Кривая Филлипса и проблемы взаимосвязи инфляции и безработицы. Инфляция и безработица в рамках Росси...

Другое объяснение стагфляции в экономике дают представители неоклассической школы. Их анализ основан на теориях адаптивных и рациональных ожиданий. В обеих доктринах предполагается, что в экономике существует естественный уровень безработицы. Если занятость и объём выпуска находятся на естественном уровне, то в экономике устанавливается равновесие. Любое отклонение от него будет порождать дефляцию.

Согласно теории адаптивных ожиданий хозяйствующие субъекты формируют свои представления об ожидаемой инфляции исходя из предшествующих темпов роста цен, скорректированных на ошибку прогноза предыдущего периода. Эти ожидания достаточно устойчивы.


В сформализованном виде их можно представить в виде:

πet = πet-1 + a   (πt-1– πet-1). [7], где πet  - ожидания относительно будущей инфляции, сделанные в текущем периоде; πet-1  - ожидавшиеся темпы роста цен в текущем периоде;  πt-1 – πet-1 – ошибка прогноза темпов роста цен в текущем периоде; a – коэффициент адаптации, показывающий быстроту пересмотра ожиданий: 0 < a < 1.

Зависимость между инфляцией и безработицей в случае статических ожиданий (а = 1) можно представить в виде уравнения:

πt = πt-1b (VtV*).  [8], где b - коэффициент, определяющий реакцию цен на конкретный уровень безработицы.

В коротком периоде, если фактические темпы роста цен больше ожидаемых, увеличение совокупного спроса в экономике приведёт к снижению безработицы (происходит движение по кривой Филлипса). Это возможно благодаря тому, что заработная плата устанавливается на ожидаемом уровне, а более высокие, чем ожидалось, цены на товары увеличивают прибыли производителей. Реакцией фирм будет увеличение выпуска продукции и наём дополнительных работников.

Однако достигнутое равновесие не является стабильным. Работающие по найму обнаружат, что их реальная зарплата снизилась. Они потребуют восстановления статус – кво. В результате произойдёт рост номинальной зарплаты и снижение прибылей. Исчезнут стимулы для расширения производства, реальный объём которого вернётся к естественному уровню. Инфляция, порождённая ростом спроса, сохранится. Её фактический и ожидаемый уровни повысятся.

Краткосрочная кривая Филлипса сдвигается вверх. Таким образом, поддержание безработицы на уровне ниже естественного можно с помощью экспансионистской политики, но это вызывает ускорение темпов инфляции. В этом заключается сущность принципа ускорения.

 При новом увеличении спроса в экономике действие описанного выше механизма повторится. В какой-то период рост цен становится слишком высоким и невозможно удерживать инфляцию на уровне выше ожидаемого. Таким образом, в долгосрочном аспекте выбора между инфляцией и безработицей нет. Кривая Филлипса имеет вид вертикальной прямой, проходящей через точку естественного уровня безработицы. Иными словами, любой данный уровень инфляции в долгосрочном периоде коррелирует с естественным уровнем безработицы. Абсолютный уровень цен изменяется пропорционально росту денежной массы. Свойство денег в долгосрочном аспекте воздействовать на общий уровень цен получило название «нейтральных» денег.

Теория адаптивных ожиданий предполагает, что хозяйственные единицы не могут точно учесть ожидаемую инфляцию. В концепции новых классиков, основанной на доктрине рациональных ожиданий, предполагается, что фирмы и домохозяйства располагают необходимой информацией и могут делать правильные выводы из её анализа. Ожидания формируются не на основе прошлого опыта, а исходя из будущей экономической политики государства, конъюктурных и прочих прогнозов. В результате работающие по найму могут достаточно точно предвидеть рост цен. Снижения реальной зарплаты не происходит из – за повышения номинальной зарплаты пропорционально росту цен. Следствием этого будет отсутствие дополнительных прибылей и стимулов для расширения производства в краткосрочном периоде. Безработица будет находиться на естественном уровне. Кривая Филлипса примет вид вертикальной линии. Весь рост спроса будет компенсироваться ростом цен. Уравнение кривой Филлипса можно представить в виде:

 Ut = U* + h (πt – πet).  [9] , где  h = -1/b – коэффициент, показывающий реакцию безработицы на ошибку в прогнозе инфляции.

В данном подходе отсутствует промежуток времени, в течение которого кривая совокупного спроса будет двигаться вдоль кривой совокупного предложения. Результатом полностью прогнозируемой экспансионистской монетарной политики будет рост уровня цен. Свойство денег не оказывать воздействия на реальный объём производства на краткосрочных временных интервалах называется супернейтральностью денег. Важными выводами теории рациональных ожиданий являются следующие:

во – первых, темпы роста цен в предыдущем периоде не принимаются в расчёт будущей инфляции, следовательно, отсутствует инфляционная инерция;

во – вторых, при ошибках в прогнозе фактическая инфляция становится выше ожидаемой, а безработица уменьшается, и наоборот;

в – третьих, монетарная политика будет эффективна лишь в том случае, если будет непредсказуемой.

В настоящее время большинство экономистов признаёт в краткосрочном периоде традиционный вид кривой Филлипса и практически полное отсутствие взаимосвязи в долгосрочном временном интервале. Зависимость между темпами инфляции и уровнем безработицы можно выразить с помощью уравнения:

πt = πet – b (Ut – U*) + ∆ AS   [10],  где πt  - темп инфляции;  πet – ожидаемый темп инфляции;  Ut – уровень фактической безработицы;  U* - уровень естественной безработицы;  - b – коэффициент из закона Оукена от 0 до 2,5; ∆ AS -  шоки предложения.

 


    












 

 

 

III. ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА В РАМКАХ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

3.1. методы регулирования инфляционных процессов Правительства России.

Для эффективного регулирования инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путем уменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета (23,1% в 2000 г.; 21,8% в 2001 г.; 16,1% в 2002 г.). Специфическое для России направление регулирования инфляции - преодоление неплатежей. Хотя их общая сумма снизилась, но задолженность по заработной плате сохраняется (35,9 млрд. руб. на 1 августа 2002 г.). Регулирование денежных факторов инфляции - эмиссии денег и скорости их обращения - непосредственно влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы. Однако ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к снижению коэффициента монетизации в России (12% в середине 1990 - х годов), выпуску денежных суррогатов, увеличению бартерных сделок.

Лишь после кризиса 1998 г. денежная масса М2 стала увеличиваться (с 365,8 млрд. руб. в марте 1998 г. до 1751,1 млрд. в июне 2002 г.). Однако регулирование эмиссии ограничивается в основном "центральными" деньгами, выпускаемыми Банком России с учетом ежегодных целевых ориентиров, и не распространяется на "частные" деньги, эмитируемые коммерческими банками, и денежные суррогаты. Одним из направлений регулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики. Регулирование цен - самое трудное направление сдерживания темпа инфляции.

С 2000 г. рост цен и тарифов в отраслях естественных монополий стал ведущим фактором обесценения денег.

Поэтому важное значение имеет введенный с 2003 г. принцип ежегодного утверждения их правительством. Объектом регулирования являются и внешние факторы инфляции, значение которых возросло в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности России. Курсовая политика Банка России, сглаживание резких колебаний курса рубля по отношению к доллару и евро, ползучая девальвация в целях поощрения экспорта, т.е. политика "слабого" рубля снижает эффективность регулирования инфляции, направленного на укрепление рубля на внутреннем рынке. Это связано с зависимостью внутренних цен от валютного курса рубля в условиях значительной доли (до 50%) импортных товаров на российском потребительском рынке. Причем даже при временном повышении курса рубля к доллару цены не снижаются. Для регулирования инфляции важно продолжить политику сдерживания "бегства" капитала из России и поощрения его репатриации в сочетании с мерами по противодействию "отмывания" нелегальных доходов. Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки стратегии международных валютных и кредитных отношений России, не ограничиваясь мерами текущей политики в этой сфере. Наконец, для эффективного управления инфляционным процессом необходимо противостоять "теневой" экономике, контролирующей, по оценке, до 40% ВВП России. Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом. Это один из факторов социально-экономической стабилизации страны.

Положительной чертой стало признание многофакторности инфляции, что нашло отражение в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики с 2001 г. Однако разделение ответственности за инфляцию, порождаемую денежными и неденежными структурными факторами, особенно тарифной политикой естественных монополий, между Банком России и правительством снижает эффективность регулирования инфляции. Об этом свидетельствует систематическое превышение целевых ориентиров инфляции.

В октябре 2002 г. депутаты Госдумы отметили выполнение ключевых целевых ориентиров основных направлений денежно-кредитной политики за 2001 г., за исключением инфляции. Для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия Банка России и правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег. Не менее важно антимонопольное регулирование.

В этом отношении позитивные результаты возможны в связи с переходом с 2003 г. Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на американскую модель этого регулирования. Она ориентирована не на качественные и цифровые показатели, а на оценку последствий на рынках с точки зрения положения потребителей. А главное, нужна прозрачная статистика инфляции, включающая не только индекс потребительских цен, который требует уточнения с учетом критериев качества жизни активного населения, но и другие показатели.


3.2. законопроекты, призванные регулировать процесс роста безработицы:

Российское правительство не оставляет попыток регулировать процесс безработицы в России. Для этого разрабатываются, реализуются целевые комплексные программы как федерального, так и регионального уровня, содействующих улучшению ситуации на рынке труда. В настоящее время сформировано и реализуются следующие законопроекты:

С 1991 в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы, ищущие работу, готовые к ней приступить и в установленном порядке зарегистрированные в органах службы занятости. Таким образом определяется официальная цифра численности безработных.

С 1996 года в соответствии с Указом Президента РФ и постановлением Правительства РФ «О реализации Комплексной программы мер по созданию рабочих мест на 1996 – 2000 годы» от 3 августа 1996 года за № 928. Данная программа развёрнута как на федеральном, так и на региональном уровнях.

С 1997 г. начала реализовываться Комплексная программа подготовки и переподготовки управленческих кадров.

С 2001 г. Министерство труда и социального развития РФ ввело в практику определение субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям с напряжённой ситуацией на рынке труда. Порядок выявления таких территорий предусмотрен постановлением правительства РФ от 2 ноября 2000 года № 875 «О правилах отнесения территорий к территориям с напряжённой ситуацией на рынке труда».

Госкомстат ежегодно до 15 марта представляет данные по Российской Федерации в целом и по субъектам Российской Федерации за 2 последних года по шести показателям:

·        уровень занятости в % от общей численности населения в возрасте 15 – 72 лет;

·        уровень общей безработицы (безработицы по МОТ);

·        уровень регистрируемой безработицы;

·        доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, в общей численности безработных;

·        доля работающих не полное рабочее время и находящихся в отпусках по инициативе администрации в общей численности работающих (по крупным и средним организациям);

·        коэффициент напряжённости на рынке труда.

Регионы Российской Федерации ранжируют по значениям показателей, т. е. им присваивается номер, находящийся в определённой зависимости от величины показателя: чем больше величина показателя, тем больше порядковый номер. Лишь показатели уровня занятости ранжируют в обратной зависимости от величины. При равной величине одного показателя у разных территорий им присваивается одинаковый порядковый номер. Для каждого субъекта Российской Федерации и для Российской Федерации в целом по формуле средней арифметической простой рассчитывается средний порядковый номер (общий показатель).

Уровень напряжённости на рынке труда определяется путём деления среднего порядкового номера (среднего ранга) по данной территории на аналогичный общий показатель по Российской Федерации в целом. Если средний порядковый номер по территории превышает общий показатель по Российской Федерации более чем в 1,5 раза, то этот субъект Федерации считается территорией с напряжённой ситуацией на рынке труда.

Введённый порядок расчётов призван способствовать выработке практических мер, целенаправленной, адресной политики по стабилизации положения на рынке труда конкретных территорий с учётом региональных особенностей и интересов.

 

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


В заключении хочется сделать некоторые выводы по изученному и рассмотренному материалу.

Процессы инфляции и безработицы неотъемлемая часть рыночной экономики и считаются бичами современности.

За последние годы безработица возросла достаточно высоко, а возможность у трудоспособного населения найти работу остаётся достаточно острой проблемой. Большинство выпускников ВУЗов долгое время не могут найти работу по причине переизбытка кадров на рынке труда или трудоустраиваются не по своей специальности.

Рост цен неукоснительно продолжается, о чём свидетельствуют повышения цен на товары и услуги уже за текущий год, на примере нашего же города - Челябинска.

Опираясь на изученный материал, очевидна явная связь между инфляцией и безработицей. Различными экономическими школами разработаны свои теории этой взаимосвязи и попытки сдерживать эти процессы, применяя теорию на практике.

Искоренить возникновение данных явлений абсолютно невозможно, что доказывает многолетняя экономическая практика различных государств. Но есть определённые методы регулирования роста уровня инфляции и безработицы, с помощью специально разработанных государственных инструментов регулирования, основанных на законодательной базе.

Безусловно, необходимы новые реформы, способные улучшить существующее положение, но это достаточно долгий и трудоёмкий процесс, так как здесь, как и во многих областях экономики происходит пересечение интересов различных экономических сообществ.

И всё-таки, моё мнение таково: некоторый уровень инфляции и безработицы необходим, так как так как это держит рынок в равновесии. Не нужно лишь допускать критических ситуаций. Так как переизбыток любого экономического явления пагубен для экономики в целом.



















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1.     Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. / Экономика.: Уч. пособие. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000 – 688 с..

 

2. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлёвой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2003 – 714 с..


3.  Статистика: Учебник / И, И. Елисеева, И. И. Егорова и др.;  Под ред. проф. И. И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, из – во Проспект, 2003 – 448 с..


4.   Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. - СПб.: Питер Ком. 1999 - 784 с.


5. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. академика. В.И. Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 714 с..


6.  Гальперин В.М.,  Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С.: Макроэкономика: Учебник./ Общая редакция Л.С.тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1977. -719


7.  Л.Н. Красавина директор Центра фундаментальных
и прикладных исследований  / Денежная Реформа 1992 – 1993 гг. и регулирование инфляции в России. Теоретическая основа,: научная статья.

                                        







Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать