Международная торговля и платёжный баланс
Международная торговля и платёжный баланс
Министерство Образования Азербайджанской Республики
Азербайджанский Государственный Экономический Университет
Факультет Финансы
Кафедра Экономической теории
Курсовая работа
Тема:
Международная торговля и платёжный баланс.
Преподаватель :
Гасанова Н.
Студентка :
Гюльметова С.
Группа : 2691
Заочное отделение
Баку , 2007 г.
План
Введение.
1. Понятие международной торговли.
1.1. Современные тенденции в развитии мировой торговли.
1.2. Свобода торговли и протекционизм :положительные и отрицательные стороны
2. Основные теории международной торговли.
2.1. Классическая теория международной торговли.
2.2. Модель Хекшера – Олина.
2.3. Парадокс Леонтьева.
2.4. Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера.
3. Понятие платежного баланса.
3.1.Структура платежного баланса.
3.2.Сальдо платежного баланса и погашение дефицита платежного баланса.
3.3. Регулирование платежного баланса.
3.4. Концепции и модели регулирования платежного баланса.
3.5.Платёжный баланс Азербайджана.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Первая и старейшая форма международных связей – международная торговля – возникла под воздействием международного разделения труда. Последнее вызвало к жизни необходимость обмена товарами, произведёнными в отдельных странах. Кроме того, практически ни одна страна не обладает необходимыми ресурсами, чтобы полностью удовлетворять всю систему постоянно развивающихся общественных потребностей. Торговля товарами и услугами доступна практически всем, даже слаборазвитым странам: если у них нет товаров , пользующихся спросом, предлагаются экологически чистые зоны отдыха, экзотика африканского и тихоокеанского побережья. В итоге внешняя торговля стала существенным источником дохода для всех стран и создала дополнительные условия для экономического роста. В то же время все страны оказываются в определённой зависимости друг от друга: чтобы полнее удовлетворять потребности населения своей страны, каждая из них покупает импортные товары и услуги.
Современный мировой рынок представляет собой сложную систему, постоянно меняющуюся в зависимости от спроса и предложения товаров и услуг. Поэтому первой отличительной чертой современного рынка является его динамичность. Вторая черта – изменение соотношения сил. Если раньше в мировом экспорте господствовали США, то сейчас в борьбе за первенство участвует Западная Европа, за ней идут Япония и «новые индустриальные государства» Юго-Восточной Азии. Третья черта-формирование крупных региональных торговых блоков. Их 9: Европейский союз (ЕС), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АИЭС), Меркосур (Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай), Южно-Африканский комитет развития (САДК), Западно-Африканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА), Андский пакт.
1.Понятие международной торговли.
Международная торговля – старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала ещё задолго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Рост прибыли, обусловленный применением машин , предопределил появление относительно избыточного капитала и вывоз его за границу, что положило начало формированию мирового хозяйства, ускорило процесс интернационализации производительных сил.
Роль международной торговли, её значимость в хозяйственных связях определяется тем, что она опосредствует практически все виды МРТ, связывает все страны мира в единое хозяйственное целое. Международная торговля имеет важнейшее значение для экономического роста и развития отдельных стран в динамично развивающейся мировой экономике. Эксперты ЮНКТАД отмечают: «С увеличением объёма экспорта происходит расширение внутреннего производства товаров и услуг, появляются дополнительные рабочие места и осваиваются новые производительные мощности. С ростом импорта также увеличиваются запасы имеющихся потребительских товаров, что связано с повышением уровня жизни и обеспечением средств производства и соответствующих ресурсов, необходимых для оживления и обновления уже существующих производственных линий».
Развитие международной торговли тесно связано с феноменом «мировой рынок».
Мировой рынок, включающий в себя сферу осуществления внешне-экономических операций, приобретает ряд специфических особенностей по сравнению с национальным.
Во-первых, на национальном рынке движение товаров обусловливается производственно-экономическими факторами ( естественно, в условиях рыночной экономики), на мировой рынок существенное влияние оказывает внешнеэкономическая политика отдельных государств. Движение товаров между национальными хозяйствами ограничено и некоторые товары, производимые в отдельных странах, вообще не поступают в мировой товарооборот.
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение:«Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах». Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой – либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно-развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т.п.
Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами-экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары(зерновые, каучук, хлопок и др.)мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.
Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все государства. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии.
В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей.
Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя) .
Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.
1.1.Современные тенденции в развитии мировой торговли.
Основной формой мировых хозяйственных связей по-прежнему остается внешняя торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает рост мирового производства, движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей.
Темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышает темпы роста основных сегментов мирового производства, в том числе промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.
По данным Всемирной торговой организации (ВТО), за период с 1950 по 2000 гг. объём мирового экспорта возрос в 20 раз, в то время как мировое производство увеличилось в 35 раз, а мировое производство промышленной продукции в 10 раз.
В послевоенный период динамика роста международной торговли по сравнению с динамикой роста мировой экономики характеризировалась следующими данными:
1954-1963 гг.- среднегодовой темп прироста международной торговли составил 7,1 %,рост мировой экономики-5,2%;
1964-1973 гг.- среднегодовой темп прироста международной торговли составил 8,7 %,рост мировой экономики-5,7%;