Субсидии, дотации от государства, которыми обеспечиваются предприятия приоритетных направлений в экономике. Это – наиболее предпочтительные инвестиции для развития.
Денежные средства с фиксированной суммой процента, которые состоят из кредитов (банков, государства, предприятий, других коммерческих и некоммерческих структур), облигаций (акционерных обществ и государства), привилегированных акций (акционерных обществ открытого типа). По каждому из заемных средств выплачивается определенный процент, который устанавливается для кредита – в договоре займа, а для облигаций и привилегированных акций – в проспекте эмиссии.
Привлеченные средства, на которые выплачивается дивиденд (дивиденды выплачиваются пропорционально вложениям в уставной фонд).
При разработке инвестиционного проекта важно рационально выбрать формы привлечения капитала и прежде всего определить, наращивать ли собственный капитал, выпуская ценные бумаги, или привлечь заемный капитал. Основными формами по привлечению средств на финансирование инвестиционного проекта для увеличения собственного капитала являются следующие инструменты финансирования: обычные акции (ценные бумаги, оформляющие права на собственный капитал компании и потому имеющие особое значение для оценки его бухгалтерской стоимости); привилегированные акции, которые дают инвестору, по сравнению с обычными акциями, определенные преимущества
(гарантированные дивиденды, преимущественные права при ликвидации компании); долговые обязательства с варрантами, представляющие обязательство компании возвратить кредитору определенную сумму через фиксированный срок и с согласованной премией в виде процентного дохода.
Однако в ряде случаев подобные ссуды столь рискованны, что не помогает даже повышенная доходность. Тогда к ним добавляется варрант (право на покупку акций в пределах фиксированного срока по определенной цене). Кредитору должна быть возвращена вся сумма заимствованных у него средств и, кроме того, он может еще реализовать свои варранты.
В рамках долгового финансирования существует пять основных типов
кредита: торговый кредит, который предоставляется одной компанией другой
при продаже товара под обещание о его будущей оплате, банковский кредит,
предоставляемый банком (или другим финансовым учреждением) предприятию
(физическому лицу) с целью финансирования временных потребностей
предприятия, в частности, финансирования сезонных потребностей предприятия,
финансирования временно возросшего количества товарно-материальных запасов,
для помощи в финансировании временно возросшего объема дебиторской
задолженностью, финансирования уплаты налогов, для помощи на покрытие
неординарных и достаточно крупных издержек (например, переезд предприятия).
Краткосрочные ссуды могут предоставляться коммерческими банками,
финансовыми компаниями, правительственными учреждениями. Деньги на короткие
сроки могут быть получены и посредством использования необеспеченных
кредитных билетов сроком от одного до девяти месяцев, которые продаются
компаниями, имеющими стабильное положение и высокий рейтинг. Практикуется
далее инвестиционный кредит, который, как правило, представляет собой
долгосрочный кредит, предоставляемый в целях приобретения земли, зданий,
сооружений, оборудования и других активов, являющийся по своей природе
скорее “основными”, а не “текущими” активами. Он может быть необеспеченным,
выдаваться под залог недвижимости, обеспечен правом ареста других активов
должника в случае неуплаты долга. Инвестиционный кредит может
предоставляться лизинговыми компаниями, страховыми компаниями,
коммерческими банками, сберегательными банками, трастовыми компаниями,
образовательными и благотворительными учреждениями, пенсионными фондами,
индивидуальными инвесторами, андеррайтерами – участниками рынка, которые
занимаются перепродажей векселей, облигаций и закладных, а также
правительственными учреждениями.
Личный кредит (потребительский) предоставляется розничным торговцем,
банком, финансовой компанией отдельному лицу (например, для покупки им
какого-либо товара по отдельному счету в магазинах и при продаже товаров
длительного пользования, к примеру, автомобилей или бытовой техники).
Применяется также государственный кредит, получаемый различными
правительственными учреждениями для выполнения ими своих обязанностей.
Получателем ссуды выступают органы власти, правительственные учреждения.
Центральный вопрос для менеджера, получающего кредит – в расчете
предельной процентной ставки, при которой кредит остается для него
эффективным. Наиболее существенную роль среди названных выше источников
финансирования, по степени убывания их доли в инвестиционных операциях,
играют расширение акционерного капитала, займы, выпуск облигаций.
Следовательно, увеличение акционерного капитала является основной формой
привлечения средств для развития компаний в условиях рыночной экономики.
2.2. Распределение доходов предприятия.
Привлечь средства – одна сторона медали. Вторая – особенно важная –
использовать денежные ресурсы наиболее эффективно, оборотисто. Как
известно, необходимо вовремя возвратить авансированные средства после
производства и реализации продукции. Все последующие затраты после
авансирования вложения средств именуются инвестированием. Если же вложения
в предприятие осуществляется из получаемой в ходе производства прибыли, то
подобные вложения принимают форму реинвестирования.
Авансирование производства – процесс формирования уставного (т.е.
первоначального) капитала, инвестирование производства – добавочные
вложения к уставному капиталу, реинвестирование – это дополнительные
вложения, осуществляемые из прибыли, получаемой от производства товаров и
их последующей реализации.
Стоимость авансированного капитала постоянно сохраняется в неизменном размере за счет адекватной компенсации его износа, т.е. за счет адекватной компенсации его износа, т.е. за счет амортизации капитала. Процесс амортизации – это триединый процесс: списание износа, т.е. уменьшение стоимости используемого капитала; включение полной величины списания в цену товара, который производится с помощью данного оборудования и предназначен для реализации; зачисление величины взноса, включенной в цену товара, на амортизационный счет для сохранения величины капитала на прежнем уровне. Размер этого амортизационного счета должен быть эквивалентен сумме вложений или авансированному капиталу.
Обесценение авансированного капитала не происходит, поскольку износ
компенсируется амортизацией. Однако такая ситуация характерна лишь для
функционирующего капитала, т.е. вовлеченного в процесс производства.
Капитал, который авансирован, но не вовлечен в процесс производства,
обесценивается.
Под ликвидностью понимается обратимость капитала в денежную форму в
случае возникновения таковой необходимости (например, для погашения
долгов). Понятие “неликвид”, которое бытует в среде российских деловых
людей, означает, что какая-то стоимость не может быть обращена в деньги
(например, некачественный товар, который не удается продать). Неликвидные
средства, в конце концов, приходится списывать за счет прибыли, что снижает
эффективность производства, в чем, естественно, не заинтересован ни один
менеджер. В этом смысле самым ликвидным средством являются сами деньги.
По своему функциональному назначению капитал, как известно, подразделяется
на два крупных составных элемента – капитал основной и капитал оборотный.
Средства, вложенные в основной капитал, возмещаются постепенно, частями, в
течение достаточно продолжительного периода времени. Причем применительно к
каждому элементу основного капитала период возврата вложенных средств будет
различен (в зависимости от нормативного срока его использования).
В стремлении к успехам предприятию приходится решать великую дилемму
финансового менеджмента: рентабельность или ликвидность? – и зачастую
жертвовать либо тем, либо другим в попытках совместить динамичное развитие
с наличием достаточного уровня денежных средств и высокой
платежеспособностью.
Рассмотрим два примера. Первый из них показывает, что для предприятий
малого и среднего бизнеса высокие темпы наращивания оборота влекут за собой
повышенные ликвидные потребности. Второй пример говорит о том, что и для
крупных предприятий слишком бурные темпы роста оборота чреваты ликвидными
трудностями. Наконец оба примера свидетельствуют о фундаментальном
противоречии, которую приходится разрешать предприятиям на всех этапах их
развития: либо деятельность рентабельна, либо она приносит достаточный
уровень ликвидных средств. Примирить одно с другим трудно, но, как мы
увидим, возможно (см. Приложение № 2 и Приложение № 3).
Направление второе.
Финансовая устойчивость предприятия предполагает сочетание четырех
благоприятных характеристик финансово-хозяйственного положения предприятия:
Высокой платежеспособности, т.е. способности исправно расплачиваться по
своим обязательствам;
Высокой ликвидности баланса, т.е. достаточной степени покрытия заемных
пассивов предприятия активами, соответствующими по срокам оборачиваемости в
деньги на расчетном счете срокам погашения обязательств.
Высокой кредитоспособности, т.е. достойной способности возмещения кредитов
с процентами и другими финансовыми издержками;
Высокой рентабельности, т.е. значительной прибыльности, обеспечивающей
необходимое развитие предприятия, хороший уровень дивидендов и поддержание
курса акций.
Таким образом, подводя итог, можно выделить следующие направления повышения
финансовой эффективности предприятия:
Распределение доходов за счет рациональных управленческих решений (прежде
всего – “наведение порядка” и переход на технологию управления по
результатам). Подобные изменения реализуются обычно всего за 2-4 месяца и
способны дать до 20% прироста эффективности.
Структурные изменения за счет коренного усовершенствования
ассортиментной политики (снижение доли низко рентабельной продукции) и
технической политики (уменьшение удельного веса применения неэффективной
техники и технологии). Реализуются эти меры за 5-8 месяцев и могут дать до
40% повышения эффективности.
Формирование инновационных процессов, включая создание и внедрение
новых эффективных услуг, продуктов, технологий (в том числе технологий и
систем стратегического управления изменениями), экономических механизмов и
т.д. Реализация этих изменений требует до года – полутора. Через год они
могут дать примерно 10-20% прироста эффективности, через 2 года – до 60-
70%. В дальнейшем – до 30% ежегодно в течение 2-3 лет1.
Последний, инновационный путь использования доходов предприятия – единственный, который не является одноразовым мероприятием, а способен обеспечить постоянный прирост экономических результатов и соответственно поддерживать конкурентоспособность фирмы.