Международная торговля: Сравнительные преимущества

Международная торговля: Сравнительные преимущества

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

Уральский государственный технический университет

УГТУ-УПИ

Кафедра

Общей экономической теории

Курсовая работа

Тема: Международная торговля:

Сравнительные преимущества

Преподователь:

Никифорова Галина Алексеевна

Студент:

Екатеринбург

1996

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Теории международной торговли 3
1.1 Классическая теория международной торговли 3

1.1.1. Принцип абсолютного преимущества “Адама Смита” 3

1.1.2. Модель Давида Рикардо “Сравнительные преимущества” 4
1.2. Современные теории международной торговли.
Теория Хекшера - Олина 4
1.3. Нетехнологические теории 5

1.3.1. Теория снижающихся издержек (эффект масштаба) 5

1.3.2. Теория технологического разрыва 5
2. Специализация и принцип сравнительных преимуществ 6
3. Торговые барьеры и протекционизм 6
3.1. Пошлины. 7
3.2. Протекционистские пошлины 7
3.3. Импортные квоты 7
3.4. Нетарифные барьеры 7
4. Квотирование и лицензирование во внешнеэкономической деятельности 9
5. Внешнеторговые показатели ведущих стран 10
6. Значение международной торговли 12
Список использованной литературы 13

1. Теории международной торговли

Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена: когда иные направления экономической теории еще небыли развиты.

Доктрина меркантилизма была с XVI века до середины XVIII века, тогда международное разделение труда было преимущественно ограничено двухсторонними и трехсторонними отношениями. Промышленность еще не оторвалась от национальной почвы и торговля в основном носила типичный, обоснованный особенностями климата, характер.

Меркантилисты утверждали, что государство должно продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. Но если все страны будут придерживаться такой доктрины, то о международной торговле не может идти и речи и такая теория может привести только к абсурду, как внутри страны, так и в межгосударственных отношениях.

1.1 Классическая теория международной торговли

1.1.1. Принцип абсолютного преимущества “Адама Смита”

Автором теории Принципа абсолютного преимущества (absolut advantage) явился польский ученый экономист Адам Смит. Его теория основывалась на
“выгодности” производства товара внутри страны и продаже его другой стране, где он производится с большими затратами.

| |Страна 1 |Страна 2 |
|Товар А |10 труд.един. |20 труд.един |
|Товар В |20 труд.един. |10 труд.един. |

Из этой таблицы мы видим, что для страны 1 выгоднее производить и продавать товар А, а для страны 2 выгодным является товар В.

В конце XVIII века торговля колониальными товарами составляла в ценностном выражении более 1/3 мировой торговли. Действительно, выгоднее выращивать цитрусовые в тропиках, а не в Англии, где можно разводить тонкорунных овец и выделывать высококачественную кожу и шерсть.

1.1.2. Модель Давида Рикардо “Сравнительные преимущества”

Со временем, на смену модели Адама Смита пришла модель 2 Давида
Рикардо. Это более общий принцип взаимовыгодной торговли Закон
Сравнительного преимущества (соmparative advantage)

| |Англия |Португалия |
|n единиц сукна |100 раб./год |90 раб/год |
|m единиц сукна |120 раб/год |80 раб./год |

Согласно модели Давида Рикардо Португалия имеет абсолютные преимущества в обоих видах товаров, но Португалия имеет сравнительные преимущества в производстве вина, т.к. ей требуется для его производства
67 % издержек Англии ( 800/120 * 100) и 90% на производство сукна
( 90/100 * 100 ).

В принципе сравнительного преимущества значительную роль играют различия в затратах рабочего времени на производство одного товара.


1.2 Современные теории международной торговли. Теория Хекшера - Олина

Теория Давида Рикардо вытекала из фактически существующих в то время различий в издержках производства определенных видов товаров в разных странах, с разными климатическими условиями.

В конце XIX начале XX века произошли существенные сдвиги в экономике международной торговли.

С 1928 г. промышленные изделия занимали около 40% мирового экспорта, сырье и полуфабрикаты 35%, продовольственные товары сократились до 25%.

Основные положения этой теории шведский экономист Хекшнер опубликовал в своей статье в газете, а вот благодаря переводу Оливера и обобщениям экономистов эта теория успешно заняла ведущее место в экономике международных отношений.

...” Страны экспортируют те товары, в производстве которых более всего используется избыточный фактор.

Основных факторов выделили три - это труд, капитал, земля.

Разные страны в разной степени наделены трудовыми ресурсами, землей и капиталом. Например

Швейцария, Австрия, Англия, Америка страны с развитым капиталом. А
Россия, Индонезия, Китай это страны с богатыми людскими ресурсами.

Но, в 1954 году американский ученый экономист Василий Леонтьев попытался проверить теорию Хекшера -Оливера на основе полных затрат труда и капитала на экспорт и импорт товаров. Предполагалось, что США экспортирует капиталоемкие товары, а импортирует трудоемкие, в итоге получился ... “ Парадокс Леонтьева”! Дело в том, что на 1 чел./год американского труда, приходится 3 чел./год иностранного труда, - это послужило к возникновению новой модели, где выступил еще один ведущий фактор - “квалифицированная рабочая сила“.

В соответствии с этой современной теорией участвуют уже не три, а четыре фактора - квалифицированный труд, земля, капитал и неквалифицированный труд.


1.3. Нетехнологические теории

1.3.1. Теория снижающихся издержек (эффект масштаба)

Теория снижающихся издержек развилась на основе критики и отрицания модели Хекшера-Олина. Исходным явилось предположение, что развитые страны наделены факторами производства в сходных пропорциях. Поэтому торговля между ними имеет смысл в том случае, если они специализируются на производстве товаров различных отраслей, что позволит снижать издержки за счет массового производства.


1.3.2. Теория технологического разрыва

В соответствии с этой теорией торговля между странами осуществляется при одинаковой наделенности факторов производства и может быть выделена техническими изменениями, возникшими в какой-то отрасли в одной из торгующих стран.

Новые товары с помощью новых технологий можно производить с меньшими издержками и с большей выгодой.

Если новшество в производстве абсолютно нового продукта, то страна производитель обладает так называемой “квазимонополией”. Добавочная прибыль - выпускать не то, что дешевле, а то что никто пока не выпускает, но пользуется спросом у многих стран.


2. Специализация и принцип сравнительных преимуществ

В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства.
Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Первостепенный по важности эффект растущих издержек заключается в том, что они ставят границы специализации. По этой причине нередко продукция, произведенная внутри страны, напрямую конкурирует с аналогичной или точно такой же импортной продукцией.

Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.
Структура ресурсов и уровень технологических знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых в стране выше относительно других стран.

Если каждая страна будет поступать таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической специализации.

Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает отечественные предприятия вводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции, использовать научные разработки, вкладывать деньги в научные и отраслевые исследования, таким образом содействовать экономическому и научно- техническому прогрессу.

3. Торговые барьеры и протекционизм

Несмотря на всю убедительность аргументов в пользу свободной торговли, в действительности на пути свободной торговли стоит большое количество барьеров.


3.1. Пошлины.

Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары, они могут вводиться с целью получения доходов государства или для защиты внутренних производителей. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны (например, для США это кофе, бананы ... ). Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями.

3.2. Протекционистские пошлины

Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистские пошлины недостаточно высоки для полного прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное положение при торговле на внутреннем рынке ( например, для США это японские автомобили, которые отличаются относительно дешевыми ценами в сравнении с американскими машинами, или европейская косметика и парфюмерия престижных фирм, имеющих мировую известность.


3.3. Импортные квоты

С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно больших количествах, но низкие импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.


3.4. Нетарифные барьеры

Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Так, Япония и европейские страны часто требуют от импортеров получения лицензий.
Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать