Оценивая «Новый курс», мы должны прежде всего отметить, что он соответствовал исторической эпохе утверждения государственно- монополистического капитализма (ГМК) и отражал тенденцию перехода экономики США на стадию ГМК. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли в гору.
Политическая активность рабочих, фермеров, городской мелкой буржуазии, негритянского народа вынудили Рузвельта при проведении политики «Нового курса» проявить гибкость, маневрирование, учесть интересы различных слоев населения и сделать уступки трудящимся.
В то же время «Новый курс» нельзя расценивать как переход к социалистическому планированию, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка.
В результате политики «Нового курса» в США укрепились позиции крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики — промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства и банков усилилась. Наиболее благоприятные последствия эта политика имела для ведущих групп американского монополистического капитала.
Проведение «Нового курса» не было безболезненным. Против «Нового курса» выступали приверженцы старых методов антирабочего законодательства — представители консервативных слоев финансовых монополий. Против Рузвельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон. Оппозиция «Новому курсу» усилилась с ослаблением экономического кризиса, что привело к отмене законов о НИРА,
ААА, а также нарушению закона Вагнера. Созданная Американская Лига свободы требовала отказа от государственного регулирования, снижения налогов на крупный капитал и перехода к жесткому курсу по отношению к трудящимся.
В политике Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития В политике Рузвельта воплотились черты либерально- реформистского варианта развития ГМК. Важнейшим инструментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ. К такой политике Рузвельт пришел не сразу, на первых порах он не принял предложения ученого-экономиста Кейнса о практике дефицитного финансирования, так как в предвыборной кампании обещал достичь сбалансированного бюджета. В 1935 г. Рузвельт открыто заявил, что «бюджет будет оставаться несбалансированным до тех пор, пока существует армия нуждающихся».
В этот период вокруг «Нового курса» сплотилась широкая коалиция либерально-демократических сил, благодаря чему в 1936 г. Ф.Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента на второй срок. В 1937 г. он приступил к реформе Верховного суда — высшей судебной инстанции страны, который санкционировал закон Вагнера и другие акты социального законодательства. В 1938 г. Рузвельт начал проводить план так называемой
«подкачки насоса» — увеличения спроса с помощью новых государственных вложений. Объем общественных работ расширился, численность получающих пособия увеличилась до 21,3 млн. человек. Дефицит бюджета стал быстро расти и в 1939 г. составил 2,2 млрд. долл. После этого число сторонников кейнсианской теории в США существенно возросло.
Мировой экономический кризис и его особенности в Великобритании.
Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930 г.
т.е. несколько позднее, чем в ряде других стран. В первоначальный период в
правящих кругах страны не было единства в отношении антикризисной
программы. Лейбористское правительство стремясь выполнить предвыборные
обещания, склонно было увеличивать бюджетные расходы для облегчения
положения широких слоев населения, малоимущих и безработных, в основном за
счет усиления налогового пресса на имущих. Подобная политика встретила
сопротивление со стороны последних и заставила Дж. Макдональда в августе
1931 г. сформировать новый кабинет с консервативным большинством. Поворот в
антикризисной политике получил обоснование в докладе Королевской комиссии
по национальной экономии под председательством финансиста Дж. Мея.
Руководствуясь либеральными принципами на первых порах новое английское
правительство пыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить
прежде всего устойчивость финансовой системы страны за счет обеспечения
бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных
налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальным
статьям, заработной плате государственным служащим, ассигнованиям на
общественные работы, пособиям по безработице.
Кроме того, правительству консерваторов удалось получить крупный внешний займ, с целью восстановления платежного баланса.
Антикризисные меры.
Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта.
За Великобританией вынуждены были последовать страны входящие в так
называемый стерлинговый блок (25 государств – страны Скандинавия,
Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и др. включая британские колонии
и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основании
английского фунта. Помимо этого, страны блока, что облегчило стране немалые
выгоды от данной операции. Члены блока, ориентируясь на стерлинг были
вынуждены покупать английские товары и одновременно поставлять сырье и
продовольствие.
В отношениях со странами – конкурентами, сохранявшими некоторое время
золотой паритет национальных валют (США, Германия, Франция, Италия и др.),
Англия получила преимущество за счет повышения ценовой
конкурентоспособности своих товаров, что способствовало усилению политики
протекционизма в этих странах. В силу последнего обстоятельства и
Великобритания наконец отказалась от принципа фрейредерства, перейдя к
политике жесткого протекционизма.
В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933г. Англия удалось достичь стабилизирующего эффекта. Как видим, это происходит в основном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса, что отличало ее антикризисную политику от 2Нового курса2 Рузвельта. Следует отметить, что уже в 1934г. жесткая бюджетная политика экономии начинает несколько смягчаться, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановление пособий по безработице , снижения размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.
Начавшийся в 1934г. подъем подкрепился существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с вооружением. Наряду с этим меры правительства по оздоровлению финансовой системы, жесткая политика протекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслей экономики, что впрочем существенно не изменило имевшиеся внутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная промышленность продолжали стагнировать.
Особенности мирового экономического кризиса во Франции.
Мировой экономический кризис распространился на Францию несколько позднее, в 1930г. , зато он был более продолжительным и глубоким. В кризисный период произошла крайняя радикализация внутриполитических отношений, что было обусловлено отличной от других стран социальной структурой французского общества, а также политическими традициями страны.
Наряду с усилением демократических и леворадикальных течений появилась тенденция к фашизации страны. Упорная борьба между различными политическими силами в свою очередь определила особенности антикризисной политики и во многом повлияла на длительность кризиса.
Подавление коммунистами и социалистами в феврале 1934г. попытки
фашистского путча (за которым стояли не только фашистские организации, но и
часть крупных монополий, представители церкви.) вызвало заметный рост
влияния двух левых партий: социалистической (СФИО) и коммунистической
(ФКП), объединившихся в Народный фронт, и соответственно, падение
авторитета правительства.
Народный фронт (единая организация левых антифашистских сил) к началу
1936г. включал в себя еще и организацию радикал-социалистов, движение
интеллигенции «Амстерам – Плейель» и др.
Программа народного фронта была ориентирована в основном на удовлетворение ближэайших нужд широких слоев граждан. Среди самых основных требований следует отметить6 создание национального фонда безработицы, сокращение рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение числа рабочих мест (за счет уменьшения порога пенсионного возраста, организация масштабных общественных работ и др.)
4 июля 1936 года было создано первое правительство Народного фронта
(во главе с премьер – министром Л.Блюмом), 7 июля было подписано соглашение
между всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении
заработной платы, признании профсоюзов и института цеховых старост.
Соглашение предусматривало введение 40-часовой рабочей недели,
предоставление оплачиваемых отпусков , признание системы коллективных
договоров.
Этот документ и большая часть положений платформы Народного фронта были закреплены законодательно парламентом страны. Это было триумфом народного фронта и кульминацией рабочего движения в его поддержку.
Увеличение расходов по социальным статьям поставило правительство перед проблемой непомерно разбухшего дефицита государственного бюджета. Это заставило правительство пойти на первую девальвацию франка, что не замедлило отрицательно сказаться на уровне жизни самых широких слоев граждан. Левая направленность политики правительства социалистов способствовала усилению бегства капиталов из страны, углублению процесса сокращения производства, появлению иных форм противодействия правительственному кризису со стороны прежде всего крупного капитала.
В этих условиях правительство Блюма не решалось поставить под государственный контроль деятельность Французского банка и начать налоговую реформу. Пауза в действиях правительства вызвала политический кризис и как результат – смену кабинета министров.
Правительство социалиста – радикала Камиля Шотана попыталось найти
компромисс между интересами широких слоев населения и представителей
крупного капитала за счет некоторого ограничения требований программы
Народного фронта. Однако, несмотря на существенное свертывание бюджетных
расходов состояние финансовой системы еще более ухудшилось, что вынудило
правительство вторично произвести девальвацию национальной валюты.
Непоследовательность антикризисных действий привели к расколу внутри самого Народного фронта, в результате чего трансформировалась и его программа.
В результате нового правительственного кризиса весной 1938г. формируется 2-й кабинет Блюма, который проводит дальнейшее свертывание политики Народного фронта.