Макроэкономические счета
p> Выражение, заключенное в скобки в правой части уравнения (4), включает в себя объем экспорта и импорта товаров и всех услуг и чистых иностранных трансфертов. Эта сумма равна общему определению сальдо счета текущих внешнеэкономических операций платежного баланса (САВ).

Уравнения (2) , (3) и (4) показывают, что, независимо от используемого определения продукта, любой дисбаланс внешних расчетов должен отражаться на дисбалансе внутренних расчетов, при котором расходы резидентов на отечественные и иностранные товары и услуги - сумма расходов на потребление и инвестиционную деятельность, которая часто называется абсорбцией - либо превышают, либо отстают от внутреннего объема производства.

Преобразовав уравнение (4) , получаем:

GDI - A = X - IM + YF + TR = CAB

(5)

где

A = расходы резидентов на отечественные и иностранные товары и услуги, т.е. C + Ig.

Дисбаланс внутренних расчетов может быть также выражен как дисбаланс между сбережениями и инвестициями.

С учетом приведенного определения GDI, валовые сбережения (Sg) могут быть определены как та часть GDI, которая не была потреблена.

Sg = GDI - C

(6)

Подставим уравнение (6) в уравнение (4) и получим:

Sg - Ig =X - IM + YF + TR = CAB

(7)

Уравнение (7) указывает на то, что превышение объемов инвестиций уровня сбережений будет отражено в дефиците внешнего текущего платежного баланса. Следует подчеркнуть, что уравнения (5) и (7) являются тождественными. Без дополнительной информации, из этих уравнений нельзя сделать никаких выводов относительно того, являлся ли источник дисбаланса внешним (например, ухудшения условий торговли) или внутренним (например, экспансионистская финансовая политика, стимулирующая экономический рост).

Полезно заново переписать уравнение (7) в отношении вкладов различных секторов экономики в общие сбережения. Традиционный подход заключается в том чтобы определить долю государственного сектора по отношению к остальной части экономической системы: с намерением определить чистые сбережения государственного сектора, которые, в общем, находятся под контролем властей, от чистых сбережений частного сектора, на которые власти могут оказать лишь косвенное влияние посредством различных мер экономической политики. В тех странах, в которых преобладает государственная собственность на предприятия, и где власти могут прибегнуть к обширным административным рычагам контроля над этими предприятиями, может оказаться более уместной другая классификация, при которой положение семей и предприятий указываются отдельно, для отражения различного поведения. Уравнение по секторам выглядит следующим образом:

(SgH - IgH) + (SgE - IgE) + (SgG - IgG) = CAB

(8)

где:

SgH = валовые сбережения семей

IgH = валовые капиталовложения семей

SgE = валовые сбережения предприятий

IgE = валовые инвестиции предприятий

SgG = валовые сбережения государственного сектора

IgG = валовые инвестиции государственного сектора

В целях экономического анализа, уравнения (7) и (8) часто выражаются в форме отношений к общему доходу или объему производства с тем, чтобы указать на относительный размер дисбаланса каждого сектора, а также облегчить сравнения между годами. Более того, концентрируя внимание на этих коэффициентах, можно более четко определить меры экономической политики, направленные, например, на увеличение доли капиталовложений и внутренних сбережений в стране.

Платежный баланс

Платежный баланс состоит из счета текущих внешнеэкономических операций платежного баланса, т.е. записи операций между резидентами и иностранцами по товарам, услугам и односторонним трансфертам, и сальдо счета состояния капитала, в котором представлен статистический результат чистых активов резидентов страны, происшедшего в результате осуществления таких операций, как внешние займы или выплаты, прямые иностранные капиталовложения и движение капитальных краткосрочных активов.

Система записи платежного баланса имеет вид системы двойной записи, при которой каждая операция отражается как в кредитовом, так и дебетовом счетах. Кредитовые счета используются для учета (1) потоков материальных ресурсов, отражающих экспорт; и (2) финансовых потоков, отражающих либо уменьшение иностранных активов или увеличение внешних обязательств. И наоборот, дебетовые записи производятся с целью учета (1) потоков материальных ресурсов, отражающих импорт; и (2) финансовых статей, отражающих либо увеличение активов, либо уменьшение пассивов. Например, экспортная операция, при которой поступления в иностранной валюте размещены за границей, будет записана в следующем виде:

Экспорт товаров: кредит

Краткосрочный капитал: дебет

Учитывая принятое отражение кредита знаком плюс и дебета знаком минус и то, что каждая операция, в принципе, включает запись одинаковой суммы кредита и дебета, сумма всех записей должна быть равна нулю. Однако, на практике, информацию по дебитным и кредитным операциям обычно получают из различных источников. Недостаток записей, а также неодновременность записей и расхождения методов оценки операций, обусловливают введение в счета балансирующей статьи. Обычно она называется чистыми ошибками и пропусками.

Как же тогда можно говорить об активном сальдо платежного баланса или его дефиците, если сумма всех статей, включая чистые ошибки и пропуски, по определению равна нулю? Активное сальдо или дефицит платежного баланса включает суммирование подгруппы внешнеэкономических операций и разграничение операций в пределах группы («над чертой») от операций за ее пределами («под чертой»). Решение о том, где провести эту черту, отражает нормативную точку зрения на то, какой набор операций более всего указывает на необходимость корректировки платежного баланса.

До тех пор, пока существуют пределы изменения резервов, которые страны хотят или могут принять, общий дисбаланс является важным показателем необходимости в корректировании платежного баланса. Адекватность размеров часто рассматривается в валовом выражении, (т.е. исключаются краткосрочные обязательства) и в отношении к объему импорта страны. Тождество платежного баланса можно записать следующим образом:

(R = CAB + (FI

(9)

где

Уравнение (9) показывает, каким образом платежный баланс выступает в качестве фактора, сдерживающего использование ресурсов в экономике. А именно, дефицит текущего платежного баланса может поддерживаться лишь до тех пор, пока продолжается приток капитала, и/или пока не исчерпаются чистые международные резервы страны.

Дисбалансы текущего счета не всегда подразумевают необходимость изменения политики. Например, страна может пожелать осуществлять финансирование дефицита текущего счета долгосрочными притоками капитала, связанными с расходами на развитие. Важным фактором, определяющим такие потоки, является мнение кредиторов о способности страны обслуживать долг и о том, насколько эффективно будут использоваться заемные средства. Страна может также пожелать иметь активное сальдо текущих операций счета для того, чтобы финансировать внешние инвестиции или уменьшать внешний долг.

В течение 1994-1997 г.г. в Армении основным источником покрытия дефицита текущего и капитального счетов, а также пополнения государственных резервов явились кредиты, полученные от международных финансовых организаций (Международный валютный фонд, Международный банк,
Европейский банк реконструкции и развития). В последние годы увеличилось значение двухсторонних кредитов и торгового финансирования.

Согласно данным МВФ в течение 1994 - 1996 г.г. в валовом финансировании
26% составило участие международных финансовых организаций, тогда как другие источники финансирования (двухсторонние и торговые кредиты) составили 15%. В течение первых трех кварталов 1997 г. Эти показатели соответственно составили 24% и 19%.

Увеличение дефицита текущего и капитального счетов привело к увеличению внешнего долга. Внешний государственный долг (включая внешние обязательства и внешние государственные гарантии правительства РА и центрального банка) в конце 1997г. составил 694,25 млн. долларов. Ожидается, что в конце 1998 г. он составит 840 млн. долларов. Начиная с 1991г. средний годовой рост внешнего долга составил чуть больше 100 млн. долларов. Соотношение внешнего государственного долга и ВВП в 1994г. было 30%, а в конце 1997г. более чем
40%. Источником внешнего финансирования явились международные финансовые организации, их доля во внешнем долге составила 61,3%. В 1998г. существенных изменений не предвидится. Обязательства по отношению к основному кредитору (Международный банк, в частности Международный фонд развития) составили 250 млн. долларов, что составляет 36% от общего долга.
В течение последних лет во внешнем долге увеличилась доля от льготных кредитов и в 1996г. это составило 39%. Ожидается, что в 1997 будет 83% а в
1998г - 80%. Это относится как к двухсторонним, так и к многосторонним кредитам.

Денежные и другие макроэкономические счета

Учреждения в рамках денежно-финансовой системы, подразделяются на два проспекта: денежно-финансовые органы и коммерческие банки. К финансовым органам обычно относится центральный банк в качестве учреждения, выпускающего валюту, хранящего внешние национальные резервы, получающего кредиты для целей платежного баланса и руководящего денежно-финансовой системой; если некоторые из этих функций выполняются другими государственными органами, то счета этих органов, в принципе, должны быть объединены со счетами центрального банка.

Типичный коммерческий банк получает средства из депозитов, обычно переводимых чеком или другими способами при расчетах по обязательствам вкладчика, а также от центрального банка и/ или внешних кредитов. Эти средства главным образом используются для представления займов.

Денежная статистика получается сведением данных на трех различных уровнях: это активы и пассивы денежно-финансовых органов, активы и пассивы коммерческих банков, и, наконец, обзор состояния денежной сферы. Последний является суммарным представлением сводных балансовых отчетов всей банковской системы за вычетом всех банковских операций.

Главной целью составления обзора состояния денежной сферы является анализ финансовых агрегатов, на которые играют важную роль в определении объема производства, цен состояния платежного баланса. Бюллетень состояния денежной сферы подчеркивает, что обязательства банковской системы перед частным сектором и государственными предприятиями - т. е. денежная масса, состоящая из наличных денег в обращении, депозитов и других инструментов, выпускаемых банковской системой, - соответствуют сумме чистых заграничных активов (оцененных в местной валюте) и чистого внутреннего кредита, предоставленного банковской системой:

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать