Конкуренция и ее влияние на рынок
p> Дифференциация – это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового количества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Дифференциация позволяет фирме диктовать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках опять-таки даёт бульшую прибыль.

4.2. Источники конкурентного преимущества

Избранная фирмой конкурентная стратегия определяет способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности. Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологии или исходные компоненты производства. Они выходят с ними на рынок, и тогда это – нововведения.

Нововведение ведёт к смене лидерства в конкуренции, если прочие конкуренты либо не распознали пока нового способа ведения дел, либо не могут или не желают изменить свой подход.

Вот наиболее типичные причины новаций, дающих конкурентное преимущество:
1. Новые технологии. Изменение технологии может создать новые возможности для разработки товара, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшение сервиса или услуг. Именно оно чаще всего предшествует стратегически важным нововведениям.
2. Новые или изменившиеся запросы покупателей.
3. Появление нового сегмента в отрасли.
4. Изменение стоимости или наличия компонентов производства. Конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки из-за изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов, таких как рабочая сила, сырьё, энергия, транспорт, связь, средства информации или оборудование. Это говорит об изменении условий у поставщиков или о возможности использовать новые или другие по своим качествам компоненты.
5. Изменения правительственного регулирования. Изменение политики правительства в таких областях как стандарты, охрана окружающей среды, требования к новым отраслям и торговые ограничения.

Вышеуказанные вводные могут дать фирмам конкурентное преимущество, если фирмы вовремя поймут их значение и предпримут решительное наступление.
В очень многих отраслях такие «ранние пташки» (early moves) десятилетиями удерживают лидерство. «Ранние пташки» получают преимущество, первыми используя эффект масштаба, снижая издержки за счёт интенсивного обучения персонала, создавая фирменный имидж и отношения с клиентами в то время, когда жёсткой конкуренции ещё нет, имея возможность выбирать каналы распределения или получая самое выгодное размещение заводов и самые выгодные источники сырья и других факторов производства.

Методы Антимонопольной Политики

1. Ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением.
Такие злоупотребления являются наиболее типичными (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтоб создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, «Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен» от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учётом того, что производственные мощности будут исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Поэтому предпочтительней оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявит монопольно высокие и монопольно низкие цены.

Сейчас в Украине чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие. Украинский монополизм проявляет своё антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрёстному субсидированию за счёт прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово- промышленные группы.

Запрещаются также различные соглашения между фирмами (стр. 5) и препятствование входу на рынок других фирм.

2. Контроль за усилением экономической концентрации. Наряду с запретами вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает:
. В результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
. Когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определённого порога по объёму операций, оно обязано получить согласие антимонопольного комитета на свои действия (предварительный контроль) и уведомить его о них

(последующий контроль).

Предварительно контролируются, во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:
. Лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
. Одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;
. Лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.

В этих трёх случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ, или одним из них является предприятие, внесённое в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определённого товара превышает 35%, или покупателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия.

При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведёт к ограничению конкуренции, МАП может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.

Новое для российского антимонопольного законодательства понятие
«группа лиц» конкретизирует взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями, т.е. при проведении государственного контроля за сделками антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно участвующие в сделке, но и те организации, которые контролируют приобретателя или сами подконтрольны ему.

Российское антимонопольное законодательство запрещает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением её конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

3. Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идёт о распространении ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки или нанести ущерб, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно- технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельцев.

4. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п.

Неправовые действия органов власти имеют экономическую подоплёку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем, законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

5. Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния торгового рынка и доли предприятий на нём (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра.
Делает это МАП, если речь идёт о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтоб иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изометрические), «Калугапутьмаш» (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатная сталь) и др.

Количество включённых в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Но внесение предприятия в реестр ещё не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры – скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства.
Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями закона «О конкуренции».

Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три типа:
1. С развитой конкуренцией – рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки машиностроительного и строительного комплексов;
2. Олигополистические – рынки отдельных товаров длительного пользования (машины, компьютеры и т.д.)
3. Монополизированные рынки, в том числе естественных монополий.

Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, банкротства убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.

В России к естественным монополиям относятся прежде всего РАО
«ЕЭС России», «Газпром» и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии. Антимонопольные меры в их отношении воспринимаются неоднозначно.

Хотя структурная реформа в этой сфере направлена на повышение экономической эффективности естественных монополий, рациональное использование их производственного потенциала, формирование рыночных отношений, противники демонополизации считают, что реализация намеченных планов потребует затрат, которые превысят будущий эффект.
Тем не менее реформирование естественных монополий – одна из главных задач реструктуризации российской экономики.

Заключение

Итак, конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.
Преимущества:
1. Способствует более эффективному использованью ресурсов;
2. Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
3. Создаёт условия по оптимальному использованью научно – технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;
4. Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
5. Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.
…И определённые недостатки…
Недостатки:
1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);
2. Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;
3. Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);
4. Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;
5. Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;
6. Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

К сожалению лишь недавно мы осознали необходимость экономического соревнования производителей, их конкуренции для успешного развития народного хозяйства. Такая необходимость объясняется прежде всего невозможностью буз действенной системы материальных стимулов. В недавнем прошлом доминировало стремление стделать стержнем этой системы стимулы, устанавливаемые "сверху", в директивном порядке. Но эффективность такой системы была весьма ограничена.

Именно принудительная сила конкуренции побуждает фирмы предпринимать энергичные усилия, чтобы снизить свои издержки производства и сбыта до минимального уровня. Иными словами, угроза огромных материальных потерь во многих случаях заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и "подогнать" свои издержки к низким рыночным цена.

В целом же, эта форма экономических отношений несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

Литература:


1. Долан Э.Д. Микроэкономика.-Спб.-1994.
2. Курс экономической теории /Под общей ред. проф. Чепурина

М.Н.:Киров,1994.
3. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса.-СПб.-1992.
4. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика.-М.:

Республика, 1992.
5. Новиков В.Е. Регулирование цен - условие стабилизации экономики

России//Финансы.-№10.-1994.
6. Основы предпринимательской деятельности.-М.-1994.
7. Стародубровская И. От монополизма к конкуренции.-М.-1990.
8. Хоскинг А. Курс предпринимательства.-М.-1993.
-----------------------
[1] Самуэльсон П. А. Экономика. Т.1.М.:1993.С.54.
[2] Самуэльсон П.А. Экономика. Т.2. М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 1992. С. 120.
[3] Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. С. 193

-----------------------

Регулируемая

КОНКУРЕНЦИЯ

Несовершенная

Совершенная


Неценовая

По состоянию рынка

Ценовая

По способам соперничества


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать