Конкуренция и монополия в рыночной экономике

В результате определения количественных показателей положения хозяйствующего субъекта на рынке возможны три ситуации:

1) положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, признается доминирующим;

2) если доля хозяйствующего субъекта находится внутри пределов 35 - 65%, то наличие доминирующего положения доказывается антимонопольным органом;

3) не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%.

Похожие критерии были выработаны в американской судебной практике. Так, в деле Aluminium Co. of America (1945) судья решил, что 90% рынка конституируют монополию; 60 - 64% - сомнительно; 33% - не создают монополию.

Федеральная антимонопольная служба России ведет Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% . Однако решение о включении хозяйствующего субъекта в Реестр не является необходимым условием для признания его субъектом, доминирующим на рынке.

Доминирующим следует считать такое поведение хозяйствующего субъекта, когда он может действовать независимо от конкурентов и способен сдерживать конкуренцию на товарном рынке.

Иллюстрацией к этому может быть дело, рассмотренное Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа. Суть в том, что ГУП "Городской центр размещения рекламы" было включено Санкт-Петербургским антимонопольным органом в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

Суд установил, что ГУП действует на основании Правил размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге, а также договора поручения, заключенного с администрацией Санкт-Петербурга. При этом ГУП подчиняется Комитету по управлению госимуществом Санкт-Петербурга, который действует от имени субъекта РФ - города федерального значения.

В связи с этим суд решил, что ГУП не может влиять на основные рыночные параметры и поэтому его нельзя включать в указанный Реестр.

Итак, само по себе доминирование на товарном рынке не является нарушением антимонопольного законодательства. Установление факта доминирования служит основанием для осуществления систематического наблюдения за деятельностью хозяйствующего субъекта в целях недопущения и пресечения злоупотреблений исключительным положением на товарном рынке. Иными словами, неправомерным является только злоупотребление доминирующим положением (п. 1 ст. 5 Закона). Это считается одним из видов монополистической деятельности. В частности, злоупотреблением можно считать:

изъятие товаров из обращения для создания или поддержания дефицита на рынке либо повышение цен;

навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят одного или нескольких хозяйствующих субъектов в неравное положение (дискриминационные условия);

создание препятствий к доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;

сокращение (прекращение) производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями.

Монополистическая деятельность - это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Различают:

монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов;

монополистическую деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления (включение их в круг субъектов монополистической деятельности является особенностью российского законодательства).

Законом также запрещены соглашения (согласованные действия), ограничивающие конкуренцию, которые направлены на:

1) установление (поддержание) цен, скидок, надбавок;

2) повышение (снижение), поддержание цен на аукционах и торгах;

3) раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж и закупок, ассортименту товаров и т.д.;

4) ограничение доступа на рынок (устранение с него других хозяйствующих субъектов);

5) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

В исключительных случаях такие соглашения могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий превысит неблагоприятные последствия. Хозяйствующие субъекты с долей на рынке более 35%, намеревающиеся заключить подобные соглашения, обязаны обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашений требованиям антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган принимает решение в течение 30 дней (с продлением срока еще на 20 дней). Полученное разрешение действительно в течение двух лет. Если в этот срок соглашение не достигнуто, решение утрачивает свое действие.


 5. Недобросовестная конкуренция


Недобросовестная конкуренция на товарных рынках - это действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ.

Формы недобросовестной конкуренции.

1. Распространение информации о конкуренте и его продукции:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующего субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества, количества товара или его изготовителей;

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

2. Экономический и промышленный шпионаж:

получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.

3. Незаконное приобретение и использование исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.


 6. Государственный антимонопольный контроль


Государственный контроль за созданием, реорганизацией коммерческих организаций и некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств) 1. Предварительный контроль заключается в необходимости направить в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о даче согласия на совершение соответствующих действий.

Государственная регистрация коммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляются регистрирующим органом при наличии предварительного согласия антимонопольного органа.

2. В случае последующего контроля учредители направляют в Федеральную антимонопольную службу уведомление в течение 45 дней со дня государственной регистрации.

Нарушение требований антимонопольного контроля при создании, слиянии, присоединении коммерческих и некоммерческих организаций, изменении состава участников некоммерческих организаций является основанием для ликвидации организации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях.

Сделки, совершенные в нарушение установленного порядка, могут быть признаны недействительными по иску Федеральной антимонопольной службы.

Отдельным видом государственного антимонопольного контроля является принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности, т.е. если в течение трех лет выявлено более двух фактов проведения ими монополистической деятельности.

Условия для принудительного разделения (выделения):

1) если это ведет к развитию конкуренции;

2) возможность организационного и территориального обособления структурных подразделений;

3) отсутствие между структурными подразделениями тесной технологической связи (если объем потребляемой юридическим лицом продукции структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим подразделением продукции);

4) возможность юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Принудительная ликвидация организации в судебном порядке по иску антимонопольного органа возможна в случае, если:

- она осуществляет координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции (п. 5 ст. 6 Закона о конкуренции на товарных рынках);

- нарушен порядок государственного контроля согласно ст. 17 данного Закона.




 7. Ответственность за нарушение

антимонопольного законодательства


1. Гражданско-правовая ответственность - взыскание убытков, причиненных хозяйствующему субъекту.

2. Административная ответственность (штрафы) в соответствии со ст. ст. 19.5, 19.8 КоАП РФ наступает за невыполнение предписаний антимонопольного органа, непредставление ходатайств и уведомлений для осуществления антимонопольного контроля. Максимальный размер штрафа для хозяйствующих субъектов составляет 5000 МРОТ .

3. Уголовная ответственность согласно ст. 178 УК РФ наступает за:

монополистические действия, осуществляемые путем установления монопольных цен;

ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, установления и поддержания единых цен.

Санкции:

штрафы от 200 до 700 МРОТ;

арест от 4 до 6 месяцев;

лишение свободы до 7 лет;

конфискация имущества.

Литература


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 08.07.2006)
 

ЗАКОН РСФСР от 22.03.1991 N 948-1
(ред. от 26.07.2006)
"О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
 

ПРИКАЗ МАП РФ от 27.10.2003 N 373
"О ПРИМЕНЕНИИ СТАТЕЙ 5, 17, 18, 19 ЗАКОНА РСФСР ОТ 22.03.1991 N 948-1 "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ" В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.01.2004 N 5401)
 

ЗАКОН РФ от 24.06.1992 N 3119-1
(ред. от 26.07.2006, с изм. от 18.12.2006)
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РСФСР, ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР, РЕГЛАМЕНТ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР, ЗАКОНЫ РСФСР "О ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ", "О ВЫБОРАХ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР", "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ", "О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ", "О ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ", "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР", "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РСФСР (БАНКЕ РОССИИ)", "О СОБСТВЕННОСТИ В РСФСР", "О ПРЕДП...
 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.10.2002 N 122-ФЗ
(ред. от 26.07.2006)
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
(принят ГД ФС РФ 18.09.2002)
 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.05.1998 N 70-ФЗ
(ред. от 26.07.2006)
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
(принят ГД ФС РФ 08.04.1998)
 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.05.1995 N 83-ФЗ
(ред. от 26.07.2006)
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
(принят ГД ФС РФ 21.04.1995)
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 05.11.2004 N 382-О
"ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ЕДИНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ" И ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "КАУСТИК" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТОВ 3 И 5 СТАТЬИ 6 ЗАКОНА РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
 



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать