Конспект лекций по микроэкономике

Конспект лекций по микроэкономике

Предмет и метод микроэкономики

Экономика и микроэкономика

Виды выбора как предмет микроэкономики

Метод микроэкономики

Вопрос 1. Жизнь человеческого общества связана с непрерывным потреблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким образом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потребности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей. Ресурсы всегда ограничены, т.е. они редки.

Редкость – это ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить желание всех и каждого. Поскольку редкость – ситуация постоянная, постольку изучению редкости и деятельности людей в условиях редкости и посвящает свои усилия наука под названием экономика.

Экономика (ойкос, номос) – это наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя редкие ресурсы для удовлетворения своих потребностей, следовательно, предметом экономики являются не деньки, не материальные блага, а люди, их действия, их выборы.

Изучая экономику наблюдаем (различаем) в ней две ветви: микроэкономику и макроэкономику.

Макроэкономика – это раздел экономики, изучающий крупномасштабные экономические явления, в основе которых лежат микроэкономические процессы, происходящие на уровне хозяйствующих субъектов.

Микроэкономика – это раздел экономики, изучающий выборы, совершаемые малыми экономическими единицами (фирмами, предпринимателями, отдельными госструктурами) в условиях редкости

Вопрос 2. Предметом микроэкономики, следовательно, являются выборы, совершаемые малыми экономическими единицами. Система выборов сводится к четырём выборам:

- что

- как

- кто

- для кого

«Что» - означает выбор, какие товары и услуги возможно и необходимо производить. При решении выбора «что» всегда существует альтернатива типа
«либо… либо…». Классическая альтернатива – «либо масло, либо пушки». Кривая производственных возможностей при выборе «что».

Альтернативность выбора «что» связана с ограниченностью производительных ресурсов. Они делятся на 3 категории:

- труд (рабочая сила

- капитал

- природные ресурсы

Труд – это рабочая сила, рассматриваемая, как совокупность способностей
(физических, умственных, нервных) человека к труду.

Капитал – это средство производства, деньги, производственная инфраструктура, которые созданы людьми и используются ими в производственном процессе.

Природные ресурсы – это всё то, что используется (или может быть использовано) в производстве в натуральном состоянии без конструктивной переработки (пахотная земля, полезные ископаемые, древесина, лес, биомасса в воде, рыбные запасы).

Поскольку производство всегда альтернативно, то в условиях редкости ресурсов, производство любого данного товара здесь и в это время влечёт за собой потерю возможностей производить другой товар там и в это время. Такая ситуация находит своё выражение в понятии «альтернативная стоимость».

Альтернативная стоимость товара или услуги – это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующих того же времени или тех же ресурсов.

Выбор «как» производить характеризуется тем, что в любом производстве всегда есть n-ое число вариантов его организации. Выбор «как» всегда связан с проблемой эффективности производства.

Экономическая эффективность – это ситуация, в которой при наличных производственных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некое количество другого товара.

Производительные ресурсы плюс знания образуют производственный потенциал
(фирмы, региона, Украины и т.д.).

В выборе «как» с производственной деятельностью связаны инвестиции и предпринимательство.

Инвестиции – это увеличение объёма капитала и его технологическое совершенствование, осуществляемое людьми с целью повышения эффективности производства.

Предпринимательство – это процесс поиска новых возможностей использования новых технологий и новых сфер вложения капитала в целях повышения эффективности производства.

Выбор «кто» и какую роботу должен выполнять связан с организацией производства, построенного на разделении, кооперации и комбинировании труда.

Высшее достижение в разделении, кооперации и комбинировании труда достигается в результате научной организации труда.

«Для кого» - есть два аспекта: для кого производятся товары и услуги, распределение произведённого продукта по стоимости, т.е. выбор «для кого» связан с распределением произведённой вновь созданной стоимости. Проблемой
«для кого» и эффективности производства посвящает свои усилия научная школа праксеологии. Лозунг: больше производить чтобы лучше распределять, и лучше распределять чтобы больше производить.

Все микроэкономические выборы осуществляются в двух основных способах координации действий миллионов людей в рамках двух моделей.

Первая модель – иерархическая модель выбора, характеризуется тем, что индивидуальные действия людей, а следовательно и их выборы подчинены указаниям, инструкциям и распоряжениям центральной власти.

Вторая модель – модель стихийного порядка. В этой модели индивидуумы приспосабливают свои действия и выборы реальным условиям, основываясь на информации и стимулах своего непосредственного окружения.

Вопрос 3. Основной метод всех экономических дисциплин: метод материалистической диалектики. Это означает, что все экономические процессы рассматриваются как реально существующие, т.е. материалистические и они рассматриваются в диалектике, в зарождении, в развитии и умирании.

Специфические методы микроэкономики:

- метод моделирования (связь фактов и ожидаемых результатов)

- метод построения графиков (графическая интерпретация, кривая производственных возможностей)

- эконометрический метод (т.е. метод анализа статистических данных)

- метод построения прогнозов (т.е. на базе реалий строить какие-то модели, прогнозировать будущее развитие)

- метод разработки экономической тактики (ценовая политика фирмы)

16 Февраля 1999 г.

Лекция №2

Тема: РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

Понятие рынка и его основные функции.

Рыночная экономика ее принципы и элементы.

Государственное регулирование рынка.


1.

Рынок представляет собой совокупность отношений обмена, организованны по законности товарного производства и товарно-денежного обращения.
Рынок категория синтетическая, включающая в себя такие важные категории как:
- стоимость, цена, спрос и предложение, конъюнктура, государственное регулирование.
Рынок не терпит администрирования, он имеет собственную организацию, в основу которого положено индикативное планирование.
Основные функции рынка:
- обеспечение связи между производителями и потребителями;
- обеспечение пропорциональности в структуре общественного производства;
- признание общественно необходимых затрат труда на производство товаров;
- формирование цены товара в процессе взаимодействия спроса и предложения, как выражение предельной полезности данного товара;
- стимулирование издержек производства;
- ускорение НТП.
Рынок выступает в двух формах:
- рынок продавца (рынок производителя) - характеризуется монополизмом производителя, хроническим дефицитом всего и вся, неудовлетворенным спросом потребителя, низким качеством товаров и услуг, ростом цен, разгулом спекуляции, развитием инфляции;
- рынок покупателя характеризуется свободной конкуренцией производителей, олигополизацией рынка, демонополизацией рынка, бездефицитностью, занятостью всех ниш рынка, высоким качеством, дизайном товаров, устойчивостью денежного обращения, стабильностью цен.
Если рынок продавца, в целях его регуляции требует жесткого государственного администрирования, то рынок покупателя нормально функционирует в условиях легкого государственного косвенного регулирования.

Рыночная система, как само регулируемая система не застрахована от своего поражения, которое называется фиаско рынка.
Фиаско рынка - ситуация, при которой рынок не в состоянии координировать процессы экономического выбора, таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов.
Причины фиаско рынка:
- внешние эффекты - это эффекты, которые не находят свое отражение в цене блага;
- возрастание общественного блага;
- недостаточная конкуренция.

2.

Рыночная система - представляет собой ассоциации свободных товаропроизводителей, работающих в условиях экономической свободы и риска, самостоятельно избирающих контрагентов производственной деятельности, самостоятельно определяющие объемы производства, самостоятельно распоряжающиеся собственными доходами и расходами, численностью занятых и оплаты труда.
Основные характеристики рыночной системы:
- углубление общественного разделения труда;
- высокая степень развития общественных отношений;
- денежная форма обменных отношений;
- высокий уровень развития частных предприятий;
- высоко развитая технология;
- косвенное, регулирующее воздействия государства.
Основные принципы рынка:
- свобода предпринимательства (заинтересован частный экономический интерес);
- свобода профессионального выбора (заинтересованность собственника ресурсов);
- свобода потребительского выбора (выгода потребителя в рамках предельной полезности товаров и услуг);
- свобода экономических интересов;
- максимизация прибыли, достигаемая путем минимизации расходов на внедрения новых технологий, роста производительности труда;
- максимизация доходов владельцев ресурсных факторов производства;
- максимизация выгоды покупателя в процессе потребительского выбора;
- конкуренция как состязательность всех участников рынка;
- система рыночных цен, как стимул, и как координатор рыночного процесса.
Наиболее общими элементами рыночной системы является рыночная структура, состоящая из:
- рынок средств производства;
- рынок капиталов, рынок интеллектуального продукта, рынок ценных бумаг;
- рынок рабочей силы, теневой рынок (криминальный).
Рыночная инфраструктура:
- коммерческая, банковская система;
- биржевая система;
- страховая система;
- аукционы, ярмарки, выставки, рекламные агентства, коммерческие информационные центры, аудиторские компании, холдинги;
- уровень и состояние общественного сознания;
- государственное регулирование.

3.

Стимулы и принципы экономической системы весьма эффективны, но не идеальны, т.е. имеется:
- неизбежность инфляционных процессов;
- неизбежность безработицы;
- усиление неравенства в распределение доходов;
- сужение сферы общественного блага;
Перечисленные недостатки могут также обусловить фиаско рынка, поэтому в условиях рынка существует объективная необходимость внешнего регулирующего вмешательства государства в рыночные процессы.
Однако существуют две концепции:
- классическая концепция саморегулирующегося рынка. Однако теория саморегулирующегося рынка получила приговор в 30-е годы 20 века (мировая депрессия);
- государственное регулирование экономики (теория разработана Д. Кейнсом):
Два вида методов:
- прямые (размещение государственных заказов, жесткое установление цен на услуги, тарифы, жесткое установление заказов);
- косвенные (финансово-кредитные рычаги).
Государство должно осуществлять:
- структурную политику;
- инвестиционную политику;
- инновационную политику; ценовую политику; маркетинговая политика; политика денежных доходов;
- политика формирования фондов; политика изменения структуры расходов населения;
- финансовая политика и налоги.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать