Раздел 2, усиленный в 1936 году Законом Робинсона - Пэтмана, определяет ценовую дискриминацию следующим образом:
... будет считаться незаконной ... дискриминация различных категорий покупателей путем продаж по разной цене аналогичных по сорту и качеству товаров ... в тех случаях, когда это может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции, или создание монополии в любой отрасли торговли, или ущемление и уничтожение конкуренции, равно как и создание препятствий для конкуренции ...
Закон Робинсона - Пэтмана был принят под давлением со стороны владельцев мелких бакалей, магазинов, которые поняли, что возникающие цены однотипных магазинов были способны оказать давление на поставщиков с целью предоставления им «несправедливых» скидок с цены приобретаемых товаров.
Раздел 3 объявляет противозаконными акты продажи или сдачу в аренду, обусловленные запретом обращаться к услугам конкурента данного продавца в тех случаях, когда это «может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для создания монополий».
Раздел 7 Закона Клейтона запрещает слияние или покупку фирм «в любой отрасли коммерции или в любой части страны в тех случаях, когда это может повлечь существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для создания монополий». Этот раздел не оказывал никакого воздействия на процессы слияний до тех пор, пока существовавшая в законе чисто техническая лазейка не была закрыта в 1950 году Законом
Селлера - Кефаувера.
Для тех, кто нарушает антитрестовские законы, предусмотрены три типа наказания. Во-первых, преступлением считается нарушение Закона
Шермана. Максимальный размер штрафа за нарушение Закона Шермана был увеличен в 1974 году до 100 тыс. $ для частных лиц и до 1 млн. $ для корпораций. Максимальный срок тюремного заключения составляет 3 года.
Во-вторых, многие судебные дела завершаются постановлением
Федерального суда или ФТК, требующими от фирмы, нарушившей закон, прекратить определенные незаконные действия или, напротив, предпринять конкретные действия, такие, как отказ от слияния или, наоборот, от разделения фирмы с целью усиления конкуренции. В-третьих, и это особенно важно, фирмы или потребители, пострадавшие в результате нарушения антитрестовских законов, имеют право на возмещение своих потерь в троекратном размере.
Надзор за соблюдением антитрестовских законов осуществляется
Федеральной торговой комиссией и Министерством юстиции - единственным органом, имеющим право выдвигать обвинения в нарушении уголовной ответственности за несоблюдение Закона Шермана. В этих учреждениях преобладали, как правило, профессионалы- юристы и в последние годы экономисты.
В первые годы проведения антитрестовской политики судебные процессы были редким явлением, а давление со стороны государства не так велико. До 1900 года Министерством юстиции было возбуждено только
15 «антитрестовских» дел. В последние годы действия, как частных фирм, так и правительства, направленные на выполнение антитрестовских законов стали значительно более энергичными.
К запретительной системе можно также отнести и антимонопольное
законодательство Японии, при разработке которого широко использован опыт
США.
Вторая известная в мировой практике система - регулятивная. К ней тяготеет антимонопольное законодательство большинства европейских стран в т. ч. стран Восточной Европы. Эта система направлена не против монополии как таковой, а против злоупотребления ею.
Например, в Финляндии совет по вопросам конкуренции, работа которого регулируется Законом о конкуренции, рассматривает и решает вопросы, связанные с вредными последствиями ограничения конкуренции.
Ограничение конкуренции имеет вредные последствия, если оно, с точки зрения здоровой и действующей конкуренции, не должным образом:
. влияет на образование цен;
. снижает и склонно снижать эффективность экономической жизни;
. препятствует или вредит деятельности другого предпринимателя;
. приводит к злоупотреблению положением на рынке;
. противоречит международной договоренности.
Закон об ограничении конкуренции предусматривает:
- Устранение отрицательных явлений, связанных с ограничением конкуренции;
- Исключение неправильного использования монопольного положения на рынке;
- Расширение прав ведомства по делам конкуренции;
- Исключение превышения устанавливаемых цен.
В России антиконкурентная политика государства привела к тому, что к началу 80-х годов советская ведомственная экономика стала не просто одной из самых высокомонополизированных в мире, но и весьма специфичной в этом плане. Исключительность вытекала из «выращивания» монополий за счет монополизированного государственного сектора экономики. Такая система характеризовалась абсолютной государственной монополией, основу которой составляли: монополия на собственность, монополия на определение сфер и характера предпринимательской деятельности и монополия внешней торговли.
Существенной предпосылкой для вытеснения конкуренции из практики
производственно-хозяйственной деятельности предприятий являлась
исключительно высокая степень концентрации и специализации производства. По
данным Госкомстата в 1990 г. предприятия с числом занятых более 1000 чел.
(16.4% общего количества) выпускали около 74% промышленной продукции. Особо
крупные предприятия (свыше 10000 работающих) производили почти 20% общего
объема продукции промышленности. В то же время в результате узкой
специализации, например, в машиностроении, около 80% всей номенклатуры
отрасли выпускалось практически безальтернативным способом, в редких
случаях — 2-3 производителями. Таким образом, одно из важнейших условий
конкуренции — наличие на рынке большого количества различных вариантов
предложений одной и той же продукции — было во многих отраслях
промышленности практически невыполнимо.
Монополия внешней торговли и не конвертируемость рубля привели к изоляции нашей экономики от мировой и свели практически к нулю возможности конкуренции со стороны зарубежных производителей.
Изменения, происходящие в экономике, начиная с 1985 года, связанные с отменой монополии на собственность и предпринимательскую деятельность, резкое увеличение прав предприятий значительно снизили роль государственных монополий. Современный этап характеризуется переходом от административных монополий к монополиям экономическим, что достаточно быстро отразилось на росте цен, снижении качества предлагаемых товаров и т.п. Необходимость регулирования монопольного рынка потребовала незамедлительных действий государства. В России, в связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного типа, государственное регулирование конкурентных отношений приобретает особо важное значение.
И такие действия последовали после утверждения в 1993 г. Закона «О
конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках».
Принятие данного закона преследовало две основные цели - определение
организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения
монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и тем самым
обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных
рынков.
Закон запрещает антиконкурентные соглашения, которые связаны с установлением (поддержанием) цен, скидок, надбавок, уменьшением или поддержанием цен на аукционах и торгах; разделом рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей; отказом от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.
В законе определены задачи, функции и полномочия Государственного
комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических
структур (ГКАП) как органа, на который возлагается осуществление
государственного антимонопольного регулирования, предусмотрены меры
ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства.
К основным функциям ГКАП были отнесены:
- совершенствование нормативной базы и положений Закона «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»;
- разработка регламентирующих положений о естественных монополиях;
- разработка правовой базы для регулирования деятельности банков и контроль за рынком ценных бумаг;
- регламентация санкций к организациям, производящим операции повышенного риска с вкладами физических лиц;
- регулирование деятельности товарных бирж, российских нефтяных компаний;
- изменение национальной системы сертификации товаров и услуг и др.
Первым существенным шагом в направлении поощрения конкуренции со
стороны вновь образованного органа стала государственная программа
демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской
Федерации в 1994-1995 годах. В целях предупреждения образования новых
монополистических структур со стороны Государственного комитета по
антимонопольной политики был введен контроль за созданием, слиянием,
присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйственных структур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня, можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому
Особенность ситуации состоит и в том, что в распоряжении российского бизнеса находится теоретический и огромный практический опыт мировой конкуренции. Есть возможность, не теряя времени на самостоятельные разработки, усвоить уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы избежать дорогостоящих ошибок. В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее ценное в имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного производства, с другой — сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.
Опыт последних лет свидетельствует об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности. Появление большого количества новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение на российский рынок иностранных компаний - все это значительно осложнило рыночную ситуацию. Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса — с другой, создали условия, в которых конкуренция стала обыденным делом.
Как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в таком тяжелом положении, что сколько-нибудь серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий, стали невозможны. И тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия.
Список литературы
1. Юданов А.В. Конкуренция: теория и практика. М., 1996
2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФА-М, 1999.
3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.:
Соцэкгиз, 1962. С 331-332
4. Портер. М Международная конкуренция. М.:1994
5. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.:
Издательство «Туран», 1996. Т.2.
6. Журнал “Коммерсант - Деньги” № 43 от 03.11.99
7. Ежедневник “Коммерсант" от 10 ноября 1999 года
8. Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения. 1986
9. Никеров Г.Н. Антитрестовское регулирование монополии и конкуренции.//
«США. Экономика, политика, идеология.» 1990г. №3
10. Никеров Г.Н. Монополия и антимонопольная политика «у них» и «у нас» //
«Вопросы экономики» 1990г. №6.
11. Железнов И.А., Буданова И.Б. Антимонопольное законодательство России.
// «Общество и экономика» 1996г. №5-6.
12. Юданов А.В. Теория конкуренции: прикладной аспект //Мировая экономика и междунароные отношения. 1997, №6