Конспект лекций по микроэкономике
p> Экономика неопределённости
1. Экономика неопределённости и страхование риска.
2. Спекуляция и риск.
3. Экономика аукционов и риск.

Вопрос №1

Исчерпывающая информация о рынках и услугах является основой предпринимательства. С этой целью в фирмах создаются отделы маркетинга, конъюнктурной работы, может функционировать отдел «промышленного шпионажа».
Но даже при существовании этих отделов абсолютно точную и исчерпывающую информацию получить невозможно.

Отсутствие точной и исчерпывающей информации порождает неопределённость, следовательно, предпринимательская деятельность всегда осуществляется в условиях некоторой неопределённости и недостатка информации.

Специалистом теории неопределённости является Ф. фон Хайен, в 1945 г. он издал работу «Использование знаний в обществе».

Основные положения этой теории:

1. успех или фиаско в бизнесе зависит от полноты полученной информации;

2. информация никогда не бывает абсолютной, она всегда соседствует с незнанием и с некоей неопределённостью;

3. неопределённость может быть узнаваемая, как утаиваемая и неузнаваемая, как ещё несостоявшийся предмет информации;

4. информация всегда является не равномерной, а асимметричной.

Асимметричность информации означает, что одни субъекты рынка обладают некоей важной информацией, которая недоступна или утаиваемая от них;

5. средством аккумуляции рыночной информации является цена. Данные о динамике цены побуждают субъекта рынка принимать те или иные решения;

6. в знании о будущих переменах на рынке степень информированности уменьшается, степень неопределённости растёт;

7. глубина неопределённости в знаниях о будущих изменениях характеризует степень риска.

Вывод теории неопределённости – неопределённость и риск всегда соседствуют в рыночной деятельности в неразрывном единстве.

Отношение субъектов рынка к риску.

По отношению к риску в поведении субъектов рынка есть три группы характера их поведения:

- антипатия к риску;

- предпочтение риска;

- нейтралитет к риску, т.е. проявление безразличия к выбору «риск» или

«без риска»

Подавляющее число людей проявляет антипатию к риску, редко кто – нейтрален, очень мало – рискуют.

В поведении тех, кто рискует, исключительно большое значение имеет предварительное определение математического ожидания результата риска и исчисление убывающей предельной полезности риска.

Математическое ожидание результата риска исчисляется как сумма значений каждого возможного исхода событий, умноженная на вероятность каждого исхода.

Если мы получаем отрицательное значение исхода риска, билеты не покупать!

Риск – неотъемлемая часть не только рыночной деятельности, но и всей жизни. Избежать риска невозможно. Однако в условиях риска отработаны методы снижения риска.

Метод объединения риска – метод разделения риска между несколькими субъектами рынка так, чтобы последствия нежелательного исхода были не слишком обременительны.

Формы метода:

- форма взаимного фонда, т.е. создаёт доверительное общество, которому вручаются деньги на покупку акций различных акционерных обществ, этим существенно снижается риск потерять деньги в случае банкротства одного акционерного общества, если бы деньги вложили туда.

- Страхование в форме взаимного страхового общества, небольшая плата

(страховые платежи) защищают от катастрофического риска. В работе страховых обществ есть три группы проблем: o Проблемы роста затрат на содержание страховых структур (20% страховых взносов) o Проблемы выбора по степени вероятности потерь (полноты информации об объектах страхования) o Проблема морального риска – проблема поведения застрахованного индивида, который может сознательно увеличивать риск нанесения ущерба, который может возместить страховая компания.

Вопрос №2

Спекуляция – это деятельность по покупке товаров, ценных бумаг по низкой цене с целью перепродажи по высокой цене.

Спекуляция – это всегда сознательный риск.

Спекулянт-профессионал должен обладать умениями:

- предпочтение риска;

- умение добывать асимметричную информацию;

- умение просчитывать математическое ожидание риска.

Спекулятивные операции:

- реальная спекулятивная сделка;

- заключение срочного спекулятивного контракта (фьючерсная спекулятивная сделка) – заключение договора о продаже чего-то на конкретный срок по текущим ценам;

- спекулятивная сделка с премией (спекулятивная сделка с аукционом) (на каждую сделку – премия, выступающая гарантией покупки, выплачивается в момент подписания договора, премия остаётся продавцу, если покупатель отказывается от сделки);

- спекулятивные сделки с хеджированием (страхованием риска) – это компенсация одного риска другим, т.е. перекладывание собственного риска на плечи других (в реальной экономике эти сделки узаконены).

Вопрос №3.

Два вида:

- Аукцион продавца – это один продавец и много покупателей.

- Аукцион покупателя – тендеры.

Три типа:

- английский аукцион – минимальная стартовая цена;

- голландский аукцион – максимальная стартовая цена;

- в тёмную.

Теория эквивалентности доходов:

Любой покупающий реализует собственную экономическую выгоду.

Лекция №17

Тема: Ресурсные факторы производства.

Ценообразование на рынках ресурсов
1. Спрос на ресурсы
2. Спрос и предложение на рынках труда
3. Различие зарплаты, как цена ресурсного фактора

Вопрос 1.
Для организации и осуществления нормального процесса производства, необходимо наличие трех групп факторов:
- труд;
- капитал;
- природные ресурсы.
В рыночной экономике названные ресурсные факторы являются предметами купли- продажи: а) рынок ресурсов является составной частью рыночной экономики.
Рынок ресурсов как составная часть рынка выполняет две взаимосвязанных функции:
- помогает определить выбор «как»;
- «для кого».
«Как» - большинство товаров и услуг можно производить несколькими технологическими способами:
1) много техники мало труда;
2) много рабочей силы мало труда.
Выбор «как» зависит от цены на ресурсы. Относительно дешевые используются шире, а относительно дорогие – очень экономично.
«Для кого» - подавляющее большинство людей получают рыночный доход, продавая свою рабочую силу.
Рынок, устанавливая цены на ресурсы, тем самым устанавливает и то, какая часть общественного продукта, национального продукта, достается тем, кто продает свой главный ресурс – рабочую силу.
В тоже время в собственности семейных хозяйств находятся и такие ресурсные факторы, как капитал и природные ресурсы.
Выбор «для кого» - всецело связан с формированием рыночных доходов от продажи ресурсных факторов.
С этой позиции исследование спроса на ресурсные факторы, представляется очень важным и актуальным.
Целью предпринимательства является максимизация прибыли. Проблему максимизации прибыли мы рассматриваем с позиции фирмы-производителя, но на рынке ресурсов фирмы-предприниматели выступают как покупатели, поэтому важно рассмотреть проблему максимизации прибыли с точки зрения покупателя.
Фирмы-предприниматели покупают ресурсы для производительного потребления, т.е. для их использования в производстве товаров для продажи. Их этого следует, что спрос на ресурсные факторы является не прямой, а он имеет производный характер и называется производным спросом. Это означает, что спрос на производственные ресурсы зависит от спроса на товар, в производстве которого используется данный ресурс.
Второе ограничение.
Обуславливается выбором производственной технологии, т.е. комбинации ресурсных факторов для производства товара.
Третье ограничение.
Цена ресурса кардинально влияет на количество покупаемых ресурсов и выбор технологий.
При взаимодействии ресурсов следует оперировать понятиями (предельного физического продукта) и закона убывающей полезности.
С позиции ресурсных факторов.
Предельный физический продукт ресурса определяется как увеличение выпуска продукции в результате использования какого-то одного ресурса, в то время как количество всех прочих ресурсов остается неизменным.
При анализе движения предельного физического продукта выясняется, что на известном уровне предельный физический продукт переменного ресурса начинает падать, что и находит свое выражение в законе убывающей доходности.
Существует предельная доходность ресурсов. Она рассматривается как изменения дохода в результате продажи продукции произведенной с помощью дополнительной единицей ресурсов. Предельная доходность ресурсов является неодинаковой для различных типов фирм.
Для фирм price-taker’ов, т.е. для фирм которые не могут оказывать воздействие на рыночную цену своего товара, т.е. фирмы, которые продают свою продукцию по ценам определенных силами над которыми они не властвуют и которые не могут контролировать (работа в условиях совершенной конкуренции).
Предельная доходность ресурсов равна стоимости предельного продукта.
Стоимость предельного продукта определяется умножением цены выпускаемого продукта на объем предельного физического продукта.
Для фирм, которые самостоятельно устанавливают цены на свою продукцию
(монополии, олигополии), и где цена меняется с изменением объема выпуска продукции, то здесь делается выбор из наибольшей цены.
В варианте, когда сокращается производство производимой продукции, а цена растет, тогда цена будет больше.
На основе анализа и определяется количественные аспекты использования ресурсов.
Предельные издержки ресурсов – это прироста общих затрат фирмы на ресурсы для приобретения дополнительных единиц данного ресурса.
Для фирм устанавливающих и контролирующих цены, предельные издержки ресурсов могут быть выше и могут быть ниже его рыночной цены, все зависит от политики формирования данной фирмы.
Цель любой фирмы – максимизация прибыли.
Рассмотрим отклонение, если предельная доходность ресурсов выше его предельных издержек, то потребление каждой такой единицы ресурсов будет максимизировать прибыль, доход растет быстрее издержек.
Если предельные издержки ресурсов превосходят его предельную доходность, то сокращение потребления данного ресурса ведет также к максимизации прибыли.
В динамике спроса большое значение имеет и следующее обстоятельство:
- спрос на продукцию для производства, которой этот ресурс используется;
- изменение экономической ситуации на рынке;
- ценовая эластичность спроса;
- взаимозаменяемость ресурсов;
- изменение цены на другие ресурсы;
- изменение технологий

Лекция 18 от Моники (называется принесла полную версию()
Хотя общепризнанным выражением является "рынок труда", фактически речь идет о рынке рабочей силы, ибо:
1. труд стоимости не имеет. так как это функция рабочей силы
2. труд - лишь целесообразная деятельность человека в процессе производства
3. если допустить, что продается труд, то заработная плата как цена труда является оплатой за весь труд, но тогда возникает вопрос: откуда появляется прибавочная стоимость?
Таким образом, на рынке ресурсов продаётся не труд, а рабочая сила.
Предложение рабочей силы может носить как индивидуальный. так и групповой характер.
В этой связи есть особенности этого предложения.
Предложение рабочей силы индивидом всегда осуществляется в условиях альтернативного компромисса между двумя "товарами":
1. досугом
2. потребильными благами, которые могут быть положены от продажи рабочей силы.
Предложение рабочей силы индивида сталкивается с двумя организациями:
1. в сутках только 24 часа, которые можно распределить между досугом и работой.
2. ставка зарплваты, определяющая покупательную способность индивида и, либо побуждает либо не побуждает его работать.
Считается, что повышение ставки зарплаты способствует увеличению предложения рабочей силы, но это далеко не так

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать