Компьютерная грамотность менеджера
Компьютерная грамотность менеджера
Содержание
Введение 2
1. Проектный менеджмент и анализ бизнес-планов 3
2. Эконометрия: методы и модели 6
3. Бизнес-процесс реинжиниринг 7
4. Новые информационные технологии 9
5. Искусство и технология международной связи 11
6. Автоматизация управления предприятиями: новые решения 11
Заключение 14
Список источников 15
Введение
Углубленный анализ обозначившихся к настоящему времени подходов к определению и интерпретации сущности информатики приводит к выводу, что одной из наиболее объективных является трактовка академика Глушкова В. М.: информатика есть атрибут, органически присущий цивилизованному обществу, имеющему своим предметом удовлетворение информационных потребностей основных сфер его жизнедеятельности.
Современная актуальность информатики непосредственно связана с развитием средств вычислительной техники, телекоммуникаций, искусственного интеллекта. В материалах, опубликованных Центром информатики ЮНЕСКО, посвящённых системе опережающего образования, информатика определена в настоящее время как фундаментальная наука в которой выделены три основных направления:
- теоретическая информатика;
- техническая информатика;
- социальная информатика.
Учитывая многоаспектность выделенных направлений, для организации процесса обучения информатике в Высших учебных экономических заведениях необходимо отметить следующее. От будущего менеджера, экономиста, бухгалтера, банковского работника требуется прежде всего компьютерная грамотность, причём обучение необходимо проводить в двух направлениях:
- изучение основных возможностей вычислительной техники в данной предметной области;
- целевое обучение, как пользоваться тем или иным программным продуктом.
Следует отметить, что проблемная ориентация при изложении материала позволяет повысить эффективность учебного процесса. На первый план при этом выдвигаются конкретные задачи (от простейших расчётов до прогнозирования и статистического анализа), а затем методы их решения с помощью того или иного программного продукта.
Принимая во внимание стремительное развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций следует также особое значение уделять вопросам дистанционного обучения.
Проектный менеджмент и анализ бизнес-планов
В наиболее общем понимании проект - это комплекс работ, направленных на достижение запланированной цели, которая обычно имеет уникальный характер. Известный закон Лермона гласит: “Любую техническую проблему можно преодолеть, имея достаточно времени и денег”, а следствие Лермона уточняет: “Вам никогда не будет хватать либо времени, либо денег”. Именно для преодоления сформулированной в следствии Лермона проблемы предложена методика управления деятельностью на основе проекта. Распространение данной методики управления на различные сферы деятельности является доказательством её эффективности.
Можно отметить основные признаки проектов, отличающих их от других видов деятельности:
1) направленность на достижение целей;
2) координированное управление взаимосвязанных действий;
3) ограниченная протяжённость во времени;
4) уникальность.
Любой проект проходит через определённые фазы в своём развитии. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако у каждого проекта можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту. Поэтому, понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, так как именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства. Наиболее традиционным является разбиение проекта на четыре крупных этапа: формулирование проекта, планирование, осуществление и завершение.
В настоящее время характерным признаком современного предприятия становится постоянное изменение стратегических целей развития и средств их достижения, диктуемое научно-техническим прогрессом и конкурентной борьбой. Структура управления такого предприятия должна быть гибкой. Такую гибкость обеспечивает сочетание функциональной структуры с проектной формой организации управления, которая позволяет в короткий срок перераспределять ресурсы между направлениями и проектами, менять приоритеты в работе менеджеров, вводить новые принципы взаимоотношений между сотрудниками.
В процессе использования компьютерных информационных технологий для управления проектами необходимо учитывать их следующие функциональные возможности:
1) Описания комплекса работ проекта, связей между работами и их временные характеристики:
- поддержка календаря проекта;
- ограничения накладываемые на работу проекта;
- возможности назначения временных характеристик;
- связи между задачами;
- максимально допустимое количество задач в проекте, возможность кодирования, многоуровневое представление проекта.
