Выделяя роль страны базирования в международной конкуренции, нужно принимать во внимание множество различных факторов. Для различных отраслей хозяйства больше подходят разные стратегии, так как структура отраслей и источники конкурентного преимущества в них неодинаковы. Даже в одной и той же отрасли фирмы могут выбирать различные стратегии (и успешно применять их), если они стремятся к различным типам конкурентного преимущества или нацелились на разные сегменты отрасли.
Страна добивается успеха тогда, когда условия в стране благоприятствуют проведению наилучшей стратегии для какой-либо отрасли или ее сегмента.
Стратегия, которая хорошо работает в этой стране, должна привести к конкурентному преимуществу. Многие из особенностей страны облегчают или, наоборот, затрудняют проведение той или иной стратегии. Особенности эти разнородны - от поведенческих норм, определяющих методы управления фирмами, до наличия или отсутствия в стране некоторых видов квалифицированной рабочей силы, характера спроса на внутреннем рынке и целей, которые ставят перед собой местные инвесторы.
Для получения конкурентного преимущества в сложных отраслях требуются улучшения и нововведения - поиск новых, лучших способов конкуренции и применение этих способов повсеместно, а также непрерывное совершенствование товаров и технологий. Страна имеет успех в этих отраслях, если условия в ней благоприятствуют такой деятельности. Чтобы добиться преимущества, нужны предвидение новых способов конкуренции и готовность рисковать (и вкладывать деньги в рискованные предприятия). И добиваются успеха те страны, условия в которых дают фирмам уникальные возможности распознавать новые конкурентные стратегии и стимул, чтобы немедленно применять эти стратегии. Те же страны, фирмы которых должным образом не реагируют на изменения обстановки или не имеют нужных способностей, оказываются в проигрыше.
Сохранение конкурентного преимущества на долгий период требует усовершенствования его источников. Совершенствование преимущества требует, в свою очередь, более сложных технологий, навыков и методов производства и постоянных капиталовложений. Страны добиваются успеха в тех отраслях, где имеются навыки и ресурсы, необходимые для изменения стратегии. Фирмы же, которые почивают на лаврах, используя раз и навсегда закрепленную концепцию конкурентного преимущества, быстро теряют позиции, так как конкуренты копируют приемы, некогда позволившие этим фирмам вырваться вперед.
Постоянные перемены, необходимые для удержания конкурентного преимущества,
- вещь неудобная и трудная в организационном плане. Страны добиваются успеха в тех отраслях, в которых фирмы испытывают давление, помогающее им преодолеть инерцию и заниматься постоянным усовершенствованием и обновлением, а не сидеть сложа руки. А в тех отраслях, где фирмы перестают совершенствоваться, страна проигрывает.
Страна имеет успех в тех отраслях, где ее преимущества как национальной базы имеют вес в других странах и где усовершенствования и нововведения предваряют международные потребности. Чтобы добиться международного успеха, фирмы должны преобразовать лидерство на внутреннем рынке в лидерство на международном. Это позволяет усилить преимущества, полученные "дома", с помощью глобальной стратегии. Страны добиваются успеха в тех отраслях, где отечественные фирмы конкурируют глобально, поощряемые правительством или под давлением обстоятельств. В поиске детерминантов конкурентного преимущества стран в разных отраслях нужно определить условия в стране, благоприятствующие успеху в конкуренции.
Глава 2.Условия для конкурентного преимущества страны
2.1 Условия спроса
В основе конкурентного преимущества страны лежит структура спроса на
внутреннем рынке. Величина и характер роста этого спроса могут усилить
преимущество, влияя на то, когда, во что и сколько денег вкладывают фирмы и
почему они это делают именно так. Но есть и третий способ, которым спрос на
внутреннем рынке может дать конкурентное преимущество. С помощью
определенных механизмов спрос на внутреннем рынке интернационализируется и
буквально вытаскивает производимые в стране товары и услуги на мировой
рынок.
Один из основных детерминантов национального конкурентного преимущества в
какой-либо отрасли - это спрос на внутреннем рынке на товары или услуги,
предлагаемые этой отраслью. Практически в каждой из отраслей спрос на
внутреннем рынке оказывает определенное влияние. Влияя на эффект масштаба,
спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения новаций,
вводимых фирмами страны. Он характеризуется тремя важными чертами:
структурой внутреннего спроса (природа покупательских потребностей),
объемом и характером роста внутреннего спроса и, наконец, механизмами, с
помощью которых предпочтения на внутреннем рынке передаются на зарубежные
рынки. Значение двух последних качеств зависит от первого. Для
конкурентного преимущества важнее не количественная, а качественная сторона
спроса на внутреннем рынке.
Самое важное проявление влияния спроса внутреннего рынка на конкурентное
преимущество - через соотношение и характер потребностей отечественных
покупателей. Структура спроса определяет то, как фирмы улавливают эти
потребности, истолковывают их и реагируют на них. Страны добиваются конку
рентного преимущества в тех отраслях или их сегментах, где спрос на
внутреннем рынке дает местным фирмам представление о потребностях
покупателей раньше и точнее, чем зарубежным конкурентам. Страны также
получают конкурентное преимущество, если местным фирмам в результате
покупательского давления приходится вводить новации быстрее и добиваться
конкурентных преимуществ более высокого порядка, чем это делают зарубежные
конкуренты. Таким образом, в основе этих преимуществ лежат различия в
спросе на внутреннем рынке.
Для достижения национального конкурентного преимущества особенно важны три
характеристики структуры спроса на внутреннем рынке:
Сегментная структура. Это - деление спроса по сегментам внутреннего рынка,
или распределение спроса по разновидностям. Деление спроса по сегментам
рынка имеет место в большинстве отраслей. Одни сегменты рынка имеют
глобальный характер, в отличие от других. Фирмы могут получить конкурентное
преимущество в глобальных сегментах рынка, на которые приходилась
значительная или вполне заметная доля спроса на внутреннем рынке, но
образуют гораздо меньшую долю в других странах. Размер сегментов рынка
имеет значение для национального конкурентного преимущества, если имеют
место эффект масштаба или освоение нового товара. Те страны, где этот
сектор рынка наиболее велик в абсолютном выражении, могут получить
преимущество за счет эффекта масштаба. Впрочем, роль абсолютного размера
сектора рынка в стране сложна, и фирмы, конкурирующие глобально, могут
получить эффект масштаба даже при маленьком внутреннем рынке в стране.
Требовательные и разборчивые покупатели. Характер отечественных покупателей
еще важнее, чем структура внутреннего рынка как таковая. Фирмы страны
добиваются конкурентного преимущества, если покупатели в этой стране очень
разборчивы и предъявляют большие требования к товарам или услугам,
предлагаемым фирмами. Такие покупатели - это своего рода зеркало, в котором
можно увидеть наиболее высокие запросы покупателей. Географическая и
культурная близость к таким покупателям позволяет фирме быстро
отреагировать на новые потребности. Это также позволяет установить тесный
контакт в процессе развития, а если покупателями являются фирмы, то и
развернуть с ними совместную работу по созданию новых товаров, что для
зарубежных фирм затруднительно.
Предполагаемые потребности покупателей. Фирмы данной страны получают
преимущество, если потребность в каком-либо товаре возникает в этой стране
раньше, чем в других. Это служит своеобразным предупреждением того, что
спрос на этот товар вскоре распространится по всему миру. Это важно не
только при создании совершенно новых товаров, но и в дальнейшем, поскольку
служит стимулом к постоянному совершенствованию товара и повышает
способность конкурировать во вновь появляющихся секторах рынка. Ранний
спрос на тот или иной товар иногда является еще одним - преимуществом
наличия в стране особо требовательных покупателей, так как именно они часто
(хотя и не всегда) первыми требуют новых товаров и услуг, на которые вскоре
возникнет спрос и в других странах.
Другими средствами распространения внутреннего спроса за пределы страны
являются политические союзы и исторические связи. Их последствия
закрепляются в зарубежных странах в таких формах, как правовые системы,
стандарты продукции и оборудования и предпочтения покупателей. Однако
слишком большая зависимость от зарубежного бизнеса может подорвать
конкурентные преимущества национальной экономики, так как снижает давление
в пользу совершенствования и инноваций.
2.2 Стратегия, структура и соперничество фирм
Еще одним важным детерминантом, определяющим конкурентоспособность отрасли,
является тот факт, что фирма создается, организуется и управляется в
зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке. В разных странах
фирмы организуются по-разному, вырабатываются разные стратегии и цели.
Национальные преимущества в промышленном производстве являются результатом
правильного соотношения между их выбором и источником конкурентоспособности
в той или иной отрасли промышленности. То, как развивается соперничество на
внутреннем рынке, также играет большую роль в процессе внедрения новшеств и
в обеспечении перспектив международного успеха.
Национальные особенности влияют на управление фирмами и на форму
конкуренции между ними. Хотя ни одна страна не демонстрирует полной
однородности своих производителей, национальный контекст все же
обусловливает особенности, которые могут быть замечены довольно легко. Ни
одна из систем управления не может подходить всем. Нации достигают высот в
тех отраслях промышленности, где методы управления и способы организации,
которым отдается предпочтение, хорошо согласуются с источниками
конкурентоспособности.
Важные национальные различия в управленческих методах можно наблюдать также
в таких областях, как профессиональная подготовка, опыт и ориентация
лидеров, групповой или иерархический стиль управления, использование
индивидуальной инициативы, методы принятия решений, природа отношений с
потребителями, способность координировать функции, отношение между трудом и
управлением. Эти различия в управленческих подходах и организационных
навыках ведут к возникновению как преимуществ, так и недостатков в процессе
конкуренции в различных отраслях. Отношение между трудом и управлением
является особенно важным во многих отраслях промышленности, потому что оно
является основой способности фирмы к совершенствованию и внедрению
новшеств.
Ориентация фирм на глобальную конкуренцию приобретает особое значение в
процессе конкуренции на мировом рынке. Желание и способность фирм
конкурировать на глобальном уровне являются отчасти результатом действия
других факторов, таких как насыщение внутренних рынков, местная конкуренция
и влияние спроса на мировом рынке. Однако управленческие подходы также
играют важную роль. Несколько аспектов национальной среды влияют на
международный имидж фирм, на то, как легко и охотно они выходят на мировой
уровень.
Политика правительства часто играет очень большую роль, облегчая или
затрудняя выход фирм на мировой рынок, а также определяя вид производства,
в котором они достигают успеха. Хорошей иллюстрацией этого утверждения
является валютное регулирование, которое ограничивает прямые иностранные
инвестиции.
Фирмы разных стран резко различаются по тем целям, которые они стремятся
достичь, а также по мотивации их работников и управленцев. Нации добиваются
успеха в тех отраслях промышленности, где эти цели и мотивации совпадают с
источниками конкурентоспособности. Во многих отраслях одним из способов
достижения и удержания успеха является поддерживаемое инвестирование. Иначе
говоря, успех - за теми отраслями, куда много вкладывают и где прилагают
много усилий.
Цели компаний. Они часто во многом зависят от структуры собственности,
мотивации владельцев и держателей облигации, характера управления
корпорацией и от побудительных мотивов, определяющих деятельность высшего
управленческого звена. Рынки капиталов в разных странах сильно различаются
по таким параметрам, как состав держателей акций, местный режим
налогообложения, средняя норма прибыли. Позиции кредиторов также влияют на
цели компаний. Важным различием между нациями является то, в каких размерах
кредиторы владеют акциями.
Структура собственности, условия рынка капиталов и природа корпоративного
управления в стране влияют на национальное преимущество по двум
направлениям. Во-первых, это вытекает из того факта, что отрасли
промышленности в разной мере нуждаются в фондировании, имеют разную степень
риска, различные инвестиционные перспективы и разные уровни средней
прибыли. Национальные рынки капиталов также определяют различные цели для
разных отраслей промышленности. Национальная экономика преуспевает там, где
цели владельцев и менеджеров совпадают с нуждами производства. Некая
конкретная институциональная структура может пойти на пользу в одних
отраслях и мешать другим.
Во-вторых, влияние рынков капитала меняется с изменением потребностей в
инвестициях. Например, в тех отраслях промышленности, где частная
собственность обладает сильными позициями, страна может преуспеть, несмотря
на имеющий непроизводительные цели рынок акционерного капитала.
Индивидуальные цели. Цели людей, управляющих фирмами и работающих в них,
могут усиливать или ослаблять возможность достижения успеха в конкретных
отраслях. Центральный вопрос состоит в том, имеют ли они побудительные
причины к развитию своего мастерства и приложению усилий, необходимых для
создания и поддержания конкурентоспособности.
Один из существенных моментов, определяющих индивидуальное поведение и
усилия, - это система вознаграждения работников. Аспектом этого вопроса
является система социальных ценностей, влияющая на отношение к работе, и
то, в какой мере действия работников определяет размер финансовых выплат,
очень различный в разных странах. Также большое значение имеет порядок
налогообложения.
Влияние национального престижа и национальных приоритетов. На качество
человеческих ресурсов, занятых в данной отрасли, на индивидуальные мотивы и
даже на поведение держателей акций оказывают влияние национальные
приоритеты или престиж. Толчок новым усилиям часто дают сознание такого
престижа или чувство важной национальной миссии. Если отрасль становится
национальной гордостью или приобретает общенациональное значение, это часто
ведет к росту ее конкурентоспособности.
Важность устойчивой приверженности делу. Цели фирмы и индивидуальные цели
часто проявляются через приверженность капитала и человеческих ресурсов
отрасли, фирме или (для работников) профессии. Идеал экономистов - это
свободные, мобильные ресурсы, которые быстро и плавно перетекают из одной
отрасли в другую, исходя из наиболее продуктивного их использования.
Диверсификационная структура компании является важным моментом, указывающим
на приверженность той или иной отрасли и на порядок перераспределения
ресурсов. Концентрация внимания на одном виде бизнеса или на тесно
связанной с этим диверсификации является признаком этой приверженности и ее
причиной. Диверсификация родственных товаров во многих случаях способна
перераспределять ресурсы внутри фирмы и отражает приверженность делу.
Напротив, диверсификация, не связанная с основным производством, действует
на национальную конкурентоспособность в противоположную сторону. Однако
поддержание конкурентоспособности требует, чтобы ресурсы перетекали из
одной отрасли в другую только после определенной борьбы.