Кредитно-денежная и фискальная политики США
Министерство экономики Российской Федерации Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики
Курсовая работа
«Кредитно-денежная политика США и её связь с бюджетно-налоговой политикой»
Выполнил студент I курса группа ЭМ-99-1
Шуваев Дмитрий
Научный руководитель:
Чунарёва С. Ф.
Пермь 2000
Содержание
Вступление………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Федеральная Резервная Система………………………………………………………4
1. Федеральная Резервная Система США…………………………………………..4
2. Проблемы контроля денежной массы……………………………………………5
3. Стратегии ФРС в управлении кредитно-денежной политикой…………….…..5
4. Борьба с инфляцией при помощи целенаправленной монетарной политики…6
Глава 2. Денежно-кредитная система…………………………………………………………...8
1. Спрос на деньги……………………………………………………………………8
1. Спрос на деньги для сделок……………………………………………….8
2. Спрос на деньги со стороны активов……………………………………..8
3. Общий спрос на деньги.…………………………………………………..10
2. Рынок денег……………………………………………………………………….10
3. Последствия в изменении предложения денег…………………………………11
4. Последствия в изменении спроса на деньги……………………………………12
5. Стратегии управления денежно-кредитной политикой………………………..13
1. Вертикальная кривая предложения денег……………………………….14
2. Горизонтальная кривая предложения денег…………………………….14
3. Наклонная кривая предложения денег…………………………………..15
6. Выбор тактических целей………………………………………………………..16
Глава 3. Взаимодействие монетарной и фискальной политик……………………………….18
Заключение………………………………………………………………………………………24
Библиографический список…………………………………………………………………….25
Вступление
Приступая к рассмотрению данной темы прежде всего хочется отметить её
актуальность. США встречают конец ХХ и начало XXI веков в качестве
крупнейшего государства современного мира, располагающего высокоразвитой
экономикой, переживающей на данный момент период бурного экономического
роста на основе применения ресурсосберегающих технологий. Несмотря на то,
что последний циклический кризис прошёл почти 7 лет назад, прогнозы
экономистов предсказывают нам дальнейший устойчивый рост по крайней мере
ещё на два года вперёд. Характер роста и происходящие в экономике США
положительные структурные изменения подтверждают правильность выбранного
курса экономического развития, по которому идёт страна последние 15 лет.
Именно это развитие вызывает устойчивый интерес не только у руководителей
стран, переживающих финансовые кризисы (что естественно), но и у
руководителей процветающих стран.
Исходя из того, что развитые денежно-кредитные отношения - основа любой
современной экономической системы, можно сделать вывод об абсолютной
логичности повышенного внимания именно к кредитно-денежной политике США,
как к немаловажной составляющей успешного развития.
Причина выбора темы заключается в актуальности проблемы. На данный момент
введение эффективной кредитно-денежной политики просто жизненно необходимо
для нашего государства, а так как эффективной она может быть только с
привлечением фискальных инструментов, связь между фискальной и монетарной
политикой также не может быть оставлена без внимания. США были выбраны в
качестве примера по одной простой причине - американская кредитно-денежная
система как никакая другая работает надёжно, эффективно и достаточно
стабильно. Естественно ничто не вечно, период бума в США когда-нибудь
закончится и тогда американским экономистам, скорее всего, придётся искать
новую стратегию развития, но на данный момент она (стратегия) - одна из
лучших.
В данной работе планируется рассмотреть основной финансовый институт США
- ФРС, способы и методы её воздействия на кредитно-денежную политику
страны, проблемы, связанные с контролем денежной массы, а также, методы
борьбы с инфляцией при помощи монетарных инструментов. Также будет уделено
пристальное внимание различным стратегиям управления денежной массой в
экономике США.
Целью работы является более подробное рассмотрение кредитно-денежной
политики США, правительственных органов, регулирующих эту политику, а также
рассмотрение её взаимодействия с правительственными методами воздействия на
экономику (бюджетно-налоговой политикой), способов их совместной работы и
методов практического применения комбинированной экономической политики в
реальной жизни.
Глава 1
Федеральная Резервная Система
1.1 Федеральная Резервная Система США
В течение последнего столетия американская экономика явила собой пример
наиболее успешного и удачного экономического развития после экономической
катастрофы (30-х годы, Великая Депрессия), став в конце века самой
процветающей (в экономическом смысле) страной, переживающей пик своего
развития. Но, даже являясь одной из самых совершенных экономических систем
в мире, монетарная система США не смогла бы обходиться без финансового
института, ответственного за управление этой системой, а именно: способного
оказывать влияние на величину денежной массы в экономике, регулировать
скорость денежного обращения и т. п. Таким институтом, способным обеспечить
финансовое здоровье банковской системы, и денежной системы США вообще,
явилась Федеральная Резервная Система (ФРС). ФРС по своей сути эквивалентна
центральным эмиссионным банкам других стран, однако её организация отражает
дух и букву федеральной политической системы, характерной для любых
проявлений общественно-экономической жизни США.
"В качестве своей основной функции Федеральная Резервная Система
формирует и претворяет в жизнь денежно-кредитную политику, то есть
регулирует рост депозитов и кредитов коммерческих банков и
ссудосберегательных институтов. Контроль над денежно-кредитными отношениями
даёт федеральному правительству США мощный рычаг управления экономической
активностью и уровнем цен. Кроме того, спектр административной и
контрольной деятельности ФРС на этом не замыкается. Он весьма широк – от
действия в качестве налогово-бюджетного (фискального) агента
Государственного Казначейства и управления банковскими холдинг-компаниями
до осуществления клиринга чеков и обеспечения необходимого количества
наличных денег". [6, с. 492-493]
ФРС независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти
президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как
специальным законодательным актом.
Если рассматривать деятельность ФРС подробнее, нетрудно выявить и
сформулировать две наиболее важные и взаимосвязанные её функции:
. Упорядочение деятельности банков и поддержание банковской системы в целом на уровне, достаточном для полноценного функционирования. Это происходит путём регулирования финансового состояния каждого банка и облегчения проведения зачёта взаимных банковских требований. Кроме того, будучи по сути своей центральным банком страны, а именно "банком банков", ФРС является кредитором в последней инстанции для коммерческих банков.
. "Вторая и наиболее важная функция ФРС - контроль за предложением денег в экономике. Принимая решения связанные с контролем денежной массы, ФРС является основным исполнителем кредитно-денежной политики США.
Совокупность решений в отношении предложения денег составляет суть кредитно-денежной политики". [1, с. 592]
1.2 Проблемы контроля денежной массы
Как уже было упомянуто выше, ФРС осуществляет достаточно успешный
контроль над предложением денег. Это осуществляется с помощью инструментов
кредитно-денежной политики, а именно: операций на открытом рынке, изменении
нормы учётной ставки и установлении нормы обязательных резервов для
коммерческих банков. Однако, по причине того, что абсолютный контроль над
денежными потоками физически невозможен, ФРС сталкивается с двумя
проблемами, способными повлиять на нормальное функционирование кредитно-
денежной системы:
. Первая проблема состоит в том, что ФРС не контролирует размеры средств, которые население собирается держать на вкладах в банках. А чем больше сумма вкладов населения, тем выше резервы банков и тем больше денег генерирует банковская система. Иными словами, объём денежной массы в экономике может изменяться без вмешательства ФРС.
. Вторая проблема состоит в том, что ФРС не контролирует объёмы выдаваемых банками ссуд. Средства, помещённые в банк, создают новые деньги только при условии, что они выдаются в виде кредитов. Однако банки могут иметь в резервах больше средств, чем это определено требованиями ФРС, то есть обладать избыточными резервами.
Поэтому там, где действует система частичного денежного
резервирования[1], количество денег в экономике зависит и от поведения
вкладчиков, и от действий банкиров. А так как ФРС не в состоянии
предугадать действия этих экономических агентов или существенно повлиять на
их действия, она лишена возможности осуществлять абсолютный контроль за
предложением денег.
1.3 Стратегии ФРС в управлении кредитно-денежной политикой.
В октябре 1982 года руководство ФРС объявили о новой смене курса. Его
проведение предусматривало уменьшение внимания к регулированию роста
денежной массы, рассмотренной в весьма узком аспекте агрегата М1. А также
уровня независимых резервов, и усилению внимания к агрегатам М2 и М3. Кроме
того, ФРС декларировала быстрое и гибкое реагирование на все возникающие
изменения в финансово-экономических сферах, понимая под этим целую гамму
факторов: воздействие изменений правил правительственного и банковского
контроля на скорость обращения денег, состояние экономики в целом, условия
функционирования мировой экономики, проблемы международной задолженности.
С другой стороны, ФРС продолжала объявлять пределы роста агрегатов
денежной массы, но не столь строго корректировала возникающие изменения,
руководствуясь принятой тактической установкой. В своих повседневных
операциях ФРС стала уделять основное внимание резервам, полученным путём
займа.
Вслед за кризисом, охватившим фондовую биржу в октябре 1987 года, Совет
Управляющих Федеральной Резервной Системы начал испытывать весьма
обоснованные опасения, что слишком большое внимание к уровню резервов,
полученных путём займа, рассматриваемых в качестве тактической цели денежно-
кредитной политики, приводит к резким колебаниям процентных ставок по
федеральным резервным фондам. После этого Федеральная Резервная Система
направила свои усилия на фиксацию норм процента федеральных резервных
фондов в пределах установленного диапазона.
Такая денежно-кредитная политика, отличающаяся эластичностью, плавными
изменениями и корректировками, трудно поддаётся графической интерпретации.
Её курс пролегает между крайностями денежно-кредитной политики, жёстко
фиксирующей количество денег с одной стороны, и денежно кредитной политики,
строго регламентирующей уровень норм процента – с другой.