Конкуренция и ее влияние на рынок
смотреть на рефераты похожие на "Конкуренция и ее влияние на рынок"
Міністерство освіти України
Черкаський інженерно технологічний інститут
Факультет перепідготовки фахівців
КОНТРОЛЬНА РОБОТА
По дисципліні
“Основи бізнесу”
Варіант № 8
Слухач: Завалій Ю.А.
Група: ЗБ-81
Робота подана до факультету
Керівник: Захарчук Л.Ф.
Результат:
Черкаси 1999
Зміст
1. Значение конкуренции и ее влияние на рынок 3
2. ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ 4
2.1. Сущность конкуренции, условия её существования 4
2.2. Совершенная Конкуренция 4
2.3. Несовершенная Конкуренция 5
3. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 8
3.1. Формы конкуренции в условиях монополистического производства. 8 ценовая и неценовая конкуренция 8
3.2. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции 10
3.3. Монопольные цены и поведение монополистов 12
4. Конкурентная стратегия 14
4.1. Позиция в отрасли 14
4.2. Источники конкурентного преимущества 15
5. Методы Антимонопольной Политики 16
6. Заключение 21
7. Литература: 22
Значение конкуренции и ее влияние на рынок
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться ).
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного
хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу
установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это
конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция
между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и
объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной
борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на
рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере
. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение )
процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ
2.1. Сущность конкуренции, условия её существования
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного
хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями:
полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной
зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими
претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и
процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность -
монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка.
Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых
показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
4. Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
Рыночное соперничество классифицируется так:
2.2. Совершенная Конкуренция
Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной
собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на
рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что
создавать и в каких количествах, а также:
1.Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не
оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
2.Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
3.Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену
на свою продукцию, то потеряет покупателей;
4.Продавцы действуют независимо друг от друга;
5.Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.
2.3. Несовершенная Конкуренция
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно
обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием
монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают
акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными
и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным
следствием большого скачка в концентрации промышленного производства
под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П.
Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного
производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к
монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно
наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического
развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и
быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей ».[1]
Термин « монополия » в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции (таблица 1). Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей, речь о которых пойдёт позже.
В экономической литературе даётся следующая классификация монополий:
1. С учётом охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:
А) Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);
Б) Абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов).
В) Таблица 2
2. В зависимости от причин возникновения различают следующие виды монополий:
А) Естественная монополия (ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т.д.).
Б) Легальные монополии, образующиеся на законном основании
(патенты и т. д.)
Таблица 1
| | | | | | | | | |
|Парамет| | | |Соверше| | |Монопол| |
|ры | | | |нная | | |ия | |
|состоян| | | |Конкуре| | | | |
|ия | | | |нция | | | | |
|рынка | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|Число | | | |Много | | |Один | |
|продавц| | | | | | | | |
|ов | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|Барьеры| | | | | | |Есть(не| |
|входа и| | | |Нет | | |т | |
|выхода | | | | | | |вхожден| |
|из | | | | | | |ия) | |
|рынка | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | |Нет | | |Нет | |
|Диффере| | | |(одинак| | |(один | |
|нциация| | | |овые | | |продукт| |
|продукт| | | |продукт| | |) | |
|а | | | |ы | | | | |
| | | | |одного | | | | |
| | | | |вида) | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | Нет| | | |
|Участие| | | | | | |Полный | |
|фирм в | | | | | | |контрол| |
|контрол| | | | | | |ь | |
|е над | | | | | | | | |
|ценами | | | | | | | | |
Таблица 2
|Покупатели | | | | | | | | |
| | | |Продав| | | | | |
| | | |цы | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | |Много | |Несколько | |Один | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|Много | |Соверш| |Олигополия | |Монополия| | |
| | |енная | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | |Конкур| | | | | | |
| | |енция | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|Несколько | |Олигоп| |Билатеральная | |Ограничен| | |
| | |сония | | | |ная | | |
| | | | | | | | | |
| | | | |Олигополия | |Монополия| | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|Один | |Монопс| |Ограниченная | |Билатерал| | |
| | |ония | | | |ьная | | |
| | | | | | | | | |
| | | | |Монопсония | |Монопсони| | |
| | | | | | |я | | |
| | | | | | | | | |
В) Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду
объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических
выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
1. Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;
2. Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
3. Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;
4. Применяют более крупный капитал;
5. «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.