Мы предполагали, что фирма-монополист устанавливает единую цену на все реализуемые единицы товара. Однако на практике часто возникают ситуации, когда фирма, будучи монопольным продавцом какой-либо продукции, устанавливает неодинаковые цены на реализуемые единицы товара или услуг. Например, юридические фирмы устанавливают различную плату за одни и те же услуги для частных лиц и для фирм; существенно отличается арендная плата за используемые помещения для общественных и необщественных организаций и т.п. Когда фирма-монополист продает покупателям единицы одного и того же товара по неодинаковой цене (то есть осуществляется многоценовая монополия), причем это не связано с различием в издержках производства и условиях реализации данных единиц товара, то говорят, что имеет место ценовая дискриминация.
Сразу заметим, что не каждый случай различия цены одного и того же товара, производимого монополистом, можно отнести к явлению ценовой дискриминации. Так, разница между оптовой и розничной ценой, между сезонными ценами (на фрукты, например), между ценами в разных регионах страны, как правило, не вызывается ценовой дискриминацией, поскольку в этих случаях разные единицы одного и того же товара имеют несовпадающие значения издержек. Ценовая дискриминация возможна лишь в том случае, если разные покупатели неодинаково оценивают полезность одного и того же товара.
Ценовая дискриминация возможна двух видов:
1. когда покупатели готовы платить отличающиеся суммы денег за одну и ту же единицу товара;
2. когда один и тот же покупатель согласен платить разные суммы за различные единицы товара.
Чтобы понять явление ценовой дискриминации, вспомним, как определялся спрос и строился кривая спроса товара Х: для каждой цены Рх мы сравнивали предельные полезности товара Х и «всех остальных товаров», добиваясь выполнения равенства:
MUх/Рх=MU ост.товаров/Р ост.товаров (3)
То количество товара Х, при котором удовлетворяется это условие, определяет QDx при заданной цене Рх (см. рис. 3.3.4). Однако и равенство (3) и рис. 3.3.4. свидетельствует, что при иных ценах товара Х также будет предъявляться спрос на некоторое количество товара. Приобретая QDx единиц товара по цене Рх, покупатели тем не менее готовы платить более
высокие цены за любое меньшее количество товара Х. ту сумму денег, которые покупатели «экономят», не приобретая товар по высоким ценам, принято считать «потребительским выигрышем» - на рис. 3.3.4. он равен треугольнику АЕВ:
Рис. 3.3.4 «Потребительский выигрыш»
Приобретая QDx единиц Р товара Х по цене Рх, потребитель тем не менее готов был платить более высокие цены за любое, меньше QDx количество товара, поскольку при сокращении потребления Х возрастает его предельная полезность и изменяется равенство (4). Треугольник АЕВ показывает сумму денег, которую покупатель «сэкономил», не приобретая каждую единицу товара по максимальной цене.
Проводя ценовую дискриминацию, монополист способен перераспределить часть «потребительского выигрыша» в свою пользу. Рассмотрим первый вид ценовой дискриминации. Предположим, что имеются фирма-монополист, выпускающий товар Х, и 8 покупателей этого товара. Пусть первый покупатель готов приобрести товар, если цена единицы этого товара не превысит 80 тыс.руб., второй совершает покупку этого товара при условии, что единица товара не дороже 75 тыс.руб., третий – 70 тыс.руб. и т.д. В таком случае соотношение цены товара Рх и количества QDx, на которое предъявят спрос все восемь покупателей, соответствуют данным таблицы 3.1.1. Для простоты положим, что предельные издержки фирмы, связанные с выпуском каждой единицы товара Х составляют 30 тыс.руб. Если фирма-монополист устанавливает единую цену на все продаваемые единицы товара, то тогда она максимизирует прибыль, реализуя 6 единиц товара по цене 55 тыс.руб., т.к. в таком случае МС=MR=30 тыс.руб. При этом ее прибыль p=TR-TC=6x55 тыс.руб. – 180 тыс.руб.=150 тыс.руб.
Представим теперь, что монополисту удается каким-то образом разделить рынок и организовать продажу следующим образом: первому покупателю товар будет предложен по цене 80 тыс.руб. (он ведь готов заплатить такую сумму), второму – 75 тыс.руб., третьему – по 70 тыс.руб. и т.д. В данном случае суммарная выручка фирмы возрастает:
TR=80+75+70+65+60+55=405 тыс.руб.
Поскольку суммарные издержки при этом не изменились ТС=6х30 = 180 тыс. руб., то прибыль предпринимателя составит: p=TR-TC=405 тыс.руб. – 180 тыс.руб = 225 тыс.руб. и увеличится на 75 тыс.руб. Следовательно, проводя подобного рода ценовую дискриминацию, фирма-монополист перераспределила в свою пользу 75 тыс. руб. «потребительского выигрыша». На рис. 3.3.5. графически отражена доля «потребительского выигрыша», перешедшая к фирме-монополисту:
Рис. 3.3.5. Перераспределение «потребительского выигрыша» в результате ценовой дискриминации
На рисунке линии D построена по данным таблицы 3.1.1. и отражает спрос на товар Х. Если фирма-монополист установит единую цену в 55 тыс.руб. на все единицы товара Х, то ей удается продать 6 единиц, суммарная выручка составит 330 тыс.руб., что соответствует площади прямоугольника ОАСК. В этом случае все 6 покупателей как бы «экономят» 90 тыс.руб., что равно площади треугольника АВС; это является «потребительским выигрышем». Когда предприниматель проводит ценовую дискриминацию, он перераспределяет значительную часть «выигрыша» в свою пользу (на рис. 3.3.5а сумма прямоугольников 1+2+3+4+5=75 тыс.руб.) В итоге покупатели оставляют у себя только заштрихованную часть суммарного «потребительского выигрыша».
Чтобы понять суть второго вида ценовой дискриминации, предположим, что таблица 3.1.1. характеризует спрос единственного покупателя: по цене свыше 80 тыс.руб. он приобретает ни одной единицы товара Х, по цене 80 тыс.руб. – 1 единицу, по 75 – 2 единицы и т.д. Как и ранее, если монополист установит единую цену на все единицы товара, то он максимизирует прибыль, производя 6 единиц товара и продавая их данному покупателю по цене 55 тыс.руб. В этом случае, когда монополисту удается так организовать торговлю, чтобы продать первую единицу товара покупателю по цене 80 тыс.руб., вторую – по 75 тыс.руб. и т.д., он также сможет перераспределить часть «выигрыша» этого покупателя в свою пользу. Графически подобный случай отражен на рис. 3.3.5б.
Когда возможна ценовая дискриминация? Очевидно, что первый вид дискриминации осуществим только в том случае, если каждый покупатель не имеет возможности перепродавать товар друг другу. Чаще всего подобный вид ценовой дискриминации встречается в сфере услуг. Чтобы воспользоваться вторым видом дискриминации должен отслеживать последовательность всех покупок одного и того же клиента.
Анализ рис. 3.3.5. позволяет сделать ряд важных выводов:
1. если предположить, что монополист в состоянии разделить единицу товара на несколько частей и каждую часть продать по максимальной цене спроса, то он сможет перераспределить в свою пользу еще большую долю «потребительского выигрыша». Например, если в рассматриваемом примере единица товара представляла мешок зерна, то разделив мешок на две части и продавая каждую часть по максимально возможной цене спроса, предприниматель способен увеличить суммарный выигрыш до 82,5 тыс.руб. В предельном случае, когда фирма-монополист в состоянии продавать каждую единицу товара по цене спроса, она перераспределит в свою пользу весь «потребительский выигрыш». Если такое происходит, то считается, что фирма-монополист добилась абсолютной ценовой дискриминации.
2. Чем более неэластичным в точке С будет спрос на товар Х, тм выше «потребительский выигрыш» и тем большую сумму может перекачать себе фирма-монополист, проводя ценовую дискриминацию (на рис. 3.3.5а неэластичная кривая спроса D1 позволяет потребителям иметь «выигрыш», равный площади треугольника АВ1С, которая больше площади треугольника АВС). Это объясняется таким образом: если товар, производимый фирмой-монополистом, имеет небольшую эластичность спроса (высокую неэластичность), то у него мало заменителей. Поэтому часть потенциальных покупателей готовы будут платить максимальные цены спроса, чтобы купить необходимый товар. С учетом данного обстоятельства можно сделать вывод, что объектом ценовой дискриминации в основном являются малоэластичные товары; чаще всего ценовая дискриминация применяется в сфере услуг.
3. Как мы отмечали ранее, если монополист устанавливает единую цену на все продаваемые товары, то для того, чтобы продать дополнительную единицу товара, он должн снизить цену на вс реализуемые единицы товара. В этой связи предельная выручка монополиста при любом объем продаж всегда ниже соответствующей цены товара. Поэтому, чтобы уровнять значения MR и МС фирма-монополист вынуждена сокращать объем производства. Однако проводя ценовую дискриминацию, фирма продает дополнительную единицу товара, понижая цену только на эту единицу (а не на все единицы) товара. Поэтому для каждого объема выпуска MR становится выше, чем в случае моноценовой монополии. Но тогда равенство MR=MC достигается при более высоких величинах выпуска продукции. Для примера в таблице 3.3.2. приведены значения TR и MR рассмотренного случая ценовой дискриминации:
Таблица 3.3.2.
Значения TR и MR в случа проведения ценовой дискриминации
q
0
1
2
3
4
5
6
7
8
TR
0
80
155
225
290
350
405
455
500
MR
80 75 70 65 60 55 50 45
Сравнение с данными таблицы 3.1.1. показывают, что величины MR существенно возросли. В случае, когда монополист проводит абсолютную цновую дискриминацию, го выпуск сравнивается с выпуском отрасли в условиях совершенной конкуренции, линия MR сливается с кривой спроса и МС=Р в точке пересечения кривых спроса MR и МС. В нашем случае фирма добъется максимальной прибыли, производя 11 единиц товара, т.к. МС=MR=P=30 тыс.руб. Следовательно, в условиях ценовой дискриминации объем выпуска фирмы-монополиста обычно выше, чем у фирмы, устанавливающей одинаковые цены на все единицы продукции.
Ценовая дискриминация нередко используется фирмами. В ряде случаев она носит систематический характер, когда фирма-монополист классифицирует потребителей по вкусам, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и реализует свои товары согласно этой градации./5/
Заключение
Монополия как экономическое явление представляет собой обусловленный собственностью и властью тип экономических отношений между ее субъектами, которые реализуют собственный интерес и влияют на общественное производство или его отдельные сферы. Ее сущность состоит в обладании субъектом (группой) собственностью на факторы производства и исключительными правами, обеспечивающими господствующее положение в определенной сфере (сферах) деятельности, контроль над рынком и диктат своих условий, регулирование цен и объемов производства, присвоение монопольной прибыли и ограничение конкуренции.
Монопольная власть обусловлена экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается не только благодаря особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя, продавца), но и может быть искусственно предоставлена государством, местными органами власти.
В основе советского монополизма лежит деформация так называемой общенародной собственности. Формальным собственником являлось общество в целом, а фактическим -административный аппарат. Национализация крупных и мелких промышленных предприятий, развитие крупных коллективных хозяйств в аграрном секторе привели к тому, что во всех сферах народного хозяйства установилась государственная монополия.
Политическая надстройка закрепляла юридическими и идеологическими формами государственно-экономическую монополию, охватившую основные производственные процессы. В ее рамках сформировались отношения, процессы, связи, взаимозависимости отраслей и предприятий, органов управления, возникли новые пропорции, иерархии. Мате-
риальное производство и непроизводственная сфера, экономика и политика, накопление и потребление, обмен и распределение, науки практика, образ жизни и мышление - вес это испытывало воздействие единой государственно-экономической монополии.
Монопольная роль государства реализовывалась через рассредоточение по определенным ступеням иерархической лестницы влас-тно-распорядительных функций. В советский период она проявилась в виде монополии административно-командной системы, ее органов и штатного аппарата на средства производства и результаты труда производителя, организацию труда и производства, управление им.
Государственный сверхмоноиолизм характеризовался тем, что в центре принимались решения, связанные с функционированием общественной системы в целом. Государство
распоряжалась ресурсами, внутренней и внешней торговлей
, определяло плановые задания - «контрольные цифры», устанавливало «государственные заказы», каждой хозяйственной единице диктовало характер и объемы производства, посредством лимитов и материально-технического снабжения определяло адресаты, объемы и источники ресурсов, направления и количество реализуемой продукции.
С помощью централизованного планирования государство монополизировало рынок, взяв на себя функции определения потребительной стоимости каждою товара. Рынок подменялся субъективным решением группы лиц. Такая организация хозяйствования порождала командно-бюрократические методы управления. Монополия государственной собственности, которая определяла и определяет характер распоряжения се объектами, присвоения созданного на госпредприятиях продукта и монопольной прибыли, явилась главной причиной отсутствия конкуренции.
Централизованная система создавала идеальную среду для воспроизводства монополизма собственности, монополизма управления и технологического монополизма предприятии (объединений). Это был своеобразный трехступенчатый монолит, в основании которого находился доминирующий в экономике государственный сектор. Его составляющими выступали ведомственные гиганты, контролировавшие различные сферы производства, а также предприятия и организации, монополизивавшие выпуск отдельных товаров и услуг.
В командной экономике преобладал искусственный монополизм. Он пронизывал все его разновидности, имевшие место в советский период и сохранившиеся до сих пор, проявлялся в монополии государственной собственности и центральных органов власти и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных искусственным созданием экономически привилегированного положения отдельных субъектов (государства, ведомства, предприятия), навязывающих своим контрагентам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности. Монополизация стала закономерностью командном системы хозяйствования, особой формой бюрократизма, способом реализации монопольной власти отдельных хозяйствующих субьектов или их групп.
При отсутствии демократии и ограниченных товарно-денежных отношениях госмонополизм представлял собой универсальный способ обеспечения управления воспроизводством в масштабе республики и каждой его подсистемы. Предприятие, даже являясь единственным производителем определенной продукции либо доминируя в производстве пли на рынке, не обладало реальной самостоятельностью и. тем более, монопольной властью, хотя формально считалось монополистом. Особенность такой монополии заключалась в том. что. будучи искусственно созданной, она не выступала детерминантой своей деятельности, не могла реализовать монопольного положения ни в области ценовой политики, ни в выборе рынков сбыта, ни в способах извлечения и присвоения прибыли./7/
Список использованных источников информации
1. Н.Я. Кажуро Основы экономической теории г.Мн.:»ФУАинформ», 2001г.
2. Максимова В.Ф. Микроэкономика М.: 1996г.
3. Экономика фирмы под редакцией Т.В. Муравьевой, г.М.:, 2002г.
4. Экономика предприятия в условиях рынка под общей редакцией профессора д.э.н. Руденко А.И., доц. Александрович Я.А., г. Мн.: 1993г.
5. Д.М. Сорок, Н.Г. Заморенова, Е.Н. Белоусов Правовое регулирование хозяйственной деятельности, г. Мн.: 2000г.
6. Карташов А. Г. Как заработать деньги. М.: Наука, 1991. 107 с.
7. Фондовая Биржа/ Алехин Б.// Экономические науки. 1991. номер 8. с. 54-61.