Таким образом, для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны три варианта поведения:
1. производство ради максимизации прибыли;
2. производство ради минимизации убытков;
3. прекращение производства.
Графическая интерпретация всех трех вариантов представлена на рис. 2.
На рисунке показана стандартная динамика валовых общих издержек некоей фирмы и три варианта кривых (точнее, прямых) валового дохода, которые сложатся: ТR1 — при высоком уровне цен на продукцию фирмы, ТR2 — при среднем уровне цен и ТR3 — при низком. Как уже отмечалось, кривая валового дохода возрастает тем круче, чем выше цены.
Легко видеть, что кривая валового дохода только в первом случае (ТR1)
оказывается на определенном своем участке выше кривой валовых издержек
(ТС). Именно в этом случае фирма будет получать прибыль, причем выберет тот
уровень производства, где прибыль максимальна. Графически это будет та
точка (Q1), где кривая TR1 будет выше кривой ТС на максимальное расстояние.
Размер прибыли (?1) выделен на рис. 2 жирной линией.
Во втором случае (ТR2) кривая дохода на всем своем протяжении находится
ниже издержек, т. е. прибыли быть не может. Однако разрыв между обеими
кривыми — а именно так графически отражается размер убытка — неодинаков.
Вначале убытки значительны. Затем по мере роста производства они снижаются,
достигая при выпуске Q2 единиц продукции своего минимума (?2). А потом
начинают вновь расти. Очевидно, что выпуск Q2, единиц продукции в этих
условиях оптимален для фирмы, так как обеспечивает ей минимизацию убытков.
Наконец, в третьем случае разрыв между издержками и доходом (кривая
TR3) с ростом производства только нарастает. Иными словами, убытки
монотонно увеличиваются. В этой ситуации фирме лучше прекратить
производство, смирившись с неизбежными в этом случае убытками в размере
валовых постоянных издержек (?3).
Однако прекращение производства не означает ликвидации самого предприятия (фирмы). Просто предприятие вынуждено временно остановить выпуск. Стоять оно будет до тех пор, пока рыночная цена не увеличится до такого уровня, что производство начнет приобретать какой-то смысл. Либо фирма убедится в долгосрочном характере понижения цены и окончательно прекратит свое существование.
Примерами таких ситуаций являются временные остановки российских
предприятий на несколько месяцев, а то и лет, что в годы реформ, к
сожалению, не редкость. То прекращает производствоАЗЛК ( «Москвич» ), то
ЗИЛ, а то и производитель казалось бы ходовых товаров — подмосковная
фабрика «Марс», выпускающая шоколадные батончики. О бесчисленных же
остановках малых предприятий на таком фоне и говорить не приходится.
У временных остановок производства в России есть по сравнению с
описываемыми в теории определенная специфика. А именно низкая цена, как
правило, формально не является их причиной. Дело в том, что по нашему
закону продажа продукции ниже себестоимости просто запрещена, т. е. не
только ситуация Р < АVСmin, но и куда более мягкий случай АТСmin > Р >
АVСmin никогда не может сложиться. Завод всегда назначает цену выше этого
уровня.
Но объективный закон экономики с помощью юридической нормы отменить нельзя. Когда реальная рыночная цена падает ниже себестоимости, продукцию предприятия по назначенной им более высокой цене перестают покупать. В этих условиях фирма обычно идет на скрытые формы, понижения цены. А именно соглашается на затяжку оплаты, принимает при бартерных сделках менее выгодные пропорции обмена своих изделий на другие товары и т.п. Главное же, на складе скапливается много непроданной продукции.
Остановка предприятия в этих условиях позволяет сэкономить на переменных издержках (временно не платить зарплату, не закупать сырье и т.п.). А за это время дождаться поступления денег от своих должников и распродать излишки готовой продукции.
До сих пор мы говорили о конкуренции исключительно как о положительном
факторе, однако не стоит идеализировать рынок совершенной конкуренции.
Действительно, ни один тип несовершенной конкуренции не обладает набором
свойств, характерных для совершенной: минимальный уровень издержек,
оптимальное распределение ресурсов, отсутствие дефицитов и избытков,
отсутствие сверхприбылей и убытков. Собственно говоря, когда экономисты
рассуждают о саморегуляции рынка, автомотически приводящей экономику
состояние оптимума - а такая традиция восходит к Адаму Смиту, речь может
идти о совершенной конкуренции и только о ней.
Вместе с тем совершенная конкуренция не лишина и ряда недостатков:
1. Малые предприятия, типичные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам.
2. Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-технический прогресс. Действительно, небольшим фирмам обычно не хватает средств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы.
3. Экономика в условиях чистой конкуренции может и не обеспечить достаточного диапазона потребительского выбора или разработки новых продуктов. Чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры (например, монополистическая конкуренция и часто олигополия) - порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта. Такая дифференциация продукта расширяет диапазон свободного выбора потребителей и одновременно позволяет наиболее полно удовлетворить предпочтения покупателя. Критики чистой конкуренции также указывают на то, что поскольку она не является прогрессивной в отношении развития новой производственной техники, постольку эта модель рынка не благоприятствует совершенствованию имеющихся продуктов и созданию новых.
Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.
Монополистическая конкуренция
Общие черты несовершенной конкуренции
Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.
Предпосылками несовершенной конкуренции являются:
1. значительная доля рынка у отдельных производителей;
2. наличие барьеров проникновения в отрасль;
3. неоднородность продуктов;
4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации.
Как мы убедимся в дальнейшем, каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт.
Как и в случае совершенной конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.
Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска
продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной
конкуренции такое влияние существует (наглядно это можно проследить на рис.
3).
Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.
Действительно, при совершенной конкуренции цена остается одинаковой, сколько бы продукции не выпустила фирма, потому что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Удвоит ли, сохранит ли на прежнем уровне или вовсе прекратит выпечку хлеба мини- пекарня, общая ситуация на продовольственном рынке России никак не изменится и цена хлеба сохранит свою величину.
Напротив, наличие связи между объемами производства и уровнем цен прямо указывает на значимость фирмы в масштабах рынка. Если, скажем, АвтоВАЗ вдвое сократит предложение «жигулей», то возникнет дефицит легковых автомобилей и цены подскочат. И так обстоит дело при всех разновидностях несовершенной конкуренции. Другой вопрос, что значимость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.
Основные черты рынка монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
Прежде всего обращает на себя внимание сам термин «монополистическая
конкуренция». Он говорит о том, что в рамках данной рыночной структуры
сочетаются черты, присущие монополии и совершенной конкуренции, являющихся
антиподами. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией
большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара
или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную
продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну
и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды,
учебники экономики и т.д.). Каждую разновидность продукции в относительно
небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы. Например, на рынке зубной
пасты выступает множество фирм, но каждая из них производит отдельный ее
вид и является монополистом в его выпуске. У любой такой фирмы имеется
конкурент, который пытается отнять у нее потребителя и предложить ему
другой вид зубной пасты. Поэтому все фирмы, выпускающие зубную пасту,
являются конкурентами, несмотря на то, что они продают различные ее виды.
Не случайно они проводят активную рекламную политику.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9