Малый бизнес, его место и роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем В...

необходимо в соответствии с законодательством предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности. Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налого­вых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законо­дательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, форми­рования сети бизнес-парков, нала­живания эффективной координации в этой об­ласти между федераль­ным центром и субъектами Федерации, а также с мест­ными органами власти. 

    Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

ü     производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

ü     производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;

ü     лекарственных препаратов и медицинской техники;

ü     оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

ü     строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

   Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

   Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.


2.3. Самостоятельное существование малого бизнеса на Дальнем Востоке.

 

В регионах Дальнего Востока изначально рождение бизнеса происходило в более неблагоприятной обстановке по сравнению с западными регионами страны. Становление малого предпринимательства в крае не имело равных стартовых условий. Так, в западных регионах страны лучше развиты отрасли, привлекательные для малого бизнеса, прежде всего, пищевая и легкая промышленность, сфера услуг, производственная инфраструктура, сеть автомобильных дорог, более дешевые источники электрической и тепловой энергии, позволяющие производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию.

Уровень развития малого предпринимательства в мировой практике измеряется по количеству фактически действующих малых предприятий на одну тысячу жителей. В Хабаровском крае этот показатель соответствует общероссийскому (6,2 малых предприятий), что выше, чем в дальневосточном регионе в целом (5,3), но существенно уступает развитым странам (в странах-членах ЕС – не менее 30). В среднем, численность представителей малого предпринимательства приближается к среднеевропейскому или общемировому показателю.[1]

Отраслевая структура малого предпринимательства отражает картину, характерную для России в целом.  Малый бизнес создает свои «ниши» практически во всех отраслях экономики, однако доминирующей остается сфера торговли и общественного питания.

В то же время в значительной мере малый бизнес занимает рынок, приносящий высокую добавленную стоимость, прежде всего, рынок информационных технологий. Сегодня наиболее активна его роль в оказании услуг на основе трансферта информационных технологий.

Сложившаяся отраслевая структура на Дальнем Востоке и в частности в Хабаровском крае свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания, в которой действует почти каждое второе  малое предприятие (рис. 1).

Субъекты малого предпринимательства действуют на локальных рынках, постоянно ориентируются на местных потребителей, учитывают местные особенности. И главное – развитие малого предпринимательства обеспечивает рост жизненного уровня активной части населения, его занятости, смягчает социальную нагрузку на бюджет, постепенно ведет к формированию среднего класса как основы социально-политической стабильности в обществе.

В настоящее время проводится множество программ по развитию и поддержке малого бизнеса на Дальнем Востоке. К примеру в 2004 году осуществлялась реализация пятой краевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2004 – 2006 годы», утвержденной постановлением Правительства края  № 29-пр от 20 октября 2003 года. Положительная динамика основных показателей деятельности малого предпринимательства свидетельствует об эффективности мер государственной поддержки.[2]

Также в Хабаровском крае продолжает осуществляться финансовая политика поддержки малого предпринимательства в соответствии с краевой программой развития и поддержки малого предпринимательства путем ее реализации за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Развивается сеть инфраструктурных организаций, предоставляющих субъектам малого бизнеса финансовые и другие услуги.

Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства по-прежнему связано, в первую очередь, с решением задач доступности финансовых ресурсов для малого бизнеса, и особенно, для начинающих предпринимателей. Одной из форм решения этих проблем является развитие механизмов микрокредитования. Это одно из основных мероприятий краевой программы развития и поддержки малого предпринимательства, являющееся наиболее востребованной формой среди предпринимателей.

В 2004 году из краевого бюджета на осуществление финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства края было выделено 8,2 млн.рублей, в том числе на реализацию программы микрокредитования - 3,2 млн.рублей.

На фоне кредитных ресурсов, выдаваемых коммерческими банками малому предпринимательству, выделяемые бюджетные средства выглядят скромно. Однако они направляются, в большей степени, на оказание поддержки начинающим предпринимателям, на реализацию небольших, но важных для края и муниципальных образований проектов.

Возможность доступа предпринимателей к финансовым ресурсам и, прежде всего, начинающих свое дело, является не только экономической, но и политической задачей на ближайшие годы. Решение задачи связано с совершенствованием системы и форм финансово-кредитной поддержки малого бизнеса.

Это и дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, как наиболее востребованной формы финансовой поддержки среди предпринимателей, и долевое финансирование на конкурсной основе инвестиционных и инновационных проектов предпринимателей, а также поддержка выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого бизнеса, призванная содействовать продвижению продукции и услуг наших товаропроизводителей.

Перспективной формой финансовой поддержки, позволяющей снизить издержки предпринимателя при реализации производственных или социально- значимых проектов, становится новая форма финансовой поддержки малого бизнеса – субсидирование процентной ставки по кредитам, выдаваемым коммерческими структурами субъектам малого предпринимательства. За 2004 год принято решение о субсидировании процентной ставки по кредитам 8 социально-значимых проектов субъектов малого предпринимательства на сумму 560 тыс. рублей.[3]

Таким образом мы можем увидеть, что Правительство Российской Федерации и органы местного самоуправления не оставляю без внимания проблему поддержки и развития Малого бизнеса на Дальнем востоке.


Рисунок 1:









































1. Лысенко ГИ Государство и рынок: региональный аспект.- Хабаровск: ХНЦ ДВО РАН, 2005.

2. Приложение1

3. Приложение2


Глава 3. Роль малого бизнеса в экономике.

 

Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать