Началу аграрной реформы 1990-1991 гг. послужило принятие ряда
основополагающих документов, касающихся фермерских хозяйств: законов РСФСР
"О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", указов
Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению
земельной реформы в РСФСР", "О регулировании земельных отношений и развитии
аграрной реформы в России" и др. Реформа предусматривала цель сформировать
многоукладную сельскую экономику, воссоздать институт частной собственности
на землю, и на этой основе заменить административные методы хозяйствования
экономическими, основанными на законах рынка, создать на селе условия для
предпринимательской деятельности и конкуренции. Цель отвечала жизненно
важным потребностям общества.
За прошедшие годы реформа принесла в аграрный сектор существенные
изменения. Сегодня около 50 млн. семей имеют землю в собственности на
площади 29 млн. га, 12 млн. селян стали собственниками земельных долей
(паев), которые в общей сложности составляют 132 млн. га. Право на землю
(свидетельства), оформленное по закону получили более 95% собственников
земельных долей в реорганизованных сельскохозяйственных предприятиях.
Появление большого числа земельных собственников создает предпосылки
необратимости аграрной реформы, ее дальнейшего развития.
В процессе аграрной реформы сформировался частный сектор. В стране функционируют 280,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, за которыми закреплено более 12 млн. га. земли. Средний размер земельной площади фермерского хозяйства составляет 43 га.
В их собственности находится 5,3% сельскохозяйственных угодий и 6,1% пашни (см. табл.).
Крестьянские (фермерские) хозяйства России на 1 января 1996 г.
| |1992г|1993г.|1994 |1995 г.|1996 г. |
| |. г. | |г. | | |
| | |.—————| | | |
| | |——————| | | |
| | |———- | | | |
|Число крестьянских |49,0 |182,8 |270 |279,2 |280,1 |
|(фермерских) хозяйств на | | | | | |
|начало года, тыс. | | | | | |
|Площадь предоставленных им |2068 |7804 |11342 |11870 |12011 |
|земель, тыс. га | | | | | |
|В том числе: | | | | | |
|сельскохозяйственных угодий |- |7072 |10416 |10935 |11084 |
|пашни |- |5125 |7533 |7899 |8016 |
|В среднем на 1 хозяйство всей |42 |43 |42 |42 |43 |
|земли, га | | | | | |
|В том числе: | | | | | |
|сельскохозяйственных угодий |- |39 |39 |39 |40 |
|пашни | |28 |28 |28 |29 |
|Число хозяйств, прекративших |5,1 |14,1 |26,6 |26,6 |- |
|свою деятельность за год, тыс | | | | | |
|в % к началу года |2,8 |7,8 |9,9 |9,9 |- |
Следует отметить, что 56% крестьянских (фермерских) хозяйств имеют
земельные участки площадью до 20 га, 22% - от 21 до 50 га, и 8,3% - свыше
100 га. Преобладают мелкоземельные хозяйства, что, конечно, снижает их
возможности в производстве товарной продукции и выживании в суровых
рыночных условиях. В основном специализация крестьянских (фермерских)
хозяйств складывается при производстве наиболее рентабельных
сельскохозяйственных культур: зерна, масличных, сахарной свеклы.
Выращивание овощей и получение животноводческой продукции менее выгодно и
пока занимает незначительный удельный вес. Так, в 1995 засушливом году
фермерами произведено 5% зерна, 12 -семян подсолнечника. 4 - сахарной
свеклы, 1.6 - скота и птицы, 1,3% овощей от их общего производства в
стране[18].
Фермеры переживают те же трудности, что и крупные хозяйства. Практика
показывает, что без помощи государства, особенно в начальный период
становления, их деятельность малоэффективна. Учитывая это, правительство в
1995 г. приняло ряд конкретных мер по поддержке крестьянских (фермерских)
хозяйств и их объединений. Из федерального бюджета в прошлом году на помощь
фермерам направлено 82 млрд. руб., кроме того, им продано техники на
условиях лизинга на 80 млрд. руб. были сохранены дотации, компенсации и
другие меры государственной поддержки сельскохозяйственных
товаропроизводителей, включая и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Государство включило в свой внутренний долг и рассрочило на 10 лет платежи
по кредитам, выданным в 1992-1994 гг., а также задолженность крестьянских
(фермерских) хозяйств по уплате процентов за них.
В ходе аграрной реформы фермерские хозяйства приобрели полную
экономическую самостоятельность, однако их возможности в повышении
производительности труда, организации высокоэффективного производства
сельскохозяйственной продукции остаются невостребованными из-за нерешенных
проблем. Острый недостаток финансовых средств, несвоевременность расчетов
государства за продукцию, жесткий кредитный и налоговый прессинг - главные
причины того, что многие фермеры, не видя выхода из создавшейся обстановки,
теряют интерес к самостоятельному хозяйствованию и свертывают свою
деятельность. Процесс образование фермерских хозяйств резко замедлился. В
49 регионах произошло абсолютное снижение численности фермерских хозяйств,
а в целом по стране на каждые 100 вновь созданных хозяйств приходится 96
прекративших свою деятельность. Сегодня каждое пятое фермерское хозяйство
не имеет тракторов, более половины - грузовых автомашин. Еще хуже
обеспечены фермеры прицепными машинами и технологическим оборудованием. По
этой причине большинство из них не может своевременно проводить весь
комплекс работ, вносить в достатке минеральные и органические удобрения.
Половина хозяйств не имеет подъездных дорог, треть не электрифицирована, в
подавляющем большинстве отсутствует водоснабжение. При таком положении
принцип равноправного отношения ко всем формам собственности складывается
не в пользу фермеров.
2.3.1. Развитие фермерских хозяйств.
Со времени вступления в силу Закона РФ о крестьянском (фермерском)
хозяйстве и реорганизации колхозов и совхозов у российских крестьян
появилась реальная возможность стать самостоятельными хозяйствующими
субъектами. Динамика численности фермерских хозяйств в России
свидетельствует о том, что к началу реформ в стране имелась социальная база
для развития частного сектора аграрной экономики. За 1991–1997 гг. число
фермерских хозяйств выросло до 279 тыс. Но, начиная с 1994 г., темпы
прироста фермерских хозяйств стали сокращаться (рис. 2). При этом нарастает
процесс разорения крестьянских хозяйств, отказ крестьян от земли, от
самостоятельного ведения хозяйства. Число хозяйств, прекративших свою
деятельность составило в 1992 г. – 5,1 тыс., в 1993 г. – 19,1 и в 1994 г. –
45,9 тыс. Начиная со второй половины 1994 г. их число впервые превысило
число вновь созданных крестьянских хозяйств[19].
Исследования, проведенные во многих регионах страны, свидетельствуют о том, что главными причинами неустойчивости крестьянских хозяйств в России являются чрезвычайно высокие налоги; непомерные цены на сельскохозяйственную технику, горючее и прочие ресурсы; незащищенность прав собственника; слабая поддержка со стороны государства; предоставление земельных наделов низкого качества, удаленных от мест основной застройки; отсутствие дорог и коммуникаций. Однако, часть неудач обусловлена субъективными причинами, связанными с недостатком опыта у российских крестьян в самостоятельном ведении хозяйства, нехваткой знаний, неготовностью к работе в условиях экономического и социального риска.
рис.2
По состоянию на 1 января 1997 г. в России насчитывалось 279 тыс. фермерских хозяйств с площадью земли 12,2 млн. га (в среднем по 44 га на хозяйство) против 280 тыс. на 1 января 1996 г. Сельхозугодья в фермерских хозяйствах занимают 11,3 млн. га (93% отведенных им земель), в том числе пашня – 8,3 млн. га (68%). На долю фермеров приходилось 5,3% сельхозугодий страны и 6,3% пашни. Более половины фермеров имели по 20 га и менее, пятая часть – по 21–50 га и только 9% хозяйств – свыше 100 га земли[20]. Доля фермерских хозяйств в производстве продукции отрасли стабильно низкая и не превышает 2%.
Еще в 1991 г., анализируя необходимые и реальные условия для развития фермерских хозяйств в стране, нами был сделан вывод о преждевременности сплошной “деколлективизации”. Исходя из состояния общественного сознания, уровня развития промышленного потенциала, разработанности нормативной базы, особенностей социально-политической ситуации в стране и с учетом длительности процесса становления рыночных отношений мы пришли к заключению о том, что фермерские хозяйства в обозримой перспективе не смогут стать господствующей формой сельскохозяйственного производства в российской деревне. С уверенностью можно было говорить лишь об имеющихся предпосылках для становления многоукладной аграрной экономики, одним из секторов которой мог бы стать фермерский сектор [7]. Эти прогнозы оправдались.
Глава 3. Парадоксы аграрной реформы
Динамика развития трех сегментов аграрной экономики (коллективные,
фермерские, личные подсобные хозяйства) ярко показывает первый парадокс
аграрной реформы, проявившийся в экспансии мелкотоварного производства.
Вопреки намерениям реформаторов ведущими секторами сельскохозяйственного
производства стали не фермерские хозяйства и не акционированные
коллективные хозяйства, а личные подсобные хозяйства сельских жителей. Не
имея никаких средств механизации, отчасти в силу неразвитости рынка
малогабаритной техники, приспособленной для использования в приусадебных
хозяйствах, но в большей степени из-за отсутствия средств у сельского
населения для их приобретения. Удвоение объемов производства и товарности
этой категории хозяйств произошло исключительно за счет увеличения затрат
труда владельцев ЛПХ и членов их семей. Однако экспансия мелкотоварного
производства имеет и много минусов – происходит натурализация хозяйства,
возврат к натуральным формам обмена, снижение технического уровня
производства, несоблюдение требований агротехники, обострение экологических
проблем.
Второй парадокс современных аграрных преобразований заключается в
неэффективности “капитализации” аграрной экономики. Субъекты политики уже
сами вынуждены теперь признать, что вместо неэффективного государственного
сектора экономики после реформирования они получили неэффективный частный
сектор. На наш взгляд, главными причинами этого является формальность
проведенных преобразований. Был изменен организационно-правовой статус
колхозов и совхозов, но суть экономических отношений осталась прежней.
Положение работника в системе производственных отношений практически не
изменилось. Большинство работников так и не ощутило разницы между их
положением на предприятии как наемных работников и как совладельцев средств
производства, а потому не произошло существенного изменения мотивации труда
и моделей их трудового поведения.