В системе большое значение придается соответствию состояния
оборудования, оснастки, инструмента, контрольно-измерительных приборов
и технической документации требованиям технологического процесса.
Обязательны научная организация труда и производства, четкие
внутрипроизводственные связи, ритмичность работы.
Выпуску продукции высокого качества способствует также система материального и морального стимулирования исполнителей б зависимости от уровня сдачи продукции с первого предъявления.
Критерий количественной оценки качества труда позволяет развернуть
социалистическое соревнование, применять такие моральные стимулы, как
присвоение звания «Отличник качества», «Мастер — золотые руки» я др.
При этом разнообразие методов морального стимулирования и размеров
материального поощрения на различных предприятиях не меняет основного принципа системы.
Использованный в системе БИП механизм управления качеством оказал
влияние и на структуру управления. Прежде всего изменились функции
ОТК (контролировать оценку качества), децентрализовался контроль из-за
развития самоконтроля, повысилось качество труда и появилась
возможность получать информацию о причинах дефектов, не зависящих от
рабочего. Для анализа этой информации, обсуждения и принятия решений
создаются постоянно действующие комиссии по качеству, регулярно
проводятся дни качества.
День качества- это особая форма совещания, где подвергается критическому анализу работа по обеспечению качества продукции за неделю. Начальник ОТК докладывает о состоянии и уровне качества продукции на предприятии, о наиболее серьезных случаях брака и возврата продукции, о всех невыполненных в срок организационно- технических мероприятиях по обеспечению высокого качества и надежности продукции. Кроме того, сообщает результаты ежедневного контроля за чистотой и культурой производства.
Система БИП явилась началом комплексного подхода к организации работ по повышению качества продукции. Принципы этой системы нашли применение на многих промышленных предприятиях. В ходе внедрения системы БИП ее основные принципы развивались, видоизменялись и обогащались применительно к специфике того или иного производства.
На некоторых предприятиях нельзя применять стопроцентный контроль, непрерывность поточного производства не позволяет комплектовать партии изделий для приемки, и одинаковые операции выполняются различными рабочими, что затрудняет выявление виновника брака. В этих условиях за расчетную единицу был взят рабочий день' и контролеры ОТК проводят регулярный контроль работы исполнителя. Если установленный технологический процесс нарушается, то день, когда было допущено нарушение, считается днем сдачи дефектной продукции. Процент сдачи продукции с первого предъявления определяется отношением числа дней, отработанных без дефектов, к общему числу отработанных дней.
Принцип сдачи продукции с первого предъявления распространился и на проектно-конструкторские организации. Для измерения качества работы конструкторов и технологов используются, целующие показатели: показатель сдачи технической документации с первого предъявления, который определяется как отношение количества работ, сданных с первого предъявления, к общему количеству предъявленных работ; показатель возврата технической документации, предъявленной проверяющим лицам (может быть выражен абсолютным количеством и относительным); количество явных ошибок, допущенных конструкторами и разработчиками, обнаруженных при изготовлении опытных образцов; количество возвратов ОТК деталей, узлов, изделии из-за конструкторских ошибок 'и др.
На предприятиях применяются шкалы размеров премий в зависимости от уровня выполнения качественных и количественных показателей (где есть необходимость стимулировать увеличение производства, повышение производительности труда и т. п.).
Работникам, работающим с личным клеймом, выплачивается
дополнительно сверх причитающейся премии 5—10 % тарифной ставки
(оклада) или сдельного заработка. Условиями премирования ИТР могут
быть: увеличение продукции, сдаваемой с первого предъявления; отсутствие рекламаций за отгруженную продукцию; соблюдение технологических режимов, параметров и др. Система БИП
явилась мощным средством повышения качества продукции. С 1962 г.
подобные системы начали внедряться в ГДР, ПНР, США, ФРГ, Японии и
других странах.
Однако саратовская система при всех достоинствах, а они проявились
довольно ярко. и быстро, имела и ряд недостатков. Система не позволяла
контролировать и управлять уровнем разработок и проектирования
изделий, не охватывала другие стадии их жизненного цикла- реализацию и
эксплуатацию. Относительно ограничена была сфера применения системы.
Но эффективность ее положительных элементов подтолкнула другие
предприятия на поиск новых форм и методов управления качеством
продукции.
На передовых предприятиях Львовской области был разработан так называемый «Львовскии вариант саратовскои системы»— система бездефектного труда (СБТ). Эта система предусматривает количественную оценку качества труда всех производственных рабочих, ИТР и служащих, способствующих' своим трудом повышению качества продукции и улучшению технико-экономических показателей работы предприятия.
В СБТ основным показателем качества труда является «коэффициент качества труда» — количественное выражение качества труда исполнителей. Эффективность труда работников оценивается ежедневно, а также суммарно за определенный календарный период. Бездефектная работа принимается за единицу (иногда за десять, сто). Все возможные дефекты в работе (например, ошибки в чертежах, неисполнение в срок поручений руководства, нарушение установленной технологии, выдача неправильной информации и т. п.), классифицируются и каждому из них соответствует заранее установленный и доведенный до исполнителя коэффициент снижения. Оценка качества труда производится уменьшением исходного коэффициента качества на величину, равную сумме коэффициентов снижения за допущенные дефекты в работе.
Таким образом, коэффициент качества труда как отдельных
исполнителей, так и для коллектива в целом рассчитывается по формуле где Ки—исходный коэффициент качества (принимаемый за 1. 10 или
100); Кsi—коэффициент снижения за несоблюдение установленного 1-го
показателя качества труда; nc —количество показателей снижения
коэффициента качества.
При этом
гдеZi-количество случаев невыполнения однотипного i-ro задания; mi
-норматив снижения за невыполнение 1-го задания.
Недостаток этого метода в том, что в нем учитываются только коэффициенты снижения, суммирующие недостатки по всем показателям, а превышения установленных значении показателен качества труда не отражаются на коэффициенте качества труда. С учетом поощрения коэффициент качества определяют по формуле
где Kni — коэффициент поощрения за выполнение или превышение г-го показателя качества труда; рассчитывается по аналогии с Kci; mc- количество показателей увеличения коэффициента качества.
Следует отметить, что передовые предприятия все больше внимания уделяют коэффициенту поощрения, поскольку это способствует повышению творческой активности трудящихся, поиску новых путей и форм повышения качества продукции и эффективности производства, что необходимо для повышения эффективности производства и качества продукции в условиях коренной перестройки управления экономикой.
В новых условиях хозяйствования и госприемки системы бездефектного изготовления продукции и труда должны получить свое дальнейшее развитие и совершенствование. В передовых коллективах в условиях работы госприемки система БИП функционирует на 3-х этапах: сдача продукции с первого предъявления рабочего работникам ОТК; сдача продукции работниками ОТК работникам госприемки; сдача продукции работниками госприемки заказчику.
Для каждого отдела, цеха, участка устанавливаются свои критерии оценки качества труда, учитывающие характер деятельности данного подразделения и исполнителя.
Коэффициент качества позволяет сравнивать результаты работы различных звеньев при подведении итогов социалистического соревнования, конкретизировать задачи по повышению уровня качества продукции и снижению брака. Он также служит основой для материального и морального поощрения исполнителей и коллективов, а также для их аттестации.
Принципы организации и функционирования СБТ на различных предприятиях имеют свои особенности. Общими являются следующие элементы: сдача продукции с первого предъявления, коэффициент качества труда, дни оценки качества, строжайший контроль исполнения.
Система бездефектного труда распространилась не только на промышленных предприятиях, но и в НИИ, конструкторских и проектных организациях, на транспорте, в сельском хозяйстве, предприятиях бытового обслуживания и др. Она повышает коллективную ответственность, дисциплину работников, заинтересованность в повышении качества труда, что обеспечивает рост эффективности производства п повышение качества продукции.
Примером научного подхода к управлению качеством является
созданная на предприятиях Горьковской области в 1958 г. система
КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделии). Как
саратовская система, так и ее львовский вариант направлены на
управление качеством на стадии изготовления продукции. Однако, как
показывают исследования, из общего количества дефектов,
проявляющихся при эксплуатации, большинство из них конструктивно-
технологические, т. е. являются результатом некачественной проработки
проектов на стадии исследования и проектирования. Система К.АНАРСПИ
направлена на то, чтобы в процессе проектирования и технологической
подготовки производства проводить такую отработку изделий, которая
позволит исключить или свести к минимуму исправление дефектов в
серийном производстве и уже с первых образцов выпускать надежные,
высококачественные изделия. Такой подход требует особого внимания к
конструкторской и технологической документации, тщательному проведению
испытаний новых образцов изделий, совершенствованию конструкции,
технологии, установлению творческих связей науки с производством,
анализу возможностей и особенностей производства и др.
Работа по улучшению качества изделий в данной системе не заканчивается запуском их в серийное производство. Информация о работе изделий в различных эксплуатационных условиях помогает вносить различные изменения в их конструкцию, повышать их надежность, качество. Сбором, анализом и обобщением этой информации занимаются созданные па предприятиях специальные службы надежности. Они совместно с другими специализированными службами предприятий участвуют в выработке организационно-технических мероприятий по улучшению качества продукции.