Конкуренция: совершенная, несовершенная и модели рынков. Монополизм в России
Министерство Транспорта Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций
Факультет экономики и финансов
Кафедра экономической теории
Курсовая работа на тему:
"Конкуренция: сущность, совершенная и несовершенная конкуренция и модели рынков. Монополизм в России."
Руководитель: Исполнитель: кандидат экономических наук, студентка 1-го курса ФЭиФ доцент ЭФ-13
Прохоров С.С. Шевлягина Е.А.
Санкт-Петербург
2003г.
Оглавление
Введение 2
I. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции 3
Понятие конкуренции и её роль в экономике 3
Виды конкуренции 4
II. Модели рынков 5
Совершенная конкуренция 7
Монополистическая конкуренция 14
Олигополия 19
Монополия. Монополизм в России 24
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Введение
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
В годы плановой экономики в нашей стране конкуренции не уделяли должного внимания. Было объявлено о полном устранении конкуренции как пережитка капиталистической системы и замене ее бесконфликтным (с победителями и без побежденных) соцсоревнованием. Благодаря этому российская экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.
Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и в развитых странах, в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роли в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и регионы страны.
Неразрешенной остается проблема естественных монополий. В комплексе образуя производственную инфраструктуру государства, они являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьбы с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
I. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции
Понятие конкуренции и её роль в экономике
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того
или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.
Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia,
означающему столкновение, состязание.
Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос
потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах)
рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного
хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее
выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и
одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций
общественного производства. Она порождается объективными условиями:
хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от
конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за
покупательский спрос.
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она
принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и
интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров
отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать.
Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается.
Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои
интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным
способом реализации собственного интереса становится учет интересов других
лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого
рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого
производить?
Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной
деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах.
Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает
соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон
конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов
хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.
При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Виды конкуренции
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и
неценовую.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам,
чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет
снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и
средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую
прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще
отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить
конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с
рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен».
В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении
на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы
продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова
возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий,
позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.
Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями,
занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения
капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют
разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна.
Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его
капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные
предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в
другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9