2) Средства поддержки информации о ресурсах и затратах по проекту и назначения ресурсов и затрат отдельным работам проекта:
- информация о ресурсах;
- назначение ресурсов задачам
- ресурсное планирование
3) Средства контроля за ходом выполнения проекта:
- средства отслеживания состояния задач проекта;
- средства контроля за фактическим использованием ресурсов.
4) Удобные графические средства представления структуры проекта:
- диаграмма Гантта;
- сетевая диаграмма;
- иерархическая диаграмма проекта;
- создание необходимых для планирования отчётов;
- отчёты для анализа фактического состояния выполнения задач проекта и сравнения с запланированным.
- другие виды диаграмм и отчётов.
Учитывая тот факт, что проект может включать задачи по проведению маркетинговых исследований, разработке маркетинговой политики и так далее, единая модель планирования и управления инновационным процессом как на прединвестиционных стадиях, так и на стадиях реализации может быть реализована и представлена на основе методов проектного анализа и управления проектами.
В структуре курса по проектному менеджменту можно предложить следующие разделы:
1) методы проектного анализа и управления проектами;
2) использование автоматизированных средств для управления проектами;
3) разработка комплекса задач проекта и определение зависимостей между задачами;
4) анализ расписания по методу критического пути;
5) ресурсное планирование проекта;
6) стоимостной анализ проекта;
7) принятие исходного плана и контроль за ходом выполнения проекта.
Следует отметить, что проект создания новой организации или реструктуризации старой и план её деятельности сами являются важнейшими элементами бизнес-плана, а бизнес-план, рассчитанный в виде проекта выглядит более наглядно и убедительно.
Для анализа бизнес-плана необходимо рассмотреть следующие основные элементы:
1) стратегия фирмы;
2) маркетинговый план;
3) технический план;
4) организационный план;
5) финансовый план.
2. Эконометрия: методы и модели
Эконометрия это наука, изучающая конкретные количественные закономерности и взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей.
Эконометрию можно рассматривать и как направление статистики, и как направление экономики. Такая двойственность создаёт определённые трудности в процессе преподавания эконометрии. При изучении только экономических методов, существует опасность утери специфики эконометрических приложений, так как эти методы базируются на разделах регрессионного анализа, а обычно исследования вызывают необходимость изменений в традиционных подходах. Если сосредоточить внимание на эконометрических приложениях, то приходится сталкиваться с необходимостью отступления от них для изучения методики проведения полного цикла эконометрических расчётов. Поэтому в структуре курса можно предложить и выделить три основных раздела:
1) проблемы регрессивного анализа, связанные с экономическими задачами, методами и моделями;
2) проблема практического применения эконометрии:
3) прогнозирование временных рядов и многомерный статистический анализ.
Учитывая неразрывную связь между теоретической и практической формами обучения, применение современной компьютерной техники предполагает использование соответствующего программного обеспечения (Systat, StatGraphics, Statictica, ANOVA - analysis in variance, ANOVA - analysis of covariance), позволяющего показать последовательные этапы комплексного статистического исследования:
- исследование структуры совокупности;
- исследование взаимосвязей экономических явлений (однофакторные, многофакторные, регрессивные модели);
- исследование интенсивности и основных тенденций экономического развития;
- исследование связи в динамических процессах:
- краткосрочное адаптивное прогнозирование экономических показателей (модели экспоненциального сглаживания и линейного роста, модели с адаптивным и мультипликативным сезонным эффектом);
- корреляционный анализ нестационарных рядов (модифицированный коэффициент корреляции, адаптивный коэффициент корреляции);
- моделирование и анализ временных рядов (исследование ряда на стационарность, оценивание коэффициентов различных моделей ряда).
Бизнес-процесс реинжиниринг
Экономические реформы в современном обществе требуют проведения структурной реконструкции промышленных и непромышленных предприятий, установления новых экономических отношений между различными субъектами рыночной экономики, и как следствие, изменение информационных, материальных и финансовых потоков, составляющих в совокупности бизнес-процессы.
Развитие передовых технологий, исчезновение границ между национальными рынками и изменившиеся, чем когда-либо возможности выбора клиентов, в совокупности сделали цели, методы и основные принципы организации классических фирм и корпораций безнадёжно устаревшими. Поэтому, менеджеры, понимающие в современных условиях и принимающие концепцию работы, основанной на процессах, помогут своим предприятиям и фирмам не только выстоять в конкурентной борьбе, но и резко вырваться вперёд.
Следует отметить, что реинжиниринг не является просто автоматизацией с обновлением устаревших информационных систем, это не реструктуризация корпорации или реорганизация и сокращение числа уровней управления, это не улучшение качества или комплексное управление качеством.
По своей сути реинжиниринг предполагает полный пересмотр производственной модели и подразумевает поиск принципиально новых моделей организации работы, в которых старые традиции больше не имеют значения. Смысл реинжиниринга заключается в отказе от привычных и признанных методов и предпосылок и изобретении новых подходов к структуре процессов, которые имеют немного или вообще не имеют никакого сходства с ранее существующими процессами.
Учитывая то, что реинжиниринг представляет собой принципиально новое направление и предлагает не только комплексный системный подход, но и профессиональные знания в различных областях, на начальных этапах обучения можно предложить следующие основные разделы курса:
1) реинжиниринг бизнеса - новое направление теории менеджмента;
2) введение в бизнес-процесс реинжиниринг;
3) основные принципы разделения труда Адама Смита и существующие подходы к организации предприятий и фирм;
4) новые методы работы;
5) реинжиниринг и его воздействие на фирму;
6) основные этапы реинжиниринга бизнес – процессов;
7) объекты реинжиниринга;
8) бизнес-процессы и их переосмысливание;
9) методы перепроектирования процессов;
10) моделирование бизнеса, модель существующего и нового бизнеса;
11) роль информационных технологий;
12 методологии и инструментальные средства для проведения реинжиниринга
13) кто и как проводит реинжиниринг;
14) примеры реинжиниринга;
15) достижение успеха в реинжиниринге.
Новые информационные технологии
Информационные технологии играют решающую роль в реинжиниринге бизнеса и являются существенным конструктивным фактором его успеха. Однако неправильное использование информационных технологий может срывать реинжиниринг путём как старых способов мышления, так и прежних стереотипов поведения.
Для того, чтобы понять скрытую мощь современных информационных технологий и выявить возможности их прикладного применения менеджеров необходимо обучать новому индуктивному стилю мышления. Большинство менеджеров знают как мыслить дедуктивно, т. е., они хорошо выявляют проблемы, а затем ищут и оценивают различные решения этих проблем. Однако применение информационных технологий для реинжиниринга бизнеса требует индуктивного мышления - способности сначала увидеть эффективное решение, а затем искать проблемы, к которым оно применимо и о существовании которых фирма, возможно, и не подозревает.
Учитывая то, что реинжиниринг, по сравнению с простой автоматизацией очень похож на инновационный процесс, на использование возможностей современных информационных технологий для совершенно новых целей, одна из главных задач при подготовке менеджеров заключается в изучении и осознании новых, неизвестных ранее возможностей технологий взамен хорошо известных.
Принимая во внимание стремительность изменения информационных технологий и появление новых, на данный момент можно предложить следующие общие основные разделы курса по современным информационным технологиям:
1) технологии интеграции устройств и компьютерных систем (компьютер, факс, модем, телефон, сканер, принтер);
2) технологии телекоммуникаций (интеграции систем электронной почты, связи в глобальных корпоративных сетях, беспроводные средства связи);
3) WWW-технологии и технологии баз данных и знаний;
4) интерактивные видео-технологии и технологии обработки изображений;
5) технологии копирования, получения и размножения документации;
6) технологии моделирования, CASE технологии;
7) технологии автоматического обнаружения и слежения;
8) технологии высокопроизводительных компьютерных вычислений;
9) обучение индуктивному мышлению.
Следует отметить, что нужно время, чтобы изучить новую технологию, понять её значимость, определить сферы применения, распределить эти сферы внутри фирмы и разработать план её внедрения. Поэтому, подготовка специалистов - менеджеров, которые смогут выполнить эти работы до того, как технология станет доступна, неизбежно позволит фирме вырваться вперёд в острой конкурентной борьбе.
Искусство и технология международной связи
Любые формы международного сотрудничества в области бизнеса предполагают широкое использование средств связи для передачи информации. С технической точки зрения основные особенности международной связи заключаются в том, что сообщения передаются на большие расстояния, а участники информационного обмена подключены к сетям связи, реализуемым национальными стандартами. Кроме того, отправителя и получателя международных сообщений обычно разделяют языковые и культурные барьеры и значительное различие поясного времени. Для успешного решения возникающих при этом проблем будущим менеджерам необходим определённый уровень знаний о современных коммуникационных системах, аппаратных и программных средствах передачи сообщений, сложившихся правилах и традициях подготовки и передачи деловой информации, а также некоторый набор систематизированных данных справочного характера.
В структуре курса можно предложить следующие основные разделы:
1) средства и системы международной связи;
2) технические средства для подготовки корреспонденции;
3) программные средства подготовки и передачи сообщений;
4) правила и традиции оформления сообщений;
5) источники адресной информации;
6) координация времени.
6. Автоматизация управления предприятиями: новые решения
Анализ тенденций функционирования и развития российского рынка делового программного обеспечения показывает, что постепенно идет смещение акцентов от простых учетных программ к более сложным системам, обеспечивающим руководителей предприятий информацией для принятия решений. Это связано как с интенсивным ростом оснащенности российских предприятий средствами вычислительной техники, так и с повышением уровня компьютерной грамотности менеджеров высшего и среднего звена. Сегодня к кандидатам в этой области предъявляются довольно жесткие требования вплоть до умения использовать конкретные экономические программы на уровне опытного пользователя.
Понимание целей и задач компьютеризации предприятия конечными пользователями программных продуктов повышает планку требований, предъявляемых к системам автоматизации предприятий. Спрос на простые и дешевые решения по автоматизации бухгалтерского учета и отчетности по-прежнему имеет место, но их доля в общем объеме поставляемых на рынок систем неуклонно понижается. На место локальных систем постепенно приходят комплексные (корпоративные) решения, обеспечивающие автоматизацию управления основными бизнес-процессами предприятия.
Большинство корпоративных информационных систем разработано в тех же фирмах, где несколько лет назад разрабатывались наиболее известные в России бухгалтерские программы. Так, например, система "1С: Предприятие" (фирма "1С") является преемником программы "I С: Бухгалтерия", комплекс "БЭСТ-ПРО" (фирма "Интеллект-Сервис") создан в развитие системы "БЭСТ4", корпоративная система Abacus Financial (фирма "Омега") сохранила основные элементы концепции бухгалтерской системы Abacus Professional. Исключение составляет, пожалуй, только продукция корпорации "Галактика", которая изначально была нацелена на рынок корпоративных информационных систем.
Недавно компания "Инфософт" выпустила новую систему "Флагман", которая по архитектуре и функциональным возможностям близка к системам класса корпоративных. Эта система является преемником известной в России сетевой бухгалтерской системы "Интегратор", разработанной в 1995-1996 гг. и представляющей собой универсальный коробочный продукт, объединяющий в одном пакете средства автоматизации всех участков бухгалтерского учета предприятия.
Система "Флагман" построена по модульному принципу и включает следующие основные подсистемы: "Документооборот" (обеспечивает возможность ведения документооборота, делопроизводства и контроля за деятельностью исполнителей), "Бухгалтерский учет" (осуществление полного цикла бухгалтерского учета, совместная обработка информации по многим бизнес-процессам, множественность планов счетов, многовалютность и многомерный аналитический учет), "Финансовый анализ" (оценка структуры и динамики экономических и финансовых показателей деятельности предприятия), "Снабжение и склад" (ведение складского учета, формирование портфеля заказов на товары, календарного планирования снабжения), "Сбыт и торговля" (формирование портфеля заказов на продукцию и услуги, осуществление учета отгрузки, резервирования, розничной торговли, связи с кассовыми аппаратами), "Персонал" (ведение личных карточек сотрудников, штатного расписания, табельного учета), "Зарплата" (расчет повременной и сдельной оплаты труда, всех видов начислений и удержаний, подготовка данных для налоговых инспекций и Пенсионного фонда).
Среди дополнительных возможностей системы - подсистемы "Развитие бизнеса и маркетинг", "Технико-экономическое планирование", "Техническая подготовка производства" и "Производство". "Флагман" работает под управлением современных операционных систем Windows-95/ 98/2000 и Windows NT и поставляется в коробочном исполнении. В поставку входят средства настройки и администрирования, а также контрольный (тестовый) пример.
Концепция системы предусматривает совместимость с различными серверами баз данных (в настоящее время система уже работает с SQLBase и завершается тестирование на совместимость с серверами MS SQL и Oracle). Это обеспечивает клиенту возможность выбора оптимального по цене решения. Примечательно, что цены на отдельные подсистемы не зависят от используемого сервера БД.
В заключение следует отметить, что модульный подход, использованный в системе "Флагман", позволяет внедрять систему поэтапно: предприятие может использовать сначала отдельные подсистемы, что обеспечивает оптимальное распределение инвестиций в информатизацию. При этом не возникает проблемы совместимости между отдельными частями, так как все подсистемы, входящие в состав системы, используют единую структуру хранения данных. Обеспечивается простая возможность настройки пользовательского меню. Допускаются разработка новых и адаптация существующих АРМ в соответствии с конкретными требованиями заказчика или спецификой функциональных обязанностей сотрудников предприятия-пользователя. В состав системы входят средства визуального проектирования экранных форм и средства разработки отчетов.
Заключение
Грамотный менеджмент требуется везде - и на огромных заводах, и в крупных торговых компаниях со множеством филиалов, и, конечно же, в малом бизнесе. Несмотря на различия в масштабах и характере деятельности, всем предприятиям, в сущности, приходится решать одни и те же задачи. Это укрепление своего положения в занимаемой рыночной нише и активные поиски новых источников прибыли. Как известно, в жизни и в бизнесе не ошибается только тот, кто вообще ничего не делает. Однако последствия ошибок могут быть разными. Одни из них не причинят явного вреда предприятию и могут быть исправлены в любой момент времени. Другие, наоборот, носят необратимый характер и приводят к гибели фирмы. Так можно ли свести количество ошибок в бизнесе к минимуму, вовремя увидев и обойдя многочисленные "подводные камни"? Если в основу управления предприятием положена исключительно интуиция, то, конечно же, нет. Но если ведение бизнеса строится на идеальном порядке в учете ресурсов и обязательств, на непрерывном контроле и анализе состояния дел (что обеспечивается в первую очередь высокой компьютерной грамотностью менеджеров фирмы), то шансы на предсказуемое будущее со стабильным ростом доходов становятся на несколько порядков выше.
Список источников
Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. – М: Наука, 1997.
Винн Р., Холден К. Введение в прикладной эконометрический анализ. - М.: Финансы и статистика, 1998.
И. Аглицкий. Автоматизация управления предприятиями: новые решения // Финансовая газета, №15/2001.
Компьютерные технологии для малого бизнеса. // Бухгалтер и Компьютер, №4/2000.
http://www.grsu.grodno.by/~littc/html/confer/publ/98/MEO_98/conf_3.htm
http://www.dtpress.ru/mp/2000/06/18.htm