Конкуренция и сотрудничество как составляющие рыночного механизма
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Государственный Университет Управления
Институт финансового менеджмента
Кафедра «Политической экономии»
Реферат
по дисциплине «Политическая экономия» на тему:
Конкуренция и сотрудничество как составляющие рыночного механизма.
Выполнила студентка
Группа 1-1
Проверил преподаватель Иванова М.С.
Москва. 2000 год.
Содержание
| |Стр. |
|1.Введение........................................................|3 |
|............. | |
|2.Конкуренция и сотрудничество как составляющие рыночного | |
|механизма..................................................... |4 |
|2.1 Эволюция теоретических взглядов на | |
|конкуренцию.......................................................|4 |
|.......................... | |
|2.2 Основные формы конкуренции и их влияние на рыночный | |
|механизм..........................................................|8 |
|........... | |
|2.2.1 Рыночное равновесие в условиях чистой | |
|конкуренции.......................................................|8 |
|........................... | |
|2.2.2 Рыночное равновесие в условиях монополистической | |
|конкуренции............................................... |10 |
|2.2.3. Рыночное равновесие в условиях | |
|олигополии........................................................|12 |
|........................... | |
|2.2.4. Рыночное равновесие в условиях | |
|монополии.........................................................|14 |
|............................ | |
|2.3. Конкурентоспособность и эффективная | |
|конкуренция.......................................................|16 |
|........................... | |
|2.3.1. Конкурентоспособность товаропроизводителя. |17 |
|2.3.2. Основные факторы товарной | |
|конкурентоспособности.............................................|19 |
|.................. | |
|2.3.3. Страновая конкурентоспособность..................... |21 |
|2.3.4. Эффективная конкуренция.................................. |22 |
|2.4. Сотрудничество как средство повышения | |
|конкурентоспособности.............................................|24 |
|.................. | |
|3. |29 |
|Заключение........................................................| |
|........................ | |
|Список используемой |30 |
|литературы.......................................... | |
1.Введение.
На настоящем этапе демократических реформ в России особую актуальность приобретает решение проблемных вопросов, касающихся создания и развития рыночных отношений, анализа механизмов рыночного регулирования.
Важная роль в регулировании рыночных отношений принадлежит конкуренции и сотрудничеству. В период советского строя люди воспитывались в форме сотрудничества и любые формы конкуренции предавались анафеме. Тем важнее нам сейчас осознать, что конкуренция – неизбежная реальность нормальных рыночных отношений. Важно осознать, что все научные, материальные, социальные достижения западного общества, обеспечивающие удовлетворение и права отдельной личности (то, что мы хотели бы иметь в России), достигнуто постоянным совершенствованием форм и методов конкуренции во всех сферах жизни. Чем лучше организована конкуренция, чем больше участников в нее вовлечено, тем быстрее растет производство, потребление и накопление интеллектуальных и материальных ценностей.
Создавая рынок, нельзя ограничиваться одной конкуренцией в чистом виде.
Для того чтобы конкуренция была созидательной и разумной, необходимо
внедрить идею «продуктивной партнерской конкуренции». Именно при такой
конкурентно-созидательной мотивации будут хорошо сбалансированы интересы
роста личного и общественного благосостояния.
Таким образом, конкуренция и сотрудничество выступают как диалектическое единство, которое нужно рассматривать во взаимодействии и дополнении друг друга. Непродуктивен хаотический и криминализированный рынок с непримиримой конкурентной борьбой «на уничтожение». И наоборот: чем шире будет распространяться не только конкуренция, но и деловое сотрудничество, тем быстрее мы перейдем к экономическому росту, которое обеспечит нормально функционирующий рынок, регулируемый этими факторами, а именно: конкуренцией и сотрудничеством.
В данном реферате описан механизм регулирования рынков под влиянием конкуренции и сотрудничества.
2.Конкуренция и сотрудничество как составляющие рыночного механизма.
2.1. Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию.
Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами) заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Несмотря на то, что эта цель ориентирует развитие рынка с момента его появления, первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы появились только в середине XVII века. Она рассматривала конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Основное внимание в трудах классической школы уделялось ценовой конкуренции.
А. Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Она должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность и, в этом смысле А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка - автоматически равновесным механизмом рынка. И, если учесть, что центральным мотивом знаменитого труда ученого «Исследование о природе и причине богатства народов» является действие «невидимой руки », понятно, какое большое значение А. Смит уделял конкуренции как фактору, регулирующему соответствие частных и общих интересов.
В противовес существующему в настоящее время предрассудку, согласно
которому любая активность на рынке идет в разрез с интересами общества, А
Смит на примере ценовой конкуренции убедительно доказал ряд существенных
положений, ставших в последствии постулатами доктрины «максимального
удовлетворения потребностей». К ним в первую очередь необходимо отнести
понимание того, что совокупность действий отдельных производителей на рынке
устанавливает цены; каждый отдельный потребитель подчиняется ценам; а сами
цены подчиняются совокупности всех индивидуальных реакций. Таким образом,
обеспечивается результат, не зависящий от воли и намерений индивида. Более
того, из данного положения следует, что рыночная экономика, не управляемая
коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует
строгим правилам поведения. В соответствии с ними свободная конкуренция на
рынках факторов производства стремится уравнять преимущества этих факторов
во всех отраслях, тем самым устанавливает оптимальное распределение
ресурсов между отраслями.
Несмотря на то, что А.Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, он действительно сделал шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулирования:
-на основе теории конкурентной цены сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);
-определил основные условия эффективной конкуренции, включающее наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность используемых ресурсов;
- впервые показал, каким образом конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями;
- разработал модели совершенной конкуренции и теоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей;
- сделал существенный шаг к формированию теории оптимального распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции.
Модель совершенной конкуренции, теоретические основы которой
постулировал А.Смит, полностью исключает какой-либо сознательный контроль
над рыночными процессами. Координирующим элементом в его теоретических
положениях выступает ценовая система децентрализованной экономике. Развивая
идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции, Д.Рикардо отмечал:
«Когда говорят о предмете потребления, его меновой стоимости и о законах,
регулирующих его цены, то всегда имеется в виду такой товар..., на
производство которого оказывает огромное значение конкуренция»[1].
Для условий, рассмотренных Д.Рикардо, принципиальным является то, что
цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате
конкурентной борьбы. После того, как все участники рынка получают сведения
о ценах и объемах производства, они отстраняются от активной деятельности.
Временной фактор и риск не являются компонентами модели . Решающее
значение в установлении баланса цен играет конкуренция. Теоретическое
абстрагирование помогло Д.Рикардо обосновать варианты решения проблемы
роста в условиях совершенной конкуренции, теории ценности и распределения
на основе предельной производительности. Обобщающим
элементом исследования стал «закон рынков», постулирующий тенденцию
равновесного состояния при полной занятости.
Идея совершенной конкуренции помогла понять, каким образом
«естественные» цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами
децентрализованного управления и как последние способствуют развитию
капиталистической экономики.
Неоклассическая школа, расцвет которой приходится на XIX век, еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему. Экономика западного общества становилась все более централизованной и свободное ценовое регулирование на этой стадии развития применялось на практике как никогда раньше, привлекая внимание многих известных экономистов. Особенно значительным в этом смысле можно считать неоклассические концепции А.Маршалла. Развивая основные положения классиков, он более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления механизма на рынке с помощью совершенной конкуренции и действуя законов предельной полезности и предельной производительности. А.Маршалл впервые подвергнул критике «условности» модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и устойчивого долгосрочного равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении потребительских цен позволили создать основы теории новой модели конкуренции - монополистической.
Критики модели совершенной конкуренции указывали на элементы монополии, пронизывающие экономику и не находящие отражение в существующей концепции. Главное же, что вызывало возражение- экономическая концепция совершенной конкуренции была не в состоянии отразить глубинные корни конкуренции. Она пренебрегала динамикой конкурентной деятельности, игнорировала важность временного фактора и обходилась поверхностной мотивацией активности конкурентов. Являясь лишь формальной моделью, совершенная конкуренция, как теория, имела много серьезных недостатков.