Модели рыночной экономики:мировой опыт

Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния.

Рыночной экономикой управляют, по меткому выражению  великого экономиста Адама Смита, «невидимая рука» рынка, складывающиеся на нем спрос, предложение, цены, конкуренция. [15. С.53]

Основным регулирующим инструментом в такой системе является закон стоимости. Поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами. Каждый субъект экономических отношений стремиться максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. В такой системе существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Экономическая власть здесь широко рассеяна, здесь мала или вовсе отсутствует необходимость в правильном вмешательстве в экономический процесс и в правительственном контроле. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Особенности современной рыночной экономики: гибкое адаптивное производство; целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат; насыщенность товарами и услугами; изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса (производит до 30% ВВП США);государственное регулирование конкуренции; формирование нового типа трудовых отношений через участие в собственности , в управлении производством рабочих. [16. С.83]

В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами; каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков. [17. С.22]

Рынок как эффективный механизм координации деятельности экономических субъектов характеризуется следующими преимуществами: эффективное распределение ресурсов; возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках; гибкая приспособляемость к изменениям (70-е гг. – рост цен на энергоносители  разработка альтернативных источников, ресурсосбережение); оптимальное использование результатов НТР; свобода выбора и действий; способность к удовлетворению разнообразных потребностей.

Отрицательными сторонами рыночной экономики являются следующие черты: отсутствие стабильности, циклические колебания, проявление негативных последствий для развития общества. Практика современной экономики предполагает использование гибкой фискальной политики, формирование стратегических переходящих запасов для стабилизации развития национальной экономики в кризисных ситуациях.

Проявление монополистических тенденций, ведущих к повышению цен, сокращению производства и ухудшению качества предполагаемых услуг, предполагает проведение государством взвешенной антимонопольной политики и стимулирование конкурентной борьбы на товарных рынках.

Значительная дифференциация доходов, их неравномерное распределение. Поэтому одной из функций государства является проявление эффективной налоговой политики и осуществление социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения. [18. С.35]

В сегодняшней реальной жизни уже нет примеров чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Передовые страны (особенно Германия, Франция) ищут наиболее рациональные, гуманные и социально справедливые пути хозяйствования, стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием. Подобные попытки соединить все лучшее и образуют смешанную экономику.

Образование таких систем обусловлено тем, что конкуренция в эпоху чистого капитализма неизбежно порождает могущественные экономические организации (монополии), которые стремятся противостоять этой конкуренции и обеспечить  себе экономические преимущества. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах объективно требует вмешательство государства  в процесс регулирования экономических процессов. Причем усложнение механизмов рыночной системы ведет к расширению этого вмешательства как методами экономического характера, так и административными методами.

В ней с одной стороны, большая часть хозяйственных ресурсов находится в частных руках, многочисленные малые и средние бизнесы плодотворно сотрудничают с крупными корпорациями, эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка, свобода частной инициативы гарантирует право на частную собственность, самостоятельность в хозяйственной деятельности, свободные цены, конкуренция, свобода торговли.

В то же время, с другой стороны, ряд важных сфер (оборонный и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита) принадлежит государству, и правительство активно воздействует на социально-экономические процессы. При этом забота иных государств о развитии столь значительна (как скажем, в Германии, Швеции), что хозяйство таких стран часто называют социально-рыночной экономикой.

В разных странах и регионам складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своим специфическим сочетанием разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности,  экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Смешанная экономика – экономическая система, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующе административно-командное управление допускало существование рынка. Большинство развитых стран, включая США, Англию, Францию, Германию, имеют смешанную экономику, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ. Государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы совсем уничтожить регулирующую роль рынка.

 Таким образом, можно сделать вывод, что в независимости от вида экономической системы, она никогда не может быть идеальной, то есть – без проблем. Совершенные, общества не существуют. Любая экономическая система имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому, важно одно: какая из систем более эффективна, жизнеспособна, гуманна, открыта миру и несет прогресс. Неэффективная экономика, как можно убедиться на опыте СССР и всех других социальных стран обрекает народы на бедность, отсталость, раздоры и может приводить к краху целые государства.   

3. МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Экономическая модель каждой страны – это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

 При всей своей устойчивости каждая национальная экономика имеет свой жизненный цикл. Достаточно длительные (обычно не менее 10 лет) периоды стабильного и динамического роста той или иной страны, сопровождающегося прогрессивными преобразованиями в структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют «экономическим чудом». [19. С.188]

Конечно, в разных странах системы отличаются друг от друга. В зависимости от страны в системе всегда будут преобладать элементы рынка или плана. Одни страны опираются в основном на командные, другие – на рыночные рычаги. Различают несколько моделей смешанной экономики (табл. 1.). 

Например, модель с минимальным участием государства в регулировании экономики. В ней преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Это американская (или либеральная) модель рыночной экономики. В США примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

Прежде всего делом государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию.  

Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка.

Особая задача государства – управление нерыночным сектором национального хозяйства, который представляет населению товары и услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, государственном управлении, единой энергосистеме и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п. [20. С.343]

Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.

Таким образом, отметим характерные для американской модели   черты:

 - