1992
Gary S. Becker
1991
Ronald H. Coase
1990
Harry M. Markowitz, Merton H. Miller, William F. Sharpe
1989
Trygve Haavelmo
1988
Maurice Allais
1987
Robert M. Solow
1986
James M. Buchanan Jr.
1985
Franco Modigliani
1984
Richard Stone
1983
Gerard Debreu
1982
George J. Stigler
1981
James Tobin
1980
Lawrence R. Klein
1979
Theodore W. Schultz, Sir Arthur Lewis
1978
Herbert A. Simon
1977
Bertil Ohlin, James E.Meade
1976
Milton Friedman
1975
Leonid Vitaliyevich Kantorovich, Tjalling C. Koopmans
1974
Gunnar Myrdal, Friedrich August von Hayek
1973
Wassily Leontief
1972
John R. Hicks, Kenneth J. Arrow
1971
Simon Kuznets
1970
Paul A. Samuelson
1969
Ragnar Frisch, Jan Tinbergen
2.3 Краткие сведения о лауреатах за последние 5 лет
КИДЛАНД, ФИНН; ПРЕСКОТТ, ЭДВАРД. Кидланд, Финн (Finn E.Kydlandр) (р. 1943), Прескотт, Эдвард (Edward C. Prescott), (р. 1940) – американские экономисты, специализирующиеся на изучении проблем экономической политики и циклических колебаний, лауреаты Нобелевской премии по экономике 2004.
Кидланд и Прескотт работают совместно более 30 лет, их основные труды являются продуктом коллективного творчества.
Кидланд родился в Норвегии в многодетной семье фермеров. В 1968 получил степень бакалавра в Норвежской школе экономики и хозяйственного управления, а в 1973 – докторскую степень в университете Карнеги-Меллона (США, штат Пенсильвания). С 1973 преподает в США, сохраняя, однако, гражданство Норвегии и иногда выезжая на родину для чтения лекционных курсов. С 1976 – профессор университета Карнеги-Меллона. Также преподает в университете Санта-Барбары (штат Калифорния), возглавляет кафедру Ф.Хенли, председателя совета директоров компании Oracle – одной из крупнейших компьютерных корпораций на мировом рынке.
Прескотт родился в США, в Нью-Йорке. В 1962 получил степень бакалавра по экономике в Свартмор Колледже (Swarthmore College), в 1967 – докторскую степень в университете Карнеги-Меллона. Работал последовательно в университете Пенсильвании (1967–1971), университете Карнеги-Меллона (1971–1980), университете Миннесоты (1980–2003). С 2003 является профессором Аризонского государственного университета и исследователем федерального резервного банка Миннеаполиса (штат Миннесота).
Ученые получили нобелевскую премию за «их вклад в динамическую макроэкономику, а именно за временной фактор экономической политики и силы, управляющие деловыми циклами».
Исследования Кидланда и Прескотта полемизируют с созданной в 1930–1960-е Дж. М.Кейнсом и его последователями теорией макроэкономики, согласно которой государство может «выравнивать» циклические колебания рынка, оперативно реагируя на изменения макроэкономических показателей, причем инфляция и безработица находятся в обратно пропорциональной зависимости. Однако в кризисных 1970-х оказалось, что экономический цикл сохраняется, а стагнация может уживаться с инфляцией.
Среди новых объяснений макроэкономических проблем большое внимание экономистов получили две статьи, написанные совместно Кидландом и Прескоттом.
В статье Правила важнее прав: несостоятельность оптимальных планов, авторы продемонстрировали, как ожидания последствий будущей экономической политики государства могут привести к неустойчивости и даже к провалу этой самой политики. В своей модели американские экономисты исходили из того, что текущие решения экономических агентов (фирм и домохозяйств) во многом обусловлены их рациональными ожиданиями по поводу последствий объявленной правительством экономической политики. В свою очередь, последствия решений экономических агентов заставляют государство пересмотреть параметры экономической политики; фирмы и домохозяйства реагируют на эти изменения, и т.д. Смоделировав этот процесс при помощи теории игр, Кидланд и Прескотт обнаружили, что экономическая политика, постоянно реагирующая на сложившуюся ситуацию, в конечном счете дает худшие результаты, чем если бы правительство твердо следовало раз установленным правилам экономической политики.
В некоторых случаях «игра» правительства и общества, как показали Кидланд и Прескотт, вообще может привести к дестабилизации экономики. Например, правительство может попытаться стимулировать совокупный спрос путем увеличения денежной массы. Фирмы рационально осознают, что правительство испытывает подобное искушение. В результате они встраивают эти инфляционные ожидания в свои решения, повышая цены и уровень зарплаты. У правительства, в свою очередь, появляется искушение увеличить предложение денег в еще большей степени, чтобы компенсировать действия фирм. В результате уровень занятости почти не растет, а инфляция набирает новые обороты, – возникает стагфляция.
Общий вывод Кидланда и Прескотта таков: если в государственной экономической политике преобладают краткосрочные цели, то они, даже если кажутся удачными, приносят худшие результаты, чем если бы господствовали долгосрочные цели.
Практический вывод, вытекающий из теории Кидланда – Прескотта и близких к ней исследований (например, модели Роберта Лукаса), заключается в том, что государственная организация, отвечающая за проведение денежно-кредитной политики, должна иметь репутацию приверженца низкой инфляции и быть независимой от политической конъюнктуры. Таким образом, теория Кидланда – Прескотта имеет практическое значение, превращая процесс выработки экономических решений из реагирования на текущие события в системную экономическую политику.