Микроэкономика. Ответы на вопросы

Микроэкономика. Ответы на вопросы

Микроэкономика. Ответы на вопросы.

1. Потребности и их виды. Экономические блага. Две сферы экономики.

Потребность – это неосознанная или осознанная необходимость в чём-либо.

Виды потребностей:

Выживание

Гарантии безопасности

Социальная потребность (в общении)

Потребность в уважении

Потребность в самоуважении (самоусовершенствование)

Потребность - это объективно обусловленное и осознанное стремление человека или социальных общностей к достижению и воспроизводству наилучших условий жизни. В обществе всегда функционирует система потребностей.

Выделяют 3 вида потребностей:

- физические (материальные);

- социальные;

- духовные.

Физические потребности связаны с физической жизнью людей и их удовлетворение воспроизводит человека как биологическое существо (пища, одежда, жилище).

Социальные потребности - это основы деятельности человека как члена общества, как социального субъекта, выполняющего определенные функции (потребность в труде, отдыхе, охране здоровья, общественной деятельности, самовыражении, получении социальных гарантий).

Духовные потребности связаны с духовно - творческой деятельностью (образование, повышение культуры, эстетическое наслаждение).

Для осуществления экономической и социальной политики потребности классифицируются по их качественной определенности:

- абсолютные потребности;

- действительные потребности;

- платежеспособные потребности.

Абсолютные потребности выражают в самом общем виде достижения мировой цивилизации.

Действительные потребности - это потребности, сформированные в рамках достигнутого уровня развития производства и общественных отношений в каждой отдельной стране.

Платежеспособные потребности - это потребности, ограниченные возможностью потребителей оплатить их удовлетворение.

2. Ресурсы и их виды. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей

Ресурс – это всё то, что может быть использовано для создания благ и услуг.

Ресурс – это потенциальные возможности создания чего-либо.

Всё разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами.

Ресурсы подразделяются на следующие виды

Материальные ресурсы - земля, или сырьевой материальный капитал.

Людские ресурсы - труд и предпринимательские способности.

Виды ресурсов:

Природные ресурсы: воздушные, водные, лесные и др.

Трудовые ресурсы: трудоспособное население от 14 до 60 лет.

Технические ресурсы (капитальные): машины, механизмы, оборудование и т. д.

Информационные ресурсы.

Организационные ресурсы (знание менеджмента).

Ограниченность ресурсов.

Все экономические ресурсы, факторы производства обладают одним свойством, они имеются в ограниченном количестве. Эта ограниченность относительна и она означает, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Наша планета Земля содержит лишь ограниченное кол-во ресурсов, которые можно использовать в производстве товаров и услуг. Пахотные земли, полезные ископаемые, капитальное оборудование и рабочая сила (рабочее время) – их наличие ограниченно определённым пределом.

Вследствие ограниченности ресурсов объём производства ограничен. Общественное производство не способно произвести весь объём товаров и услуг, который общество хотело бы получить. Ограниченность ресурсов относительна и потому, что исторически определенный уровень научно - технического прогресса (НТП) определяет границы использования того или иного ресурса (например, глубина переработки нефти).

 Микроэкономика. Ответы на вопросы

Поскольку наши потребности безграничны, а наши ресурсы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить все наши потребности. Приходится решать какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться.

abc –т. эффективного использования ресурсов.

d –т. не эффективного использования ресурсов (безработица)

e – т. за пределами возможностей.

Переход из b в b1 означает, что на величину отрезка I-го увеличилось производство техники и отрезка II-го уменьшилось производство продуктов питания.

Отрезок II – это альтернативные издержки экономического выбора.

3. Основные вопросы экономики и способы их решения в разных типах экономических систем.

В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:

- что производить;

- как производить;

- для кого производить.

ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ это принятие решения о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

КАК ПРОИЗВОДИТЬ — это принятие решения о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ — это проблема решающая кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель.

В командной системе хозяйства между производителями и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три вопроса.

В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.

4. Производство в широком и узком значении. Воспроизводство и его формы.

Воспроизводство - это постоянно повторяющийся процесс производства.

Общественное воспроизводство включает в себя 2 момента:

- воспроизводство производительных сил;

- воспроизводство производственных отношений.

Воспроизводство производительных сил это есть постоянное возобновление рабочей силы, средств производства и природных ресурсов.

Воспроизводство производственных отношений это есть воспроизводство социально - экономических форм производства и воспроизводство отношений между людьми.

Воспроизводство бывает простое и расширенное.

Простым воспроизводством является такое воспроизводство, когда размеры произведенного продукта и его качество ос тается низким из года в год.

Расширенное воспроизводство - это такое воспроизводство, когда размеры произведенного продукта и его качество из года в год возрастает и совершенствуется.

Расширенное воспроизводство воплощено в экономическом росте.

Экономический рост - это динамика общественного продукта и факторов его производства

Бывает двух типов: экстенсивный и интенсивный.

При экстенсивном типе экономический рост достигается количественным увеличением факторов производства при сохранении прежней технологии производства.

При интенсивном типе экономический рост достигается путем качественного совершенствования факторов производства.

5. Факторы производства. Их характеристики и результат взаимодействия.

Факторы производства - это ресурсы используемые для производства экономических благ.

Для того чтобы начать производство, необходимо наличие, по крайней мере, того, кто будет производить, и того, из чего будут производить. Поэтому в известном смысле можно говорить о двух факторах производства – человеке и природе. Однако такое определение было бы слишком обобщенным. Обычно в экономической науке выделяют четыре фактора производства: труд, капитал, землю и предпринимательство.

В экономической теории различают 4-е фактора производства:

 Микроэкономика. Ответы на вопросы

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ

Труд – это рабочая сила, т. е. физические и умственные способности человека создавать благо и услуги.

Капитал – это любая ценность способная приносить доход её владельцу (в широком смысле)

Капитал – это здания, сооружения, машины, оборудование или деньги затраченные в виде инвестиций.

Земля – это не только поверхность земли, но и её недра (топливо, сырьё, материалы, энергия и т. д. )

Предпринимательские способности – это наличие у человека организаторских и управленческих способностей и готовности к ответственности.

Характеристики факторов производства:

Факторы производства измеримы и имеют цену.

Факторы производства способны приносить доход их владельцам.

Факторы производства взаимозаменяемы и требуют эффективного использования.

Факторы производства используются количеством и качеством и оно определяется спросом и предложением.

Взаимодействие факторов производства называется процессом производства, т. е. процессом создания благ и услуг.

6. Затраты и результаты. Экономическая эффективность производства и её показатели.

7. Экономическая теория. Определение предмета. Функции.

Экономическая теория

– это наука о законах и закономерностях управляющих отношениями между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления ресурсов и благ. (Политическая экономика)

– это теория изучающая принципы рационального поведения потребителя и производителя в условиях ограниченных ресурсов с целью получения максимальной пользы или максимальной выгоды при минимальных затратах. (Микро экономика. )

– это наука изучающая проблемы экономического роста. (Макро экономика. )

Функции экономической теории:

Познавательная функция. Расширяет представления людей об отношениях в обществе и закономерностях в её развитии.

Методологическая функция. Яв-ся фундаментом для изучения всех других экономических наук, т. к. вооружая их значениями категорий законов и методами анализа экономических явлений.

Практическая функция. Яв-ся основой разработки экономической политики государства, служит для составления прогнозов экономического развития, формирует инструментарий рационального выбора потребителя и производителя.

8. Методы экономического анализа. Законы, принципы, теории, модели.

Методы анализа:

Метод статистических наблюдений.

Метод научной абстракции. Выделение в экономическом явлении самого главного, существенного без учёта влияния на него второстепенных факторов. Анализ этого главного явления синтезирование, предложение гипотезы, проверка её на практике (индуктивный дедуктивный подход). Либо подтверждение, либо опровержение гипотезы. Применение этого метода основано на анализе экономических категорий, все они абстракция.

Экономико – математическое моделирование, т. е. определение развития экономических явлений путём исследования влияния на него тех или иных параметров.

Экономические модели бывают:

- Описательные

- Графические

- Алгебраические

В экономике различают два подхода к анализу экономических явлений:

Позитивизм, т. е. описание явлений таким, каким его видит исследователь без сравнительной оценки.

Нормативизм, т. е. в сравнении полученных результатов с действующими на данный момент в экономике с законами, закономерностями и нормативными критериями и их оценка.

Методы экономического анализа используются для выявления и познания действий экономических законов.

Экономический закон – это наиболее существенные и постоянно повторяющаяся связь между экономическими явлениями.

Отличия экономических законов от законов природы и от юридических законов:

- носит объективный характер, т. е. не зависит от воли и сознания людей.

- носит исторический характер, т. е. приходящий характер.

- они познаваемы и могут быть использованы в интересах людей.

9. Позитивизм и нормативизм в экономике. Макро и микро экономика

В экономике различают два подхода к анализу экономических явлений:

Позитивизм, т. е. описание явлений таким, каким его видит исследователь без сравнительной оценки.

Нормативизм, т. е. в сравнении полученных результатов с действующими на данный момент в экономике с законами, закономерностями и нормативными критериями и их оценка.

Экономика как наука включает в себя два взаимосвязанных процесса:

макроэкономику, которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне мирового хозяйства;

микроэкономику, которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне отдельно хозяйствующих субъектов.

Таким образом микроэкономику в современных условиях можно рассматривать как науку и инструмент принятия управленческих решений на уровне одного хозяйствующего объекта (предприятия), группы (концерн) и на уровне структурных подразделений отдельного хозяйствующего субъекта.

В условиях рыночной экономики ведущее место в микроэкономике как науке, занимают следующие основные вопросы:

исследование факторов производства и их влияния на механизм формирования производственных издержек и себестоимости, прибыли

исследования стратегии конкуренции в условиях различных типов рынка

анализ спроса и предложения в условиях различного уровня диверсификации производства и в условиях различных типов рынка

анализ формирования уровня цен на производимую предприятием продукцию в условиях конкурентного рынка

При этом следует учитывать, что любое управленческое решение на уровне предприятий принимается в условиях ограниченного объема информации и в условиях системы ограничений на используемые предприятием ресурсы.

В основе экономической науки лежит представление о неограниченности потребностей и редкости ресурсов. Поэтому эффективное использование редких ресурсов составляет одну из главных задач экономической системы. Известно, что одной из важнейших характерных черт экономики является непосредственная опора на рыночную систему как на механизм распределения ресурсов. Поэтому главным предметом анализа являются индивидуальные цены и рыночная система. Точнее говоря, основная задача заключается в том, чтобы достаточно полно рассмотреть функционирование и сравнительную эффективность рыночной системы в распределении ресурсов.

Как и любая другая наука, микроэкономика использует определенные методы для определения законов и закономерностей, которые она исследует. Реальная жизнь отличается огромным многообразием различных явлений. Поэтому для нас не всегда будут интересны те или иные факты, не характерные для этого процесса. Учитывая это систематизируются только те стороны, которые составляют суть этого явления. Такой метод называется научной абстракцией. Кроме этого метода применяются и другие:

метод анализа - объект исследования делится на составляющие части, которые изучаются в отдельности;

метод синтеза - информация, характеризующая отдельные объекты исследования, соединяется в единое целое, и делаются общие выводы;

функциональный анализ - позволяет вскрыть взаимосвязи между различными экономическими процессами;

экономико-математическое моделирование - метод описания любого явления словами, графически, таблично, а также вывод закономерности его появления в математической форме;

а также статистический и динамический анализ, который включает фактор времени.

10. История развития экономической мысли. Основные экономические школы.

1-ая школа экономики – это школа Меркантелистов (16-17века) А. Монкретьен, Томас Мэн.

Под экономической теорией понимали науку о богатстве. Основу богатства считали деньги (золото, серебро).

Осн. черты 1-ой школы:

Торговля – основной способ обогащения.

Государство должно ввозить, импортировать золото и серебро, а вывозить товар на экспорт.

Государство должно производить протекционизм, (т. е. обслуживать своего клиента).

2-ая школа экономики – это школа Физиократа (17-18 века) Ф. Кене.

Осн. черты 2-ой школы:

Основа богатства общества – Земля.

Приоритет должен отдаваться владельцам и пользователям земли.

Государство должно поддерживать развитие сельского хоз-ва.

3-яя школа экономики – это Классическая школа (18-19 века) Адам Смит, Давид Рекардо, Виллиам Петти.

Осн. черты 3-ей школы:

Основа богатства – это труд.

Обмен благами, ресурсами в обществе происходит на основе стоимости, а управляет этим процессом, так называемая “невидимая рука” (законы свободного рынка).

Распределение благ происходит между собственниками трёх основных факторов производства (труд, земля, капитал).

Государство не вмешивается в экономику и ограничивает своё участие только сбором налогов и изданием законов.

Классическая школа обосновала и сформулировала основные принципы развития свободного рынка или рынка совершенной чистой конкуренции.

После Адама Смита развитие основной экономической школы пошло по двум основным направлениям:

Марксистская школа. Маркс и Энгельс.

Немецкая и австрийская экономические школы. Кларк, А. Маршал.

Идеями этих школ были:

Стоимость благ определяется их редкостью и полезностью.

