Создание бюджетов развития в рамках крупных объединений, отдельных отраслей и регионов с участием государственного капитала – одна из целевых программ российского правительства. Информационные технологии, которые в конце XX столетия по объему оборота в 8 раз превосходили оборот мирового автомобильного рынка (в недалеком прошлом самого крупного), — одно из главных направлений современной стратегии развития жития.
Государственное регулирование экономики направлено на развитие предпринимательства и создание конкурентной среды с целью максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и местных органов власти концентрируются поэтому на развитии реального сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Государство берет на себя функции предпринимательства в основном не только и не столько ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен. Речь идет о сбалансированности производства и внутреннего спроса на производимую продукцию, а также товарной структуры внешней торговли. Коренная модернизация и перевод производства на принципиально новые технологии не могут осуществляться без помощи государства. Огромные первоначальные расходы на поисковые исследования, экспериментальные и проектные работы посильны только для государства.
Государство должно установить порядок, при котором предприниматели,
действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что
выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком
порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в
реальных социально-экономических условиях страны. При этом
самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества.
Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей
хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу
входящих в систему субъектов. Координация работ, информационное и научное
обеспечение товаропроизводителей, регулирование налогов и процедуры
банкротства, государственные субсидии, поручительство перед инвесторами,
прямое участие в инвестиционных проектах, государственные заказы и форма их
оплаты, контроль условий труда и оплаты наемного персонала - это основные
рычаги, при помощи которых государство участвует в управлении экономикой
страны и ее основными объектами – предприятиями-товаропроизводителями.
В активном участии государственных органов в управлении экономикой
нуждаются, прежде всего, сами товаропроизводители – предприятия. По их
мнению, должны разрабатываться государственные, отраслевые и продуктивные
(по ряду видов продукции) программы, определяющие приоритеты, по которым
предприятия могли бы сверять и ориентировать свою деятельность, учитывая
внутреннюю и мировую экономическую конъюнктуру. Власти должны оперативно
вносить изменения в законодательство, регулирующее социально-экономические
отношения в стране и отношения с зарубежными партнерами. Когда нет нужных
законов или они разрабатываются слишком долго, а государственные органы
бездействуют, то «такое государство с его законодательной и исполнительной
властью нам мешает в работе, а не помогает», — говорят директора
предприятий и предприниматели.
Таким образом, для каждой фирмы-производителя в настоящее время вопрос стоит не в плоскости, нужно ли государственное регулирование и участие государственных органов в управлении экономикой. Российские предприниматели ставят задачу однозначно: «государство, исходя из своих социальных, политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развитии бизнеса. По мнению бизнесменов, централизованно, под патронажем государственных органов необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения государства к бизнесу и отразить их в законодательной и нормативной базе, во-вторых, установить государственные социально- экономические приоритеты и, в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую деятельности бизнеса. Должна быть обеспечена государственная поддержка: а) социально ориентированного бизнеса; б) отечественного производителя в конкурентной борьбе с иностранными компаниями; в) глобализации российского бизнеса и выхода его на зарубежные рынки; г) приоритетности экономических методов управления перед
административными методами
Опираясь прежде всего на собственный опыт и традиции, заимствуя
мировые достижения в области государственного регулирования экономики,
Россия вырабатывает и налаживает собственную систему, отвечающую ее
конкретным интересам, задачам и реальным возможностям. При отсутствии
государственного регулирования экономика страны не в состоянии эффективно
развиваться.
1.3. Задачи государственного регулирования.
В хозяйственной практике большинства государств особую значимость приобрел механизм экономического планирования как осмысленных стратегических действий правительства. Играя порой лишь регулирующую роль в рыночной экономике, планирование, тем не менее, выступает эффективным инструментом поддержания сбалансированности между различными субъектами рынка (в частности, между государственным и частным сектором), служит родством передачи обществу информации об экономической политике правительства. При этом основные функциональные задачи государственного плана сводятся к следующему: а) предвидеть перспективу, в соответствии с которой национальная экономика должна и может развиваться; б) определять ключевые экономические высоты и оптимальные сроки их достижения; в) поддерживать и финансировать приоритетные экономические и научно- технические программы; г) организовать систему среднего и долгосрочного управления экономическим развитием, таким образом, реализуя на практике принятые народнохозяйственные решения; д) устанавливать приоритетные внутренние и внешние социальные, экономические и политические пели, определять средства и способы их достижения, координировать их взаимодействие; е) создать и развивать систему переподготовки и обучения хозяйственных руководителей и специалистов в области хозяйственного управления.
Обязательное условие успеха в деятельности каждого отдельного субъекта экономики - это гибкость планирования и оперативного управления, строгая увязка долгосрочного планирования с конкретной стадией развития предприятии, отрасли, страны. Планы при этом должны отражать и опираться на изменение целей политики правительства, его приоритеты. В таком случае гибкость экономического планирования выражается в постоянном пересмотре показателей плана и корректировке их в сторону объективных данных.
Предпринимательская деятельность и экономика страны зависят от государственной политики. Своими действиями государство может затормозить или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает производство на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.
Прерогативой государства является обеспечение правопорядка в стране и
ее национальной безопасности, что является основой для развития
предпринимательства и экономики. Экономика в любой стране не может
нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие
условия для этого.
На государство возлагаются следующие основные задачи: а) Создание правовой основы. Государство принимает и разрабатывает
законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую
деятельность, обеспечивающие качество продукции. б) Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной
безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого
гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. в) Стабилизация экономики. Стабилизация – это устойчивое развитие
экономики. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано
использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы, путем
проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-
технической и инвестиционной политики. г) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий.
Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой
заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной
платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи
малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в
связи с инфляцией. Государство, проводя эту политику, обеспечивает
минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не
допускает социальной напряженности в обществе. д) Защита конкуренции. Конкуренция – один из главных регуляторов
рыночного хозяйства. Она является основой прогресса во всех сферах
экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и
передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее
производство. Государство всей своей мощью должно стоять на защите
конкуренции. е) Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного
законодательства, то есть правовой основы предпринимательства,
налогообложения, банковской системы. Для выполнения этих функций
государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.
1.4. Объекты государственного регулирования.
Государственное регулирование дополняет и корректирует чисто рыночный
механизм. Объектами государственного регулирования являются:
1. экономический цикл;
2. структура хозяйства (отраслевая, региональная и пр.);
3. условия накопления капитала;
4. занятость;
5. денежное обращение;
6. платежный баланс;
1. цены;
7. НИОКР;
8. условия конкуренции;
9. социальные отношения и социальное обеспечение;
10. подготовка и переподготовка кадров;
11. окружающая среда;
12. внешнеэкономические связи.