Международная торговля и платёжный баланс
p>В международной практике применяется и так называемый  метод  двойной  записи, когда каждая внешнеэкономическая операция,  подлежащая  включению  в   платежный баланс, заносится в него дважды.  Одна  запись  показывает,  какие  изменения в активах и пассивах страны вызывает данная  операция,  тогда  как  вторая запись, уравновешивающая первую, говорит  о  том,  какими  средствами  регулируются   взаимные   требования   и   обязательства   между   странами,  возникающие в результате совершения названной внешнеэкономической операции.

              

3.1. Структура платежного баланса.

Первые попытки учета масштабов  и  оценки  последствий  международных  экономических операций относятся к концу XIV века. К началу XX  в.  Наиболее  полное развитие получили методы  составления  платежного  баланса  в  США  и  Англии. Первая официальная публикация платежного баланса  была  подготовлена  в 1923 г. по показателям 1922 г.

По характеру операций  публикуемые  платежные  балансы  включают  два  основных раздела:

I – «Платежный баланс по текущим операциям»:

а) платежи и поступления по внешнеторговым  операциям,  или  торговый баланс;

б) баланс услуг (международные перевозки, фрахт, страхование и пр.) и  некоммерческих операций (расчеты по патентам технической помощи),  доходы  и платежи по инвестициям;

II  –  «Баланс  движения  капиталов  (краткосрочные  и   долгосрочные  операции) и кредитов».

За балансом движения капиталов и кредитов следует  статья  «Ошибки  и  пропуски», которая показывает неучтенное движение  краткосрочного  капитала. Изменение  валютных  резервов  отражает  международные   валютные   операции  центральных  банков,  связанные  с  выравниванием   платежного   баланса   и  поддержанием курса национальной валюты.

Схема платежного баланса была создана в 1947 г., ее опубликовали  как  документ ООН,  послуживший  базой  для  разработки  МВФ  формы  и  принципов  составление платежного баланса.  МВФ,  издавая  «Руководство  по  платежному  балансу», продолжал разработку унификации его схемы, которая в общих  чертах  повторяет систему построения  статей  платежных  балансов  ведущих  развитых  стран  с  некоторыми  изменениями.  Эти   изменения   делают   схему   более  универсальной, что позволяет сравнивать  балансы  развитых  и  развивающихся  стран.

Классификация статей платежного баланса по методике МВФ.

       А. Текущие операции

            Товары

            Услуги

            Доходы от инвестиций

            Прочие услуги и доходы

            Частные односторонние переводы

            Государственные односторонние переводы

       Итого А: баланс текущих операций

       В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал

            Прямые инвестиции

            Портфельные инвестиции

            Прочий долгосрочный капитал

Итого:  А+В  (соответствует  концепции  базисного  баланса   в   США,  действующей до 1958 г.)

       С. Прочий краткосрочный капитал

       D. Ошибки и пропуски

Итого: А+В+С+D (соответствует концепции ликвидности в США, введенной  с 1958 г.)

Е. Балансирующие статьи

Переоценка золотовалютных резервов, распределение и использование

           СДР

           Движение золотовалютного резерва

           Чрезвычайные источники покрытия сальдо

Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов

Итого: А+В+С+D+E (соответствует концепции официальных расчетов в 

США   с 1965 г.)

F. Итоговое изменение резервов

           Золото

           СДР

          Резервная позиция в МВФ

           Иностранная валюта

           Прочие требования

           Кредиты МВФ

3.2. Сальдо платежного баланса и погашение дефицита    платежного баланса.

При определении сальдо платежного баланса его  статьи  подразделяются  на основные и балансирующие. В числе основных статей  –  операции,  влияющие  на сальдо платежного баланса и обладающие  относительной  самостоятельность:  текущие операции и движение долгосрочного капитала.

К   балансирующим   статьям   относятся    операции,    не    имеющие  самостоятельности  или  обладающие  ограниченной   самостоятельностью.   Эти  статьи характеризуют методы и источники погашения сальдо платежного  баланса  и включают движение  валютных  резервов,  изменения  краткосрочных  активов,  отдельные виды иностранной помощи, внешние  государственные  займы,  кредиты  международных  валютно-кредитных  организаций  и  т.п.  Итоговые  показатели  основных и балансирующих статей взаимно погашают друг друга, т.е.  формально  платежный  баланс  уравновешен.  Если  платежи  превышают   поступления   по  основным  статьям,  то  возникает  проблема  погашения  дефицита   за   счет  балансирующих   статей,   которые   характеризуют   источники    и    методы  урегулирования   сальдо   платежного   баланса.   Традиционно   для    этого используются займы и ввоз предпринимательского  капитала. Это  временный  метод балансирования платежного баланса, поскольку  страны-должники  обязаны  выплачивать проценты и дивиденды, а также сумму займа.

Новым способом покрытия пассивного сальдо баланса стали краткосрочные  кредиты по соглашениям «своп», взаимно предоставляемые центральными  банками  в национальной валюте.

Для покрытия временного дефицита платежного баланса МВФ предоставляет   странам-членам Фонда резервные (безусловные)  кредиты  (в  пределах  25%  их  квот).

Промышленно  развитые  страны  мобилизуют  для   погашения   дефицита  платежного баланса средства  на  мировом  рынке  ссудных  капиталов  в  виде  кредитов банковских консорциумов, облигационных займов.

К современным методам покрытия дефицита платежного баланса  относятся  также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной «помощи».

Окончательным  методом  балансирования  платежного  баланса  является  использование  страной  своих  золотовалютных  резервов.  Главным средством окончательного   балансирования   платежного   баланса   служат    резервы   конвертируемой иностранной валюты.

Вспомогательным средством балансирования платежного баланса  является  продажа иностранных и  национальных  ценных  бумаг  на  иностранную  валюту.  Например, США частично погашают пассивное сальдо своего платежного  баланса,  размещая облигации казначейства в центральных банках других стран.

3.3. Регулирование платежного баланса.

Платежный  баланс  является  одним   из   объектов   государственного  регулирования.  Восстановление  равновесия  международных  расчетов  требует целенаправленных  государственных   мероприятий.   Уравновешивание   баланса  международных расчетов входит в число главных целей  экономической  политики  государства наряду с обеспечением темпов  экономического  роста,  борьбой  с  инфляцией и безработицей.

Государственное регулирование платежного баланса –  это  совокупность  экономических, в том числе  валютных,  финансовых,  денежно-кредитных,  мер,  направленных на формирование основных статей платежного баланса.  Существуют  различные методы регулирования  платежного  баланса,  используемые  в  целях  стимулирования, либо ограничения  внешнеэкономических операций в  зависимости  от  валютно-экономического  положения  и  состояния  международных  расчетов  страны.

Странами с дефицитом платежного баланса обычно применяются  следующие  меры  в  целях  стимулирования  экспорта,   сдерживания   импорта  товаров,  привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капитала:

      дефляционная политика;

       девальвация;

       валютные ограничения;

       финансовая и денежно-кредитная политика;

       специальные меры воздействия на платежный баланс в ходе  формирования  его основных статей: торгового  баланса,  «невидимы»  операций  (ограничение  нормы вывоза валюты туристами данной страны, регулирование миграции  рабочей  силы), движения капиталов.

При активном платежном балансе регулирование направлено на устранение  чрезмерно активного сальдо. С этой целью указанные выше  методы  применяются  для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров,  увеличение  экспорта  капиталов  (в  том  числе  кредитов  и  «помощи»)  и ограничения импорта капиталов. Активное сальдо используется для погашения внешней задолженности страны,  предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения  золотовалютных запасов.

Новым  явлением  с  середины  70-х  годов  стали  попытки   выработки  принципов коллективного  регулирования  баланса  международных  расчетов,  в  частности, на регулярных встречах на высшем уровне стран большой «семерки».

К  межгосударственным  средствам  регулирования  платежных   балансов  относятся:

       согласование условий экспортных кредитов;

       двусторонние  правительственные   кредиты,   краткосрочные   взаимные  кредиты ЦБ в национальных валютах по соглашениям «своп»:

       кредиты международных  валютно-кредитных  и  финансовых  организаций, прежде всего МВФ.

Таким   образом,   регулирование   платежного   баланса   значительно  усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело  систематический  характер в сочетании с другими формами экономической политики.

3.4. Концепции и модели регулирования платежного баланса.

Основной целью теории платежного баланса является разработка  методов  регулирования внешних расчетов.

Теория   автоматического   саморегулирования    платежного    баланса  господствовала почти 200 лет до 30-х годов XX  века.  Согласно  этой  теории  при пассивном платежном балансе, например, страны А по отношению к стране  В  в результате отлива золота  в  В  уменьшалось  количество  золотых  денег  в  обращении,  и   снижались   цены   в   А,   что   способствовало   повышению  конкурентоспособности товаров страны А, увеличению их экспорта и  тем  самым   активизации баланса  международных расчетов страны.  Одновременно  происходил  обратный процесс выравнивания активного платежного баланса страны В.  Прилив  золота в страну увеличивал денежную  массу  в  обращении,  что  приводило  к  росту цен,  и  стимулировало  импорт  более  дешевых  импортных  товаров.  В  результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный  платежный  баланс становился пассивным.

Кейнсианские   теории   регулирования   платежного   баланса.   Кейнс  рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным  регулированием.   Кейнсианцы   ввели   такое   понятие,   как    хроническая  неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может  быть  автоматически скорректирована с  помощью  свободной  игры  рыночных  сил,  а  требует активного государственного регулирования различными методами.

Теория внутреннего и внешнего равновесия разработана Р. Харродом,  Т. Сцитовским ,  Р. Манделем и др.  Под  внутренним  равновесием  подразумевается  такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со  стабильными  ценами, под  внешним  равновесием  –  устойчивое  долговременное  равновесие  платежного баланса. Сторонники этой концепции стремились  выработать  методы  достижения этого  равновесия,  используя  в  ряде  случаев  эконометрические  модели.

1. Инструментально-целевой метод  регулирования  платежного  баланса.  Представители  этой  концепции  ограничивают  свой   анализ   путем   поиска  причинных  взаимосвязей  между  неуравновешенностью  международных  расчетов  страны и изменением соответствующих методов  денежно-кредитного,  бюджетного  и валютного регулирования.

Рекомендуемый инструмент регулирования платежного  баланса  ограничен  социальными,  экономическими,   техническими   пределами.   Так,   повышение  процентной ставки не всегда  привлекает  иностранные  капиталы,  а  ответное  повышение процентных ставок в других  странах  может  нейтрализовать  эффект  такой политики.

2. Теория нормативного регулирования платежного баланса.  Особенности этой теории: объединение антициклического и антиинфляционного  регулирования  с  его  регулированием  международных  расчетов;  введение  в   исследование  проблемы  инфляции,  ее   влияние   на   платежный   баланс;   необходимость  межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.

Монетаристские теории регулирования платежного  баланса.  Эти  теории   получили развитие в 70-80-е годы. Монетаризм рассматривает платежный  баланс  как результат неравновесий всего денежного хозяйства,  искажающих  структуру  внутренних цен и препятствующих  установлению  равновесия  между  спросом  и  предложением.  Идеал   монетаристской   концепции   платежного   баланса   –  «открытая» экономика,  минимальное  ограничение  движения  товаров,  рабочей  силы,  капиталов,  обеспечение  свободы  действий  рыночному   механизму   в  национальной и мировой экономике.

Теории   межгосударственного   регулирования   платежного    баланса,  основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и  монетаризма.  Нашли  отражение в проектах реформы мировой валютной системы.

В рамках Бреттон-вудской системы был предусмотрен принцип  симметричного регулирования платежного баланса странами как с активным,  так  и с пассивным  сальдо,  но  в  разных  направлениях,  путем  воздействия  на  внутренний спрос, движение капиталов и кредитов, а также  курс  национальной  валюты.

Ямайская  валютная  реформа  намечает  принципы  межгосударственного  регулирования     платежного     баланса.     Они     включают:     критерии   несбалансированности  платежного  баланса   и   методы   его   выравнивания,  регулирование платежного баланса, санкции  против  нарушений  международного  соглашения.

В соответствии с   господствующими   монетаристскими   концепциями платежного баланса МВФ разрабатывает стандартные программы «стабилизации»  в  виде макроэкономических    агрегатов,    количественных    ориентиров    с   поквартальной разбивкой.


3.5.Платёжный баланс Азербайджана.

 

Нацбанк утвердил платежный баланс республики по итогам трех кварталов 2003 года‚ который отражает финансово-хозяйственные связи и экономические сделки резидентов страны с нерезидентами. Дефицит по текущим операциям в платежном балансе составил $1289‚7 млн.

По данным НБА‚ положительное сальдо в торговом балансе составило $47‚5 млн.‚ что в 6‚5 раза меньше аналогичного показателя прошлого года. Это объясняется увеличением экспорта на 20‚5% по сравнению с показателями за январь-сентябрь 2002 года - $1893 млн.‚ хотя импортные операции также расширились на 46‚4% ($1845‚5 млн.). В общем внешнеторговый баланс увеличился на 32‚1% и достиг $3738‚5 млн. Основное место в структуре экспорта составили нефть и нефтепродукты‚ на их долю приходится 88‚3% экспорта. При этом в зарубежные страны было экспортировано товаров на $1672 млн.‚ где на экспорт сырой нефти приходится $1379‚3 млн.

Увеличение связано с экспортом первичной нефти в рамках "Контракта века"‚ повышением цен на нефть на мировых рынках и увеличением физического объема поставок нефти из Азербайджана. АМОК было вывезено на $991 млн.‚ причем на $526‚6 млн. нефти консорциум экспортировал в качестве репатриации прямых инвестиций в экономику страны крупными нефтяными компаниями. Это позволяет снижать иностранные обязательства в нефтяном секторе. Оставшаяся часть ($294‚3 млн.) прибыльной нефти приходится на долю зарубежных компаний - пайщиков в АМОК‚ а правительства АР - $170‚1 млн.

Другой стратегической продукцией страны является хлопок‚ экспорт которого составил $14‚1 млн.‚ что превышает показатели за 9 месяцев 2002 года на $0‚3 млн.

Рост в структуре импорта также наблюдается за счет нефтяных контрактов. Только машин‚ оборудования и товаров инвестиционного назначения было завезено в АР на $787‚4 млн. (рост на 15‚5%)‚ что от общего импорта составляет 42‚7%.

По подсчетам НБА‚ нерезиденты оказали услуги юридическим и физическим лицам Азербайджана на сумму $1786‚6 млн.‚ а резиденты иностранным компаниям и физическим лицам $357‚5 млн.‚ что означает дефицит баланса $1429‚1 млн. Такой пассивный характер баланса услуг во многом обусловлен расходами на услуги нерезидентов в связи с международными нефтяными контрактами на буровые работы‚ выполнение работ по западному и северному маршруту‚ на платформе "Чираг-1" по добыче первичной нефти и т.д.

Общий объем потока капитала и движение финансов в торговом балансе составил $2929‚5 млн.‚ который увеличился в 1‚9 раза по сравнению с данными на соответствующий период 2002 года. Большая часть (88‚5%) привлеченного в АР иностранного капитала связана с увеличением объема прямых инвестиций. В их структуре на нефтяной сектор приходится 98‚9% ($527‚076 млн.) - инвестиции‚ поступившие в виде акционерного капитала в рамках проектов строительства ОЭТ БТД и Баку-Тбилиси-Эрзурум.

В прочих инвестициях указаны кредиты от МВФ в $18‚3 млн.‚ от ВБ - $33‚4 млн.‚ освоенная часть кредитов‚ выделенных МВФ под госгарантию‚ в $117 млн.

                                       Заключение.


Азербайджан только завоевывает свое место на мировом рынке. Это длительный процесс, пока Азербайджан торгует на рынке сырья и энергоносителей . Рынки готовых товаров делятся на два уровня: верхний и нижний .Азербайджан может выйти на нижний уровень, но здесь господствует жёсткая конкуренция и методы неценовой конкуренции.

Завоевание мирового рынка невозможно без изменения структуры производства и его коренного обновления. Поднять конкурентоспособность продукции промышленности для выхода даже на первый уровень рынка готовых товаров очень сложно. Для этого необходимы полностью обновить изношенные основные фонды этих отраслей, создать научно-исследовательский сектор, которых нет у промышленности, заработать их она пока не  в состоянии.

В целом оценивая внешнеторговую деятельность Азербайджана, можно отметить, что доля его в мировой торговле пока незначительна. Об этом и свидетельствуют данные платёжного баланса.

                       Список использованной литературы.

1.  И.Я.  Носкова,  Л.М.  Максимова.  Международные   экономические  отношения. М., 1995.

2. Гальперин В.И., Гребенников  П.И.,  Леусский  А.И.,  Тарасевич  Л.С. Макроэкономика:  Учебник/  Общая  редакция  Л.С.  Тарасевича.  СПб.: Экономическая школа, 1994. – 400 с.

3. Иванов Н. О новых рекомендациях МВФ по платежному балансу // Вопросы экономики. 1994. - № 9. –С.84-94.. - № 6. – С. 10-17.

4. Технологические услуги в платежном  балансе в  долгосрочном  периоде // Учет ЦБ Германии. – Франкфурт, 1996. - № 5. – С. 63-73.

5. Шенаев В.Н. Деньги, валюта и платежный баланс России.  –  М.,  1996. –117 с.

6.Авдушин Е. Международные экономические отношения .М.2000

7.Баранова Е. современная международная торговля .Российский экономический журнал.2002. номер 6.

8. Фомичев В. Международная торговля.М.2002

9.Гаджиев Ш. Азербайджан на пути к мировому сообществу: внешнеэкономическая стратегия.Киев.2000

10.Самед-заде З. Этапы большого пу4ти Баку 2005.www.azstat.org


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать