Микроэкономика: цели, инструменты, механизм и результаты

Микроэкономика: цели, инструменты, механизм и результаты

Введение

Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как работает хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет.
Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики.

Экономика подразделяется на две основные области: микроэкономику (приставка «микро» происходит от греческого слова
«маленький»). Многие из отдельных субъектов невелики, однако лишь по отношению к экономике страны в целом. Например, ежегодный товарооборот фирмы «Дженерал моторс», ИБМ или «Экксон» больше, чем валовой национальный продукт многих стран, и макроэкономику. Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов. К ним относятся потребители, рабочие, вкладчики капитала, землевладельцы, фирмы фактически любой индивидуум или хозяйственный субъект, который играет существенную роль в функционировании экономики. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Например, она объясняет, как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов, каким образом фирмы планируют численность рабочих и как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

Другим важным аспектом микроэкономики является взаимодействие субъектов экономики в процессе образования более крупных структур рынков в отраслях промышленности. Микроэкономика помогает понять, например, логику исторического развития американской автомобильной промышленности, как взаимодействуют между собой производители и потребители на автомобильном рынке. Она объясняет, как устанавливаются цены на автомобили, какие средства автомобильные компании инвестируют на строительство новых заводов и сколько автомобилей производится ежегодно. Изучая, деятельность отдельных фирм и потребителей, микроэкономика вскрывает, как функционируют и развиваются отрасли промышленности и рынки, каким образом на их деятельность влияют политика правительства и экономические условия других стран.

В отличие от этого макроэкономика связана с совокупностью общих экономических показателей таких, как темпы роста производительности в стране, учетные ставки процента, безработица и инфляция. Но границы между макро- и микроэкономикой в последние годы все больше размываются. Причина заключается в том, что макроэкономика также связана с анализом совокупных рынков, например товаров, услуг, рабочей силы и ценных бумаг. Чтобы понять, как действуют совокупные рынки, надо сначала изучить поведение фирм, потребителей, рабочих, вкладчиков капитала, которые участвуют в функционировании этих рынков. Таким образом, специалисты по макроэкономике все чаще занимаются микроэкономическими обоснованиями, а сама макроэкономика на самом деле является продолжением микроэкономического анализа.

Применение и границы микроэкономической теории

Как и любая наука, экономика связана с объяснением и прогнозированием наблюдаемых явлений. Почему, например, фирмы стремятся нанимать или увольнять трудящихся, когда меняются цены на сырье, потребляемое в процессе производства? Примерно сколько их должно быть принято на работу или уволено фирмой (отраслью промышленности), если цена на сырье возрастет на 10%?

В экономике, как и в других науках, обоснование и прогноз основываются на теоретических положениях, которые используются для объяснения наблюдаемых явлений с точки зрения совокупности основных правил и предложений. Теоретический анализ экономической деятельности фирмы, например, начинается с простого предложения, что она будет стремиться максимизировать свою прибыль. Теория использует данное предложение, чтобы обосновать планы фирм по набору рабочей силы, объему капитальных вложений и сырья для производства определенного количества продукции. Она объясняет, как фирмы планируют свое производство в зависимости от величины цен на основные факторы производства рабочую силу, капитал и сырье, а также и от цен на будущую продукцию. Экономическая теория служит также фундаментом прогнозирования. Она объясняет причину изменения объема выпуска продукции в зависимости от увеличения заработной платы или уменьшения цен на материалы.
При применении статистических и эконометрических методов исследования возможно построение моделей, используемых для количественных прогнозов.
Модель является математическим выражением, основанным на экономической теории, фирмы, рынка или какого-нибудь другого экономического субъекта.
Так, мы можем разработать модель отдельной фирмы и использовать ее для прогнозирования изменения уровня выпуска продукции фирмы в результате, скажем, падения цен на сырье на 10 %.

Ни одна научная теория, в том числе и экономическая, не обладает абсолютной точностью. Полезность и значимость теории зависят от того, насколько успешно она объясняет и прогнозирует изучаемые явления. С этой целью теории постоянно проверяются практикой. В результате подобранной проверки теории нередко модифицируются, усовершенствуются, а иногда от них приходится даже отказываться. Процесс проверки и совершенствования теорий является принципиальным для развития экономики и науки.

При оценке теории важно понимать, что она не может быть справедливой абсолютно для всех случаев. Это относится к любой отрасли науки. Например, закон Бойля (В отечественной литературе закон Бойля—Мариотта: произведение объема данной массы идеального газа и его давления постоянно при постоянной температуре; установлен независимо Р. Бойлем (1662) и Э. Мариоттом (1676).) в физике устанавливает взаимосвязь между объемом, температурой и давлением газа. Закон основан на предположении, что отдельные молекулы газа ведут себя подобно крохотным эластичным биллиардным шарам. В настоящее время физики знают, что в действительности молекулы газа не всегда ведут себя таким образом, и отчасти из-за этого закон Бойля не срабатывает при крайних значениях давления и температуры. Тем не менее, в большинстве случаев он прекрасно определяет динамику температуры газа при изменении давления и объема, а следовательно, является важным инструментом при проведении научных исследований и инженерных расчетов. И в экономике дела обстоят подобным же образом. Например, фирмы не всегда максимизируют свою прибыль.
Поэтому, может быть, теория фирмы имела лишь частичный успех в объяснении таких аспектов ее деятельности, как учет фактора времени в оценке эффективности инвестиционных мероприятий. Тем не менее, теория объяснила обширный спектр явлений, касающихся хозяйственной деятельности и эволюции как фирм, так и целых отраслей промышленности. Она является важным инструментом в руках менеджеров и специалистов, ответственных за разработку политики фирм.

Часть 1

Спрос и эластичность спроса

Рынок и закон спроса

Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.
Рынок — основа рыночной экономики.

Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличают личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга,

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения

Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей
(потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам,
Цена спроса — максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.

Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, — то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже.
Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать