построения управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
Обеспечение согласованности между подразделениями (службами)
Обеспечение взаимодействия между коммерческой деятельностью и целями торгового предприятия
Обеспечение иерархичности структуры управления
Обеспечение комплексного подхода в управлении
Обеспечение малозвенности в структуре управ-ния
Обеспечение адаптивности структуры управления
Обеспечение исполнительной информацией
Источники осуществления коммерческой деятельности
Правовые и нормативные акты, используемые для принятия коммерческих решений и выполнения коммерческих задач
Рыночная среда и рыночные регуляторы, оказывающие влияние на политику коммерческой деятельности
Взаимосвязь избранной стратегии развития торгового предприятия с позициями коммерческой деятельности
Внутренний механизм воздействия на коммерческую деятельность, согласуемый со спросом и возможностями потребителей.
Методы и средства, необходимые для достижения поставленных целей в коммерции с учетом переменных факторов внутренней и внешней среды.
Коммерческая служба
Администрация торговой фирмы
Группа по товарам А
Группа по товарам Б
Группа по товарам В
Руководитель торговой фирмы торговой фирмы
Коммерческий директор
Закупка сырья для производства продукции
Продвижение товаров
Закупка товаров
Реализация товаров
по группам однородного состава
Администрация торгового предприятия
Планово-экономическая группа
Комплекты мягкой мебели: диваны, кресла, мягкие уголки
Спальные гарнитуры комоды, кровати, тумбочки, трюмо
Кухонные наборы: отдельные элементы кухонной мебели
Корпусная мебель (стенки), отдельные секции стенок
Группа бухучета и финансов
Коммерческо-распо-рядительная группа
Торговый процесс по группам товаров
Столы обеденные письменные журнальные стулья столы-трансформ.
Сопутст-вующие товары: зеркала, ковры, декорат. украшения
Каменск-Уральский электромаш
Компрессоры
Электродвигатели
Пензакомпрессор-маш
Пензаэнерго
Электроэнергия
Металл, ГСМ
Каучук СКИ-3
Каучук СКИ-3 на экспорт
Взаиморасчеты деньгами
Бельгийская компания
Концерн «Еврохим»
Каучук Стерлитамак
Металл, ГСМ
ГСМ
АДМИНИСТРАЦИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
ПРОДАЖА ТОВАРОВ
ЗАКУПКА ПРОДУКЦИИ
ОПЕРАТИВНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Потребность в товарах выражается спросом покупателей
Мясные и рыбные полуфабрикаты
Кулинарные изделия
Хлебобулочные и кондитерские изделия
Закуски и блюда для кафетерия
Изучение рынка закупок и определение поставщиков
Дирекция фирмы
Юридический отдел и кадры
Секретариат
Планово-экономический отдел
Целевые рынки сырья и средств производства
Ионообменные смолы
Химические вещества
Химические реактивы
Горюче-смазочные материалы
Металл и металлоизделия
Машины и оборудование
Коммерческие сделки и товарно-денежный обмен
Товародвижение и поступление продукции
Складирование и хранение
Предпродажная подготовка
Подача товаров к местам продажи
Овощи и фрукты
Кондитерские изделия
Рыбная продукция
Мясо и мясные продукты
Колбаса и колбасные изделия
Молоко и молочные продукты
Хлеб и хлебобулочные изделия
Бакалейные товары
Поставка сырья
Доставка к местам продажи
Минеральные удобрения
Маркетинговые исследования и анализ состояния рынков
Коммерческие решения, связанные с куплей-продажей и обращением товаров
Учет, отчетность и финансовые операции
Планирование и экономический анализ
Финансовый отдел
Бухгалтерия
Отдел маркетинговых исследований
Отдел внешних связей
Отдел взаиморасчетов
Отдел реализации
Транспортный отдел
Отдел закупок
Коммерческая служба
?