Конвертируемость российской национальной валюты
p> Возможность без проблем репатриировать свою рублевую выручку инициировала более активное открытие нерезидентами счетов в России.
Одновременно значительно увеличился оборот средств, проходящих по этим счетам, т.е. у нерезидентов появилась серьезная заинтересованность в работе с рублями. Эту тенденцию можно проиллюстрировать на примере корреспондентских счетов банков-нерезидентов и текущих счетов фирм- нерезидентов, открытых в банках Санкт-Петербурга.

Таблица 5

Остаток средств (млн. руб.)

| |1 января 1996 г. |1 января 1997 г. |
|Банки |18 848 |81 260 |
|Фирмы |11 800 |19 973 |

Источник: Деньги и кредит, 1998, №1

Работа с рублевыми счетами дает возможность нерезидентам избегать процедур валютного контроля и необходимости получения лицензий Центрального банка Российской Федерации по операциям, вольно или невольно попавших в категорию капитальных. Учитывая приведенные преимущества, можно прогнозировать постепенное увеличение доли рублевых расчетов по внешнеторговым операциям. Новым импульсом в развитии таких расчетов могла бы стать отмена требования о наличии филиала или представительства на территории России для открытия счета типа “Т”.

Банки-нерезиденты могут осуществлять покупку иностранной валюты вне зависимости от рода сделки, для выполнения которой на его рублевый корсчет поступили рубли. Но есть один немаловажный нюанс: банк-нерезидент имеет возможность купить свою национальную валюту у любого уполномоченного банка, ведущего его рублевый счет; другую иностранную валюту (по умолчанию СКВ) фактически - только у банка, имеющего генеральную лицензию Центрального банка Российской Федерации, т.е. канал конвертирования и перевода за рубеж
СКВ на практике ограничен наиболее сильными и квалифицированными банками.

Присоединение России к VIII статье МВФ позволило нашей стране получить достаточно неплохой международный кредитный рейтинг. Ведущие мировые агентстваагенства признали условия для деятельности нерезидентов на территории Российской Федерации, соответствующимисоответсвующими основным требованиям международных финансовых организаций и соглашений.
Послесоглашений.После этого иностранные инвесторы стали пересматривать свои позиции в сторону увеличения доли средств, направляемых на российский рынок. Достаточно красноречиво это подтверждается объемами вложений нерезидентов в российские государственные и корпоративные бумаги в III квартале 1997 года (по разным оценкам не менее 30 и 50% суммарной капитализации рынка соответственносоответсвенно).Однако, как показал опыт мирового финансового кризиса конца 1997 г. , иностранные деньги весьма нестабильная “субстанция”. Краткосрочные спекулятивные средства быстро приходят в страну, но при малейшей нестабильности еще быстрее убегают, вызывая “цепную реакцию” и среди отечественных инвесторов. Поскольку кризисы различного масштаба цикличны и финансовые потери для государства при этом практически неизбежны, на первый план выходит проблема поиска эффективного набора экстренных мер, позволяющих минимизировать негативные последствия кризиса.

В 1997 г. денежно-кредитная политика Центрального банка России была направлена на сдерживание резких колебаний курса национальной валюты. Это способствовало снижению инфляционных ожиданий и давало возможность участникам внешнеэкономической деятельности формировать устойчивые целевые ориентиры. В результате официальный курс рубля к доллару на конец года составил 5960 руб./$ и находился в рамках установленного Банком России валютного коридора.

Еще одним аспектом развития позитивных процессов в отношении обратимости российской валюты стало укрепление авторитета страны в мировом сообществе. В этом контексте нельзя не отметить значение состоявшегося в сентябре 1997 г. Приема России в Парижский клуб стран-кредиторов в качестве полноправного члена. Это должно оказать позитивное воздействие на дальнейшую интеграцию России в международную валютно-финансовую систему, повышение эффективности использования российских внешних финансовых активов.

Деноминация и обратимость

Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. “Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” была объявлена грядущая в 1998 году деноминация. Решение Правительства с 1 января 1998 года убрать три нуля с российских банкнот аргументировалось следующим:

“Деноминация воздействует на оценки людей. Полновесный рубль должен укрепить доверие к нашей национальной валюте. Деноминация сделает простым и понятным соотношение с мировыми ценами, удобным для обращения масштаб цен как для населения, так и для экономики в целом. Конвертируемый россий ский рубль станет полноценной валютой. Появится заинтересованность в зарабатывании денежных средств ради того, чтобы приобрести состояние именно в рублях...”1 .[1]

“Деноминация - не чисто технический акт. Она связана с макроэкономическими изменениями в стране, в частности с укреплением национальной валюты...”[2]2 .

С другой стороны, большинство независимых экспертов не придают особого значения решению Правительства уменьшить нарицательную стоимость российской денежной единицы в 1000 раз.

“В мировой истории деноминация - дело нередкое и в подавляющем большинстве мало примечательное. Только в после Второй Мировой войны в мире было проведено свыше 600 подобных мероприятий...

В ноармальной экономике деноминация - чисто техническое и скучное мероприятие..”[3]

Альтернативный проект конвертируемой российской валюты

Что же ожидает российскую валюту в ее дальнейшем движении к подлинной обратимости и что надо делать, чтобы это движение привело к желаемым результатам?

В настоящее время существует несколько альтернативных проектов и теоретическихтеоритических наработок по созданию престижной конвертируемой валюты Российской Федерации. Одним из них является предложение ввести параллельную валюту типа знаменитого “червонца”, который во времена НЭЕПа сумел нормализовать финансовый оборот в Советской России; и создать двойную экономическую и финансовую систему.

Подобная новая валюта будет являться своеобразным мостом, связывающим рубль с конвертируемыми валютами. Элементами моста, ведущего к рублю, будут условия, по которым можно провести конверсию рубля в “червонцы”. Та часть моста, которая свяжет новые деньги с конвертируемыми валютами, будет основываться на подлинной конвертируемости “червонца”.

Предлагаемые деньги большей частью предназначены для внешнеторговых сделок, чем для хождения на внутреннем рынке страны. Конкурентоспособность новых “червонцев” будет обеспечиваться на первых порах золотовалютным стандартом. В дальнейшем предполагается его отмена и полный допуск новой валюты во внутренний рынок России.

Но, по мнению большинства экономистов, подобный путь достижения конвертируемости ни к чему не приведет, так как обеспечение обратимости такой валюты требует создания тех же предпосылок, что и в отношении обычного рубля. Если эти предпосылки будут постепенно складываться, то не будет необходимости в лишнем искусственном звене. В противномпротином случае введение параллельной валюты может лишь окончательно запутать и парализовать систему расчетов.

Кроме того, в условиях общепринятой демонетизации золота во всем мире и запрета фиксировать стоимость валюты по отношению к золоту в соответствиисоответсвии с уставом МВФ любая идея золотого стандарта толкает нас на еще большую изоляцию от мирового сообщества, ешще большую несовместимость нашего денежно-кредитного и валютного механизма с остальным миром.

Тенденции к ужесточению валютной политики

Несмотря на стремление Правительства как можно сильнее либеирализировать валютные отношения в России большинство экономистов считают ужесточение валютного политики необходимым на сегодняшний момент условием. При этом речь идет не о возврате к государственной валютной монополии, а об установлении на месте с трудом управляемого валютного рынка, опирающегося на современный режим “конвертируемости”, разумной взвешенной системы государственных валютных ограничений, к которым прибегали и продолжают прибегать другие страны при кризисных и чрезвычайных обострениях экономической ситуации.

Конкретные предлагаемые сторонниками усиления валютного контроля меры заключаются в следующем: совершенствование и ужесточение работы валютных бирж с целью ограничения размеров спекулятивных сделок; изменение курсовой политики (постепенный переход к фиксированному курсу рубля); серьезная активизация контрольных функций Центрального банка, с тем чтобы на всех уровнях четко отслеживалась грань между текущими валютными операциями и операциями капитального характера; установление обязательного 100-процентного обмена валютных поступлений на рубли, причем с таким расчетом, чтобы максимальная доля обмениваемой валюты сосредотачивалась в Центральном банке; вытеснение доллара из экономического и денежного оборота внутри страны; организация на государственном уровне упорядоченного использования рубля как средства международных расчетов и платежей, начиная со стран ближнего зарубежья.1

Перспективы конвертируемости российской национальной валюты.

Но похоже Правительство Российской Федерации пока не собирается прислушиваться к подобным вполне обоснованным предложениям продолжая идти по пути либирализациилиберализации валютных отношений. Но как долго сможет
Российская финансовая система поддерживать действующий режим практически свободного обмена рублевых средств на иностранные валюты? Сейчас это полностью зависит от поступления валютных средств в Центральный банк
Российской Федерации. Пока еще удается поддерживать золото- валютныезолотовалютные резервы на определенном уровне.

График 3

Золото-валютныеЗолотовалютные резервы Центрального банка Российской

Федерации на протяжении 1997 - 1998 гг.

[pic] Источник: Финансовая газета. 1998 г. №16

Пополнение валютных резервов России напрямую зависит от внешнеторгового баланса Российской Федерации. В условиях либирализациилиберализации торговых отношений с заграницей за пореформенные годы российский экспорт всегда превышал импорт. Внешнеторговое сальдо постоянно оставалось положительным, что способствовало притоку иностранной валюты в страну.

Таблица 6

Внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |
|Внешнеторговый |96,6 |103,3 |118,6 |142,2 |149,9 |153,5 |
|оборот млрд. $ | | | | | | |
|Экспорт млрд. $ |53,6 |59,6 |68,1 |81,3 |88,4 |86,6 |
|Импорт млрд. $ |43,0 |44,3 |50,5 |60,9 |61,5 |66,9 |
|Внешнеторговое |+10,6 |+15,3 |+17,6 |+20,4 |+26,9 |+19,7 |
|сальдо млрд. $| | | | | | |

Источник: Россия в цифрах.(краткий статистический сборник) 1997.

Но структурой экспорта Россия напоминает большинство слаборазвитых государств, влачащих жалкое существование в основном за счет перекачки сырьевых ресурсов за рубеж:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать