А. К росту равновесной цены и количества
Б. К снижению цены равновесия и равновесного объема
В. К росту цены и снижению количества
Г. К снижению цены и росту физического объема продаж
16. Во второй половине 70–х годов потребление кофе на душу населения в
Западной Европе упало, а его цена удвоилась. Это можно объяснить тем, что:
А. Спрос на кофе вырос
Б. Одновременно выросли спрос на кофе и его предложение
В. Кривая предложения кофе является вертикальной
Г. Предложение кофе понизилось
17. Пирожки заменяют булочки в потреблении, а масло дополняет. Что произойдет на соответствующих рынках, если цена булочек понизится?
А. Цены пирожков и масла снизятся
Б. Цена пирожков возрастет, а цена масла понизится
В. Цена пирожков упадет, а цена масла повысится
Г. Цены пирожков и масла вырастут
18. Ценовая эластичность спроса будет выше:
А. На товары первой необходимости, чем на предметы роскоши
Б. В тех случаях, когда потребитель использует данный товар с наибольшей
пользой для себя.
В. Чем менее необходим товар потребителю
Г. Ни в одном из перечисленных случаев
19. Сокращение предложения товара ведет к сокращению:
А. Спроса на взаимодополняемые товары
Б. Общей выручки продавца, если спрос не товар является эластичным по цене
В. Общей выручки продавца, если спрос на товар является неэластичным по
доходу
Г. Спроса на товар
Д. Спроса на взаимодополняемые товары
20. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:
А. Неэластичный
Б. Эластичный
В. Единичной эластичности
Г. Абсолютно неэластичный
Д. Абсолютно эластичный
21. Какое из следующих утверждений не относится к характеристике эластичности спроса на товар?
А. Коэффициент ценовой эластичности меньше единицы
Б. Общая выручка продавцов сокращается, если цена растет
В. Покупатели относительно чутко реагируют на изменение цены
Г. Относительное изменение спроса больше, чем относительное изменение цены
Д. Общая выручка растет, если цена уменьшается
22. Когда перекрестная эластичность спроса на данный товар по цене другого товара равна –2, то такие товары:
А. Являются заменяющими друг друга в потреблении
Б. Являются дополняющими друг друга в потреблении
В. Являются независимыми друг от друга в потреблении
Г. Имеющейся информации недостаточно
23. Какое из следующих утверждений не относится к характеристике неэластичного спроса на товар?
А. Имеется большое число товаров–заменителей
Б. Покупатели расходуют на его покупку незначительную долю своего дохода
В. Данный товар является для потребителя товаром первой необходимости
Г. Относительное изменение объема спроса меньше, чем относительное
изменение цены
24. Если уменьшение цены на 5% приводит к снижению объема предложения на
8%, то данное предложение:
А. Неэластично
Б. Единичной эластичности
В. Эластично
Г. Абсолютно эластично
Д. Абсолютно неэластично
25. Если предложение товара неэластично, а спрос на него сокращается, то общая выручка продавца:
А. Растет
Б. Сокращается
В. Сокращается в том случае, если спрос является эластичным
Г. Остается неизменной
26. Эластичность предложения зависит главным образом от:
А.Числа товаров–заменителей данного продукта
Б. Периода времени, в течение которого продавцы могут приспособиться к
изменениям цен
В. Того, является ли данный товар предметом первой необходимости или
роскоши
Г. Того, относится ли данный товар к предметам длительного пользования или
текущего потребления
Д. Доли дохода потребителя, направляемой на покупку данного товара
27. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен:
А. Уменьшению цены, деленному на увеличение объема спроса
Б. Изменению общей выручки (в%), деленному на увеличение объема спроса (%)
В. Уменьшению общей выручки (в%), деленному на увеличение цены (в%)
Г. Изменению объема спроса (в%), деленному на изменение цены (в%)
Д. Нет верного ответа
28. Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой:
А. Вертикальную линию
Б. Горизонтальную линию
В. Кривую линию
Г. Прямую линию с отрицательным наклоном
Д. Кривую линию с положительным наклоном
29. В случае, если, несмотря на изменение цены товара, общая выручка не изменяется, коэффициент ценовой эластичности:
А. Больше 1
Б. Меньше 1
В. Равен 0
Г. Равен 1
Д. Равен бесконечности
30. Неэластичный спрос означает, что:
А. Рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса менее, чем на 1 %.
Б. Рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса более, чем на 1 %.
В. Любое изменение цены не приводит к изменению общей выручки
Г. Рост цены на 1% не влияет на величину спроса
Д. Нет верного утверждения
31. Если любое количество товара продается по одинаковой цене, то спрос на этот товар является:
А. Абсолютно неэластичным
Б. Абсолютно эластичным
В. Эластичным
Г. Неэластичным
Д. Спросом единичной эластичности
32. Сравните ценовую эластичность спроса в т. А на кривой спроса D1 с ценовой эластичностью спроса в т.В на кривой спроса D2, как показано на рис. Если обе касательные параллельны, то какое утверждение является верным?
А. Ценовая эластичность в т. А больше, чем в т. В
Б. Ценовая эластичность в т. А меньше, чем в т. В
В. Ценовая эластичность в т.А равна ценовой эластичности в т.В
Г. Информации недостаточно
Глава 2: Основные положения теории спроса и предложения.
№1. СПРОС.
Спрос – это количество товара, которое потребители готовы приобрести при данной цене. Спрос – однофакторная функция: [pic].
[pic] – на самом деле, спрос зависит от многих условий, но мы берем только условие изменения цены, т.е. условие ceteris paribus – при прочих равных условиях. Спрос всегда платежеспособный и всегда реальный.
Закон спроса: имея данную функцию спроса, мы можем сказать, что небольшому
увеличению цены сопутствует уменьшение спроса. Это для большинства товаров
– нормальных товаров.
|Если не выполняется условие ceteris paribus, т.е., например, |
|доход потребителя меняется, то мы наблюдаем сдвиг функции |
|спроса. Так допустим, что доход потребителя увеличивается, |
|тогда кривая спроса – кривая D1. |
Всегда нужно смотреть, выполняется ли условие ceteris paribus. Если это
условие не выполняется, то функция спроса может измениться, следовательно,
изменение закупок может произойти не по причине изменения цены, а
вследствие других факторов – меняется сам спрос. Если условие ceteris
paribus выполняется, то спрос или функция спроса остаются неизменным, а
изменение закупок есть всегда изменение цены.
Факторы, влияющие на изменение функции спроса:
. Доход потребителя – R.
. Цены других товаров – Pj.
. Ожидание.
. Сезонность.
. Количество продавцов и покупателей на рынке и т.д.
№2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Предложение – количество товаров, которые фирмы готовы продать при заданной
цене. Предложение – тоже однофакторная функция: [pic].
Закон предложения: при росте цены желание продать товар увеличивается.
Если условия ceteris paribus выполняются, то тогда изменения продаж
есть функция цены товара, и мы движемся вдоль кривой предложения. Если эти
условия не выполняются, то происходит изменение функции предложения, так, в
силу технического прогресса происходит рост объема предложения при данных
ценах.
Факторы, влияющие на изменение функции предложения:
Написать самим
№3. РАВНОВЕСИЕ В МОДЕЛИ МОНОПРОДУКТОВОГО РЫНКА.
Условие задачи:
На рынке существует один вид продукта. Всех покупателей мы можем
объединить в одного покупателя, а всех продавцов – в одного продавца.
Продавец и покупатель имеют заданную функцию спроса и предложения
соответственно. Мы рассматриваем короткий период времени, когда выполняется
условие ceteris paribus. И покупатель, и продавец могут, как угодно
изменять цену.
Решение задачи:
Пусть в начальный момент времени цена равна P1. Тогда Q1>Q2. Существует
некоторое избыточное предложение Q1 – Q2 = A. Для того, чтобы продать А,
нужно уменьшить цену. Пусть начальная цена равняется P2. В этом случае
Q1>Q2 – избыточный спрос дефицит. Возникает желание увеличить цену.
Если же в начальный момент времени цена равна PE. Если на рынке
установилась ситуация, которая задается парой чисел (PE, QE), то А=0 и,
если выполняется условие ceteris paribus, то рынок находится в равновесии.
Отраслевое равновесие всегда задается парой чисел, а именно: равновесная
цена и равновесный объем закупок (равновесный объем продаж).
Закон спроса и предложения для монопродуктовой модели: при условии
свободного ценообразования избыточный спрос стремится к 0.
Предположим, что на рынке действует много покупателей, и каждый из них
покупает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих покупателей
последовательно. Самый первый был готов купить по самой высокой цене,
второй – по цене, чуть ниже первой и т.д. Рассмотрим положение покупателя
посередине: он был готов купить по довольно высокой цене, а купил по
равновесной. Эта разница между ценами называется выигрышем потребителя.
Сумма выигрышей называется потребительским излишком.
Предположим, что на рынке действует много продавцов, и каждый из них
продает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих продавцов
последовательно. Первый был готов продать по очень низкой цене, второй – по
цене, чуть выше первой и т.д. Но все они продали по равновесной цене.
Разница между равновесной ценой и ценой, за которую был готов продать
продавец, называется выигрышем продавца. Сумма всех выигрышей называется
излишком продавца. Сумма излишка потребителя и излишка продавца называется
выгодой торговли.
Анализ налога на продажи
Если на отраслевом рынке правительство вводит налог на продажи, так
пусть товар стоил 10 руб., то теперь его цена поднялась до 11, при 10%
налоге на продажи. Здесь налог – добавка к цене. В состоянии равновесия
QE=10 PE=1, если налог – 10% то цена не 1, а 1,1. У правительства есть
ожидание по поводу будущих налоговых поступлений, она базируется на знании
графика 1. Но т.к. каждая единица товара становится дороже на 1, то график
поднимается на 1. Pe – стала выше, Qe– сократилась. При новом состоянии
производители продают меньше товаров, таким образом величина налоговых
поступлений меньше чем ожидалось.
Введение тарифов во внешней торговле
Если в страну импортируется какой–то товар, то есть цена, по которой
иностранная фирма готова его предложить. Государство же из соображений
пополнения казны, защиты интересов национальных производителей, может
вводить наценки к новым товарам – тарифы. На рисунке показан эффект
введения тарифа на товар (он аналогичен ситуации с налогом от продаж)
Введение и установление квот
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21