Различные школы по - разному определяют роль денежно - кредитной политики и методы ее реализации. В 70 - е - 90 - е годы в индустриальных странах, особенно в США и Великобритании, видное место в разработке и проведении денежно - кредитной политики стал занимать монетаризм. Как школа в экономической науке, монетаризм в основу рыночных отношений ставит денежно - кредитные отношения.
В отличие от кейнсианцев, которые отводят деньгам второстепенную роль в определении экономической активности, монетаристы считают, что денежное предложение является важнейшим фактором, воздействующим на уровень производства, занятость и цены1 [6,311]. Кейнсианцы выступают за широкое вмешательство государства в интересах стабилизации экономики, а монетаристы являются сторонниками свободного рынка с ограниченным государственным регулированием. Сторонники монетаристского направления акцентируют внимание на “стабильном спросе на деньги”, то есть на постоянстве темпов роста денежной массы. При достижении устойчивой взаимной связи между количеством денег, находящихся в обращении, и совокупным спросом, постоянный рост денежной массы позволяет совокупному спросу синхронно реагировать на рост естественного уровня реального объема производства. В этом случае в долгосрочном плане будет достигнута полная занятость и стабильность цен. Монетаристы отводят при этом важную роль центральному банку в поддержании устойчивых и предсказуемых темпов роста банковских резервов и предложения денег.
Следует иметь в виду, что конкретная денежно - кредитная политика той или иной страны не основывается в чистом виде на положениях одной экономической школы. Но в то же время в ней может отдаваться больший приоритет на данном этапе развития одной определенной концепции. Так, в США, несмотря на преобладающее воздействие монетаризма в денежно - кредитной политике, в ней присутствуют и инструменты, пропагандируемые кейнсианцами, - принудительное регулирование ставкой процента и инвестиционными расходами.
Приоритетная роль монетаризма в разработке и проведении денежно - кредитной политики за последние десятилетия в странах Запада привела к сокращению вмешательства государства в банковско - кредитную сферу.
Почти во всех странах Запада главную ответственность за денежно - кредитную политику несет Центробанк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы различными, достаточно гибкими, косвенными методами:
· регулирование количества денег в обращении;
· регулирование банковских резервов;
· регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам;
· регулирование ставки процента и т.д.
Теперь рассмотрим подробнее инструменты монетарной политики (см. приложение 1 таблица 1).
Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам, центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций.
Большое значение в денежно - кредитной политике отводится размеру ссудного процента и регулированию его ставки. Размер ссудного процента зависит от многих факторов:
· уровня учетной ставки процента Центробанка по предложению ссуд коммерческим банкам. Центральный банк увеличивает или уменьшает учетную ставку в зависимости от экономической конъюнктуры и необходимости расширения или сокращения денежной массы. Размер учетной ставки влияет на объем кредиторов, получаемых у центрального банка коммерческими банками, и на их возможности кредитования предприятий и населения;
· срока ссуды. Как правило долгосрочные ссуды выдаются под более низкий процент;
· спроса на деньги и предложения денег;
· темпов инфляции. В условиях высокой инфляции растет ссудный процент. В целях ограничения инфляции вводится еще более высокий процент;
· фазы экономического цикла. В период спада производства Центробанк для облегчения доступа к ссудному капиталу снижает учетную ставку процента в целях ускорения выхода из кризисной ситуации.
В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах - от 2 до 15 %1 , отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими существенно снизилось.
В России подобную функцию выполняет ставка рефинансирования Центрабанка РФ, то есть предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг, а также организации кредитных аукционов 1 . При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на применение уровня доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. Со 2 декабря 1996 года ставка рефинансирования составила 48 % годовых против 60 % в период с 21 октября по 1 декабря 1996 года.
Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки Центробанк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже Центробанк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются как метод ее регулирования.
В России под операциями на открытом рынке понимается купля - продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые не некоторого времени обладали высокой степенью ликвидности и доходности1 . Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.
Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой стороны, эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов - метод прямого воздействия на величину банковских резервов.
Впервые этот метод применили в США в 1933 году. В этой стране федеральная резервная система устанавливает соотношение между вкладами и резервами коммерческих банков. Размер банковских резервов определяется законом и произвольно банк их не может увеличить. Избыточные резервы можно пустить в обращение через дополнительные ссуды, через чеки только с разрешения центрального банка, так как это в конечном счете приведет к приросту наличных денег в обращении.
Денежная масса в обращении всегда в целом зависит от размеров ссуд и кредитов, выдаваемых банками. Поэтому центральный банк в США постоянно регулирует их объем, поступающий на денежный рынок. Выданные кредиты не могут превышать более чем в 7,5 раз , а депозиты - в 11 раз капитал банка1.
В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно - кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово - экономическую систему в целом.
В России с 1 августа 1996 года нормативы обязательных резервов по рублевым счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 составили 18 % , по срочным обязательствам от 31 до 90 дней - 14 %, и по срочным обязательствам свыше 91 дней - 10 %. Что касается нормативов резервирования по счетам в иностранной валюте, то они были на уровне 2,5 % 2.
ГЛАВА 3 .
ВЛИЯНИЕ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ДИНАМИКУ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА. ХАРАКТЕР МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.
Попытки быстрого перехода к либеральной рыночной экономике ввергла Россию в невиданный финансовый кризис. Подрываются основы жизнедеятельности страны не только на ближайшее время, но и на всю обозримую перспективу. Между тем финансовый кризис создан в значительной мере искусственно. Просто хозяйственный механизм, выстроенный реформаторами, не способен эффективно соединять имеющиеся ресурсы, обеспечивать на их основе максимум продукции и доходов. В мировых ценах конечный продукт России составлял в 1990 году около 400 млрд. долларов, а в 1996 - 200 млрд. долларов1 .
Главной причиной свертывания промышленности и сельского хозяйства явилась убыточность предприятий в мировых ценах, их неконкурентоспособность на мировом рынке. К сожалению денежно - кредитная сфера сегодня не в состоянии удовлетворительно выполнять главную свою функцию : обеспечение эффективного размещения ресурсов. Свидетельством этого является абсолютное доминирование на денежном рынке краткосрочных банковских кредитов, предоставленных к тому же под столь высокие и в номинальном, и в реальном выражении проценты, что их использование не в спекулятивных целях практически исключено. Если на денежные расчеты повышение процента повлияло в сторону ускорения (снижения потерь от утраченного дохода) , то на неплатежи - в сторону замедления их обращения, поскольку предприятия вынуждены предпочитать дорогим банковским кредитам слабо индексирую кредиторскую и дебиторскую задолженность.
При этом сама банковская система крайне неустойчива. Сохраняется опасность крупномасштабного ее “обвала”, чреватого самыми серьезными последствиями для всей страны.
На функционирование денежно - кредитной системы не может не сказываться проводимая властями текущая экономическая политика. Так, попытка решить все вопросы посредством ужесточения монетарной и фискальной политики неизбежно вызывает конфликт целей, выдвигаемых правительством : некоторые улучшения в ситуации в борьбе с инфляцией и стабилизация валютного курса рубля сопровождаются умением инвестиционного кризиса, угрозой эффективности экспортной деятельности, сужением внутрифирменного спроса при наличии значительных свободных мощностей. Тем самым политика рестрикций сама создает предпосылки для отхода от ее последовательного проведения.