4. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.
Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п.
Неправовые действия органов власти имеют экономическую подоплёку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем, законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.
Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.
5. Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния торгового рынка и доли предприятий на нём (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идёт о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.
В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изометрические), «Калугапутьмаш» (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатаная сталь) и др.
Количество включённых в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
Но внесение предприятия в реестр ещё не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры – скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями закона «О конкуренции».
Виды товарных рынков.
Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три типа:
1. С развитой конкуренцией – рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки машиностроительного и строительного комплексов;
2. Олигополистические – рынки отдельных товаров длительного пользования (машины, компьютеры и т.д.)
3. Монополизированные рынки, в том числе естественных монополий.
Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, банкротства убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.
В России к естественным монополиям относятся, прежде всего, РАО «ЕЭС России», «Газпром» и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии. Антимонопольные меры в их отношении воспринимаются неоднозначно.
Хотя структурная реформа в этой сфере направлена на повышение экономической эффективности естественных монополий, рациональное использование их производственного потенциала, формирование рыночных отношений, противники демонополизации считают, что реализация намеченных планов потребует затрат, которые превысят будущий эффект. Тем не менее реформирование естественных монополий – одна из главных задач реструктуризации российской экономики.
Заключение.
Монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой объединение более мелких фирм, и чем больше становится таких центров объединения на каком-то рынке, тем меньше происходит дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. И таким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих между собой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положение между монополией и конкуренцией.
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один – единственный продавец, отсутствует товарная дифференциация, продавец осуществляет практически полный контроль над ценами, очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий (то есть, вход оказывается заблокированным финансовыми, технологическим, ресурсными, правовыми условиями).
Абсолютный монополист не выступает в роли «ценополучателя», он – «ценоустановитель». Он полностью контролирует предложение товара, ему предоставляется исключительная возможность выбирать на своё усмотрение любую цену из возможных в соответствии с определенной кривой спроса.
Необходимо отметить, что понятие «монополия» используется не только в строгом значении – как чистая монополия, но нередко применяется ив широком толковании. В последнем случае монополия трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, то есть можно полагать, что в таком варианте понятие «монополия» вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию. Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы:
Преимущества:
1. Способствует более эффективному использованию ресурсов;
2. Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
3. Создаёт условия по оптимальному использованью научно – технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;
4. Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
5. Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.
Недостатки:
1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);
2. Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;
3. Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);
4. Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;
5. Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;
6. Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
В целом же, эта форма экономических отношений несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Конкуренция – определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
К сожалению, лишь недавно мы осознали необходимость экономического соревнования производителей, их конкуренции для успешного развития народного хозяйства.
Конкуренция – определяющее условие поддержания развития в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Приложения.
Табл. 1
Сравнение монополи и конкуренции.
Параметры состояния рынка
Совершенная Конкуренция
Монополия
Число продавцов
Много
Один
Барьеры входа и выхода из рынка
Нет
Есть (нет вхождения)
Дифференциация продукта
Нет (одинаковые продукты одного вида)
Нет (один продукт)
Участие фирм в контроле над ценами
Нет
Полный контроль
Рис. 1
Конкуренция.
|
|||||||
Список литературы.
1. Бузгалин А.В., Радаев В.В. Учебное пособие: Экономика переходного периода. – М.: «МГУ», 1995. – 410с.
2. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории. – М.: «ВЛАДОС», 1995. – 384с.
3. Антонова Л.В., Липсиц И.В., Любимов Л.Л.. Раскрывая тайны экономики. – М.: «Вита-Пресс», 1994. – 320с.
4. Борисов Е.Ф., Экономическая теория: Курс лекций для студентов вузов. – М.: «Юрайт», 1998 – 478 с.
5. Максимова В.Ф., Учебное пособие: Рыночная экономика – М.: «Соминтек », 1992 – 359 с.
6. Нуреев Р.М., Учебник для ВУЗов: Курс микроэкономики. – М.: «Норма», 2004 – 221 – 264 с.
7. Рузавин Г., Мартынов В., “Монополии и несовершенная конкуренция ”Курс рыночной экономики, - М.: - 1994 г., с. 81-96
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9