Основой развития экономики является обмен.

Владельцы факторов производства получают доход пропорциональный их ценности и полезности.

11. Натуральное хозяйство. Его основные черты и условия перехода к товарному хозяйству.

Натуральное хозяйство - это такой тип организации общественного хозяйствования, при котором продукт труда используется для внутреннего потребления.

Производитель продукта должен быть собственником средств производства.

Продукт труда не является товаром.

Формы натурального хозяйства абстрактно могут быть самыми разнообразными. Границы натурального хозяйства определяются системой внутреннего потребления.

Для становления товарного хозяйства необходимы два условия:

- общественное разделение труда;

- обмен, рынок.

12. Рыночное (товарное) хозяйство. Основные черты и этапы развития

Товарный тип объективно обусловлен на определенном этапе развития человеческого общества.

Определение товарного производства впервые дает В. И. Ленин в работе по поводу так называемого вопроса о рынках: ". . . под товарным производством разумеется такая организация общественного хозяйствования, когда продукты производятся отдельными обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля - продажа продуктов (становящихся в силу этого товаром) на рынке".

Для становления товарного хозяйства необходимы два условия:

- общественное разделение труда;

- обмен, рынок.

Основные черты товарного хозяйства:

- производитель продукта труда может быть собственником средств производства, но может и не быть им;

- продукт труда является товаром;

- рабочая сила становится товаром.

13. Развитие форм обмена. Товар, деньги, цена, стоимость.

Деньги - это всеобщий эквивалент.

Деньги выполняют пять функций:

а) мера стоимости. В этой функции деньги измеряют стоимость всех других товаров. Эту функцию деньги выполняют идеально, то есть мысленно представляемы;

б) средство обращения;

в) средство платежа;

г) средство накопления;

д) мировые деньги. Деньги выходят за пределы национальных границ.

Денежное обращение - это непрерывное движение денег.

Люди нуждаются в деньгах как в средстве обращения, то есть в удобном способе заключения сделок на приобретение товаров и услуг. Чем больше общая денежная стоимость находящихся в обмене товаров и услуг тем больше потребность денег для заключения сделок. Спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номинальному валовому национальному продукту (ВНП).

Товар – это продукт труда, удовлетворяющий какую либо человеческую потребность через обмен, рынок.

Товар обладает потребительской стоимостью. Это есть способность товара удовлетворять какую-либо общественную потребность. Исходя из общественной потребности товары делятся на:

средства производства

предметы потребления

Средства производства - это товары, удовлетворяющие производственные потребности общества.

Предметы потребления - это товары, удовлетворяющие личные потребности человека.

Товар имеет стоимость. По вопросу величины стоимости существуют три подхода:

- марксистская школа считает, что величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в товаре - эта величина находится под воздействием двух факторов:

а) производительности труда;

б) интенсивности труда.

Производительность труда - это количество продукции, производимой в единицу времени.

Интенсивность труда - это количество труда, затраченное в единицу времени.

- австрийская школа считает, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы.

- кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется издержками производства, спросом и предложением и предельной полезностью.

Цена - это относительная стоимость продукта труда, преобразованная на основе формируемой обществом заработной платы в процессе рыночного обмена товарами так, чтобы при обмене товарной продукцией всегда соблюдалось уравнение товарного баланса, где Цена = ЗарПлате.

14. Рынок и его функции. Позитивные и негативные стороны рыночного механизма. Рынок и государство.

Рынок (как экономическая теория) – это система отношений между потребителем и производителем основанная на частной собственности, обмене с целью получения выгоды или пользы.

В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:

- что производить;

- как производить;

- для кого производить.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.

Функции рынка:

Распределительная функция. Рыночный механизм спроса и предложения распределяет ресурсы, блага и доходы между участниками экономической системы в пользу тех, кто смог применить их наиболее эффективно.

Стимулирующая функция. Рыночный механизм создаёт условия для наиболее эффективного использования ресурсов, реализации творческих способностей людей, применение достижений.

Контролирующая функция. Рынок следит за тем как используются ограниченные ресурсы и с помощью рыночных индикаторов (цена, норма прибыли, процентная ставка за пользование кредита и т. д. ) перераспределяют ресурсы из отраслей, продукция которых не пользуется спросом в другие отрасли, испытывающие недостаток ресурсов (высокие цены, дефицит и т. д. )

Санирующая функция. Рыночный механизм выявляет фирмы банкроты.

Плюсы и Минусы рыночного механизма.

Плюсы


Реклама
В соцсетях