Кредитно-денежная политика и ее влияние на общее экономическое равновесие
p> Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая НБУ как орудие государственного регулирования экономики имеет свои слабые и сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики НБУ на внутригосударственную деловую активность.

5. Финансовый кризис в Украине и его преодоление с помощью инструментов кредитно-денежной политики[10]

Главные причины финансового кризиса в Украине лежат в проблемах государства, проблематичности для правительства обслуживать свои долги. С банковского оборота за первую половину октября ушло около 800 млн. грн.
(отток вкладов, затраты от обменных операций и прямые потери банков в
Украине). Обострилась проблема с обслуживанием Министерством финансов внутреннего государственного займа. Если бы в этом вопросе не было проблем, не было бы проблем с системной ликвидностью. Неадекватно отреагировал валютный рынок, где наблюдается большой неэкономический спрос на валюту.

Некоторая макроэкономическая стабилизация 1997г., базирующаяся на основе накопления финансовых противоречий (как по вертикали, так и по горизонтали), потерпела крах вследствие азиатского финансового кризиса и многих внутренних факторов. Финансирование дефицита бюджета 1997г. за счёт накопления внутреннего и внешнего долгов создали непростые условия для поддержания в 1998г. бюджетного и финансового равновесия. Доходы госбюджета за первое полугодие текущего года составили 74,7% запланированных, в т.ч. налоговые поступления – 84% запланированных. Одной из причин этого является нестабильность налогового законодательства и очень сильное налоговое давление, налоговая система носит фискальный характер, что заставляет многих субъектов экономической жизни сворачивать производства или уходить в теневую экономику. По оценкам экспертов Гарвардского института, для
Украины оптимальной агрегированной ставкой налога является 10-15% ВНП, а в первом полугодии она составила 39,1%.

По расчётам Всемирного банка, в 1995г. оборот теневой экономики составил 42% ВВП (по западным оценкам, критический уровень составляет 30-
35%), хотя, по мнению автора данного доклада, этот показатель намного выше и вряд ли он склонен к уменьшению в ближайшее время. Такие масштабы теневой экономики – не только реакция субъекта на запреты и налоговое давление в экономической деятельности, но и наследие времён Советского Союза. Так, с
60-х гг. до конца 80-х оборот теневой экономики возрос в 18 раз (с 5 млрд. руб. до 90).

Также следует отметить постоянный отток капитала за границу. По некоторым оценкам, за границей сейчас находится до $20 млрд. неофициально экспортированных из Украины. По другим оценкам, за последние 5 лет вывезено
$15 млрд., тогда как сумма иностранных кредитов за этот период составила
$9 млрд. Также немаловажным фактором является приватизация за бесценок, особенно объектов незавершённого строительства, что связано с повсеместной коррупцией.

Основой финансового кризиса является дефицит бюджета. Основными причинами являются недопоступление в бюджет рентных платежей, транзитных платежей за транзит газа; за использование природных ресурсов, сокращение поступлений от приватизации, невыполнение целевых фондов и невыполнение запланированных налоговых поступлений. Главная причина этих недопоступлений
- нефункционирующее производство.

За первое полугодие текущего года поступление наличных денег в госбюджет составило 60% запланированных. Этих денег хватает только на выплату текущей зарплаты и обслуживание части государственного долга
(оплата процентов по ранее взятым кредитам). Остальную часть правительство финансирует за счёт внешних и внутренних займов. Бюджетные поступления от налогов практически полностью тратятся на оплату государственных долгов.
Доля в расходах на инвестиции ничтожно мала, т.е. не развивается производство – основа всей экономики в целом, в т.ч. и финансовой системы.

Одной из основных причин дефицита госбюджета и финансового кризиса является превышение выплат на погашение ОВГЗ над поступлениями от их размещения. За шесть месяцев отрицательное сальдо от размещения ОВГЗ составило 632 млн.грн. – почти среднемесячные поступления наличности в госбюджет за этот период. На конец августа долг по ОВГЗ составил 10,258 млрд. грн. по сравнению с 8,762 млрд. грн. в начале года. Эксперты отмечают, что в случае неудачи кампании правительства по борьбе с должниками бюджета и пенсионного фонда растёт угроза вынужденного кредитования правительства Нацбанком для обеспечения социальных выплат.

Выпуск ОВГЗ продолжается и сейчас. Причём за ОВГЗ Минфин покапает у
Нацбанка доллары из валютного резерва для погашения внешних долгов. В то же время доля иностранных инвесторов на рынке ОВГЗ с начала года сократилась в
3 раза и составляет 20%. И то это инвесторы, на руках у которых остались займы, срок погашения которых ещё не наступил. Иностранные инвесторы не покупают новые займы в связи с тем, что сейчас в валютном выражении они убыточны (убыточность до 50%) и теперь НБУ – единственный покупатель ОВГЗ.

С начала года наблюдается рост внешнего долга. На

1 января он составлял $9,555 млрд., за семь месяцев вырос на $1,105 млрд.,

По темпам роста затраты на обслуживание внутреннего долга почти в 6 раз опережают затраты на обслуживание внешнего долга.

Динамика долга государства перед банками имеет такой вид: в 1993г.
8,8% «широких» денег обеспечивали кредитование правительств, а в конце
1997г. этот показатель составил 64,7% объёма оборотных денег. Т.е. банковская система 2/3 своих обязательств размещала в кредитах правительству, что ограничивало кредитование реального сектора с целью развития производства. На 1 сентября этого года внутренние долги государства перед банковской системой составляли 13% ВНП.

Следует также отметить огромные долги предприятий по кредитам, выданным под гарантию правительства – 147 млн. грн., в основном это кредиты аграрным предприятиям, кредитованным ещё в 1992-1993гг.(«Украгротехсервис»
- 140 млн. грн., Агропромбиржа и др.)

За семь месяцев денежная масса выросла на 10,7%, что также можно отнести к причинам кризиса, т.к. это вызвало инфляцию.

Углубление финансового кризиса объясняется также нехваткой денег в обороте, что приводит к кризису неплатежей, нехватке оборотных средств на предприятиях. Т.е. сегодня реальные деньги стали дефицитными, недоступными для тех экономических субъектов, уровень эффективности производства которых не позволяет им конкурировать с рыночными процентными ставками.
Значительный вклад в повышение общего уровня реальных процентных ставок внесла исключительно высокая доходность по государственным ценным бумагам(на II квартал 1998г. – 36,2%), тогда как в развитых странах уровень
13-15% уже считается экстремальным. Высокие ставки обслуживания государственного долга привлекают свободные денежные средства, делая их цену слишком высокой, а сами деньги фактически недоступными для реального сектора экономики. Одной из причин нехватки денежной массы является упорное нежелание Нацбанка осуществить хотя бы небольшую эмиссию. По мнению многих экономистов, эмиссия разумных размеров оживила бы экономическую деятельность.

Очень большая часть в денежной массе приходится на наличность (на 1 апреля 1998г. 49%), что делает очень лёгким осуществление неофициальных операций и, следовательно, неуплату налогов. Также следует отметить долларизацию экономики.

Одним из источников дефицита бюджета является увеличение количества безработных, что означает увеличение социальных программ. В условиях падения доходов всё большее количество людей нуждается в социальной защите.
Так, в 1996г. часть трансфертных платежей составила 22% общих доходов населения.

В какой-то мере можно сформулировать зависимость, что чем больше реальный продукт, тем меньше бюджетный дефицит. В Украине же реальный ВНП падает (1993 – на 26,9%, 1994 – на 40%, 1995-7,3%, 1996-5,9%, 1997 – 0,6%).
Хотя падение ВНП в 1998 году прекратилось, это не сняло проблем и долгов, накопленных за прошлые годы при финансировании дефицита бюджета.

Также как одну из существенных причин кризиса следует отметить кризис в России, доля которой в общем внешнеторговом обороте Украины составляет более 40%. От банкротства российских банков пострадала не только украинская банковская система, но и население Украины, т.к. на Украине находятся филиалы российских банков, принимающих депозиты от украинского населения, возвращение которых теперь затруднено.

Таким образом, к основным причинам финансового кризиса относятся внутренний и государственный долг, дефицит бюджета, недопоступление налогов, рост масштабов теневой экономики, а также наступление срока погашения ОВГЗ и других долгов. Но у Украины есть реальный шанс избежать российского варианта кризиса. В Украине не существует непреодолимых источников финансовой катастрофы. Во многом кризис сдерживает монетарная политика Нацбанка. Однако и идеализировать её не следует, т.к. больше всего от такой политики страдает население. Относительно нормальная ситуация в
Украине, в т.ч. и относительная стабильность гривны во многом базируется на невыплате вовремя зарплат и трансфертов.

Заключение

Мы уже знаем, что современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними.
Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Литература:

1. Аукуционес С.П. Современные буржуазные теории и модели цикла: критический анализ. М: Наука., 1984.

1. Вводный курс по экономической теории. М.: ИНФРА-М, 1997.

2. Воробьёв Е., Тимченко Б. Теневая экономка в условиях системного кризиса.// Экономика Украины. 1998. № 8.

3. Гривні восени рахують// Урядовий кур’єр. 1.09.98. № 167. С.6.

4. Камо грядеши, Державний бюджет// Урядовий кур’єр, 5.09.98., № 170-

171, с.6.

5. Макроекономічні чинники фінансової кризи// Фінанси України. 1998. №

8. С. 153 - 156.

6. Мамедов О.Ю. Современная экономика. М: Феникс ., 1996.

7. Родионова И. Макроэкономические факторы дефицита бюджета в

Украине.// Экономика Украины. 1998. № 9.

8. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М., 1959.

9. Хаберлер Г. Процветание и депрессия: теоретический анализ циклических колебаний. М., 1960.

10. Ющенко В. Катастрофа отменяется//Бизнес. 5.10.98. № 40(299). С. 19.

11. Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы Россиии //

Деньги и кредит. 1993. № 1. С. 3 — 23.

12. Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты // Деньги и кредит. 1993. № 9. С. 19 — 27.

13. Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995. №

2. С. 21 — 22.

14. Симонов В. В. Кредитная система и государственное регулирование //

Деньги и кредит. 1992. № 4. С. 68 — 77.

15. Чекмаева Е. Н. Межбанковский кредитный рынок и его регулирование //

Деньги и кредит. 1994. № 5-6. С. 68 — 71.

-----------------------

[1] Вводный курс по экономической теории. М.: ИНФРА-М, 1997

[2] Симонов В. В. Кредитная система и государственное регулирование //
Деньги и кредит. 1992. № 4.

[3] Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995.
№ 2.

[4] Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы Россиии
// Деньги и кредит. 1993.

[5] Чекмаева Е. Н. Межбанковский кредитный рынок и его регулирование //
Деньги и кредит. 1994. № 5-6.

[6] Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты // Деньги и кредит. 1993. № 9.

[7] Там же.

[8] Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995.

[9] Мамедов О.Ю. Современная экономика. М: Феникс ., 1996.

[10] При подготовке данного раздела использовались комплексные материалы, представленные в аналитическом обзоре Национального банка
Украины, а также периодическая литература: Ющенко В. Катастрофа отменяется//Бизнес. 5.10.98. № 40(299). С. 19.; Воробьёв Е., Тимченко Б.
Теневая экономка в условиях системного кризиса.// Экономика Украины. 1998.
№ 8.; Камо грядеши, Державний бюджет// Урядовий кур’єр, 5.09.98., № 170-
171, с.6.; Макроекономічні чинники фінансової кризи// Фінанси України.
1998. № 8. С. 153 - 156.; Гривні восени рахують// Урядовий кур’єр. 1.09.98.
№ 167. С.6. Родионова И. Макроэкономические факторы дефицита бюджета в
Украине.// Экономика Украины. 1998. № 9.



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать