Конкуренция и монополия
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
дисциплина: ЭКОНОМИКА
РЕФЕРАТ
по теме: «Конкуренция и монополия»
Подготовил:
Студент 332 группы
Путилов П.Д.
Белгород
2008 г.
План лекции
Вступительная часть
1.Типы отраслевых структур.
2. Равновесие предприятия в условиях совершенной конкуренции
3.Равновесия предприятия-монополиста
4.Равновесие предприятия в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
Заключительная часть
Введение
В данной лекции главной целью является то, чтобы получить представление о том, как предприятие определяется для себя оптимальные объемы выпуска продукции. Это предполагает построение экономических моделей поведения предприятия, в которых отражается взаимосвязь между различными объемами выпуска, ценам и динамикой издержек. Однако установление правил оптимального объема производства имеет определенную специфику в различных типах отраслевых структур рынка. Поэтому определение оптимальных объемов выпуска продукции рассматривается в условия чистой монополии, совершенной конкуренции, олигополии и монополистической конкуренции.
1. Типы отраслевых структур
Совершенная конкуренция предполагает существование большого количества мелких предприятий, каждое из которых в отдельности не может влиять на существующую рыночную цену. Все производители производят однородную продукцию. Производители имеют полную свободу входа на отраслевой рынок и выхода из него. Каждое предприятие может продавать по существующей рыночной цене все то, что оно производит, и нет необходимости в продаже продукции по более низкой цене.
В условиях совершенной конкуренции потребители также не могут устанавливать цену. Существует полная прозрачность рынка. Это означает, что все потребители имеют полный объем информации относительно цен на различные продукты, и им безразлично, у какого производителя их покупать.
Предполагается также, что существует совершенная делимость и перелив факторов производства по отраслям. Поэтому не существуют временные лаги, поскольку производители тотчас же приводят свои производственные программы в соответствие с требованиями рынка. В этом идеальном типе конкуренции отсутствует неопределенность и риск в хозяйственной деятельности. Нет необходимости в рекламе и маркетинге. Задачей предпринимателя является поиск оптимальных размеров производства, при котором он максимизирует свою прибыль.
В противоположность совершенной конкуренции в условиях абсолютной (чистой) монополии на рынке существует единственный поставщик продукции, не имеющей близких заменителей. Другими признаками абсолютной монополии выступают способность монополиста влиять на уровень продажной цены и наличие отраслевых барьеров входа в отрасль. Существование отраслевых барьеров входа может быть обусловлено технологическими, экономическими и политическими причинами. Различие в отраслевых барьерах объясняет наличие разных видов монополий, которые будут рассмотрены ниже.
Как совершенную конкуренцию, так и чистую монополию следует рассматривать как теоретические модели, позволяющие объяснить такие более распространенные в хозяйственной практике рыночные структуры, как монополистическую конкуренцию и олигополию.
Олигополия характеризуется тем, что на рынке действует несколько крупных поставщиков, контролирующих сбыт. Вход на такой рынок и инициирование конкуренции требуют крупных затрат. Если продукция поставщиков приблизительно одного качества (производство стали, алюминия), то такая олигополия называется недифференцированной олигополией. Если качество различно (автомобилестроение), то олигополия называется дифференцированной.
На олигополистическом рынке один из самых крупных поставщиков и с наиболее низкими издержками производства может стать ценовым лидером. Другие олигополисты стремятся привести свои цены в соответствие с уровнем цен лидера с целью сохранения своих объемов продаж. Если лидер снижает цену, другие делают то же самое, чтобы не быть вытесненными с рынка. Если лидер повышает цену, другие олигополисты могут этому не следовать и тогда имеют шанс увеличить свои доли продаж в совокупном объеме продаж.
Наиболее негативные последствия существования олигополии могут возникнуть вследствие заключения монополистического соглашения между олигополистами. Соглашения (сговоры) направлены на ограничение или устранение конкуренции между олигополистами. Соглашение может касаться величины производимой продукции, разделения рынка сбыта или установления уровня цен.
Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что существует легкость входа на рынок и даже мелкие поставщики могут эффективно конкурировать с крупными поставщиками (например, в розничной торговле, легкой промышленности). Производители поставляют продукцию, имеющую много действительных или мнимых различий.
Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция являются частными случаями несовершенной конкуренции. О наличии несовершенной конкуренции на рынке свидетельствует также существование монопсонии (ситуации единственного покупателя на рынке), олигопсонии (ситуация на рынке при незначительном числе покупателей, которые в состоянии контролировать спрос).
Несовершенная конкуренция выражается также в том, что потребителю не всегда известна цена, по которой различные поставщики продают данную продукцию. Поэтому потребитель покупает ее у прежнего поставщика, даже если вынужден платить более высокую цену. Он привыкает к нему и может неохотно менять своего продавца. Немалую роль играют такие факторы, как удобство места покупки, определенное поведение продавца, более привлекательное качество покупаемой продукции. Это все приводит к тому, что при некоторых различиях в ценах каждый продавец имеет свою клиентуру.
Производитель стремится завоевать доверие к своей продукции посредством использования торговой марки, внешнего вида, рекламы и т.п. Этими способами он придает своей продукции в какой-то степени монополистический характер по отношению к определенной группе потребителей. Если производитель желает перетянуть покупателей с других рынков, то в конкурентной борьбе он должен в большей степени снизить цену своей продукции, по крайней мере в начальный период, чем это вытекало бы из условий совершенной конкуренции. Такое понижение цены выгодно, если продукция характеризуется высокой ценовой эластичностью, что обусловливает более высокий относительный рост величины спроса, чем относительное снижение цены.
2. Равновесие предприятия в условиях совершенной конкуренции
Под равновесием предприятия понимается такая ситуация, при которой предприятию невыгодно ни наращивать, ни сокращать производство. Любое изменение в объемах производства сопряжено либо с сокращением валовой прибыли, либо с нарастанием валовых убытков. Равновесие предприятия по-разному формируется в условиях совершенной конкуренции и монополии.
В модели совершенной конкуренции цена и средний доход совпадает с предельным доходом. Хотя все продукты продаются по одной и той же цене, но не все производят при одних и тех же издержках.
Предприятие достигает максимума прибыли при совпадении предельных издержек с предельным доходом, т.е. MR = МС.
Это совпадение показывает оптимальные размеры производства на предприятии, которые называются экономическим оптимумом. Различие между экономическим и техническим оптимумом заключается в том, что в первом случае осуществляется максимизация общей прибыли, а во втором минимизация средних издержек производства. Отказываясь от технического оптимума и стремясь к экономическому, предприятие соглашается на более низкие удельные прибыли, если в результате дополнительно произведенные единицы продукции более чем компенсируют понижение удельной прибыли. Последующее увеличение размеров производства сверх объемов экономического оптимума привело бы к снижению прибыли предприятия, так как предельные издержки были бы уже больше предельного дохода.
Более низкие размеры производства означали бы недоиспользование всех возможностей увеличения прибыли, ибо если МС < MR, предельные издержки, несмотря на то, что они постоянно растут, ниже предельного дохода. Прибыль на единицу продукции (удельная прибыль) есть превышение цены Р над средними общими издержками АТС: п = Р - АТС.
Общая прибыль есть произведение удельной прибыли и количества произведенной продукции Q, т.е. П = (Р-АТС) x Q, откуда П = TR-TC.
Общая прибыль предприятия - это положительная разница между валовой выручкой (валовым доходом) и валовыми издержками. Она называется экономической прибылью (избыточная прибыль). Эта прибыль проистекает из благоприятного формирования цены (среднего дохода) по отношению к средним издержкам производства.
Общая прибыль максимизируется при таком объеме производства, когда валовая выручка превышает валовые издержки на максимальную величину.
Существование избыточной прибыли в условиях совершенной конкуренции означает, что предприятия находятся в выгодной экономической ситуации. Их отраслевое предложение не покрывает отраслевой спрос и цена их продуктов формируется с выгодой для них, обеспечивая экономическую прибыль. Такая ситуация означает, что отрасль, охватывающая все предприятия, производящие однородную продукцию, не находится в равновесии.
Существование избыточной (экономической) прибыли будет стимулировать приток капитала в отрасль и рост отраслевого предложения. В условиях совершенной конкуренции нет барьеров входа и выхода из одной отрасли в другую, которые бы мешали движению капитала в достижении максимальной прибыли. Приток капитала приводит к росту отраслевого предложения и снижению рыночной цены. В условиях совершенной конкуренции приток капитала будет продолжаться до тех пор, пока рыночная цена не снизится до уровня, при котором будет соблюдаться равенство Р = МС = MR = min АТС. Тогда исчезают стимулы к увеличению размеров отраслевого предложения. Это означает, что все предприятия в данной отрасли находятся в равновесии. Мы не рассматриваем здесь, какие именно предприятия приходят в отрасль, а какие уходят из нее.