Методы и формы государственного регулирования
p> Важнейшая экономическая задача государственных органов - обеспечить условия разработки и реализации государственной инвестиционной и научно-технической политики в стране, способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках. Один из путей решения этой задачи - создание крупных инновационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов. По мнению российских специалистов, только на базе крупных объединений можно решать стратегические задачи как отдельных предприятий, входящих в объединение, так и реализовать государственную научно- техническую стратегию, а малый и средний бизнес не способен решать технологических задач страны.

Создание бюджетов развития в рамках крупных объединений, отдельных отраслей и регионов с участием государственного капитала – одна из целевых программ российского правительства. Информационные технологии, которые в конце XX столетия по объему оборота в 8 раз превосходили оборот мирового автомобильного рынка (в недалеком прошлом самого крупного), — одно из главных направлений современной стратегии развития жития.

Государственное регулирование экономики направлено на развитие предпринимательства и создание конкурентной среды с целью максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и местных органов власти концентрируются поэтому на развитии реального сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Государство берет на себя функции предпринимательства в основном не только и не столько ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен. Речь идет о сбалансированности производства и внутреннего спроса на производимую продукцию, а также товарной структуры внешней торговли. Коренная модернизация и перевод производства на принципиально новые технологии не могут осуществляться без помощи государства. Огромные первоначальные расходы на поисковые исследования, экспериментальные и проектные работы посильны только для государства.

Государство должно установить порядок, при котором предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества.
Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов. Координация работ, информационное и научное обеспечение товаропроизводителей, регулирование налогов и процедуры банкротства, государственные субсидии, поручительство перед инвесторами, прямое участие в инвестиционных проектах, государственные заказы и форма их оплаты, контроль условий труда и оплаты наемного персонала - это основные рычаги, при помощи которых государство участвует в управлении экономикой страны и ее основными объектами – предприятиями-товаропроизводителями.

В активном участии государственных органов в управлении экономикой нуждаются, прежде всего, сами товаропроизводители – предприятия. По их мнению, должны разрабатываться государственные, отраслевые и продуктивные
(по ряду видов продукции) программы, определяющие приоритеты, по которым предприятия могли бы сверять и ориентировать свою деятельность, учитывая внутреннюю и мировую экономическую конъюнктуру. Власти должны оперативно вносить изменения в законодательство, регулирующее социально-экономические отношения в стране и отношения с зарубежными партнерами. Когда нет нужных законов или они разрабатываются слишком долго, а государственные органы бездействуют, то «такое государство с его законодательной и исполнительной властью нам мешает в работе, а не помогает», — говорят директора предприятий и предприниматели.

Таким образом, для каждой фирмы-производителя в настоящее время вопрос стоит не в плоскости, нужно ли государственное регулирование и участие государственных органов в управлении экономикой. Российские предприниматели ставят задачу однозначно: «государство, исходя из своих социальных, политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развитии бизнеса. По мнению бизнесменов, централизованно, под патронажем государственных органов необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения государства к бизнесу и отразить их в законодательной и нормативной базе, во-вторых, установить государственные социально- экономические приоритеты и, в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую деятельности бизнеса. Должна быть обеспечена государственная поддержка: а) социально ориентированного бизнеса; б) отечественного производителя в конкурентной борьбе с иностранными компаниями; в) глобализации российского бизнеса и выхода его на зарубежные рынки; г) приоритетности экономических методов управления перед

административными методами

Опираясь прежде всего на собственный опыт и традиции, заимствуя мировые достижения в области государственного регулирования экономики,
Россия вырабатывает и налаживает собственную систему, отвечающую ее конкретным интересам, задачам и реальным возможностям. При отсутствии государственного регулирования экономика страны не в состоянии эффективно развиваться.

1.3. Задачи государственного регулирования.

В хозяйственной практике большинства государств особую значимость приобрел механизм экономического планирования как осмысленных стратегических действий правительства. Играя порой лишь регулирующую роль в рыночной экономике, планирование, тем не менее, выступает эффективным инструментом поддержания сбалансированности между различными субъектами рынка (в частности, между государственным и частным сектором), служит родством передачи обществу информации об экономической политике правительства. При этом основные функциональные задачи государственного плана сводятся к следующему: а) предвидеть перспективу, в соответствии с которой национальная экономика должна и может развиваться; б) определять ключевые экономические высоты и оптимальные сроки их достижения; в) поддерживать и финансировать приоритетные экономические и научно- технические программы; г) организовать систему среднего и долгосрочного управления экономическим развитием, таким образом, реализуя на практике принятые народнохозяйственные решения; д) устанавливать приоритетные внутренние и внешние социальные, экономические и политические пели, определять средства и способы их достижения, координировать их взаимодействие; е) создать и развивать систему переподготовки и обучения хозяйственных руководителей и специалистов в области хозяйственного управления.

Обязательное условие успеха в деятельности каждого отдельного субъекта экономики - это гибкость планирования и оперативного управления, строгая увязка долгосрочного планирования с конкретной стадией развития предприятии, отрасли, страны. Планы при этом должны отражать и опираться на изменение целей политики правительства, его приоритеты. В таком случае гибкость экономического планирования выражается в постоянном пересмотре показателей плана и корректировке их в сторону объективных данных.

Предпринимательская деятельность и экономика страны зависят от государственной политики. Своими действиями государство может затормозить или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает производство на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Прерогативой государства является обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что является основой для развития предпринимательства и экономики. Экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.
На государство возлагаются следующие основные задачи: а) Создание правовой основы. Государство принимает и разрабатывает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции. б) Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. в) Стабилизация экономики. Стабилизация – это устойчивое развитие экономики. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы, путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно- технической и инвестиционной политики. г) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий.
Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Государство, проводя эту политику, обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе. д) Защита конкуренции. Конкуренция – один из главных регуляторов рыночного хозяйства. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции. е) Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, то есть правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы. Для выполнения этих функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

1.4. Объекты государственного регулирования.

Государственное регулирование дополняет и корректирует чисто рыночный механизм. Объектами государственного регулирования являются:
1. экономический цикл;
2. структура хозяйства (отраслевая, региональная и пр.);
3. условия накопления капитала;
4. занятость;
5. денежное обращение;
6. платежный баланс;
1. цены;
7. НИОКР;
8. условия конкуренции;
9. социальные отношения и социальное обеспечение;
10. подготовка и переподготовка кадров;
11. окружающая среда;
12. внешнеэкономические связи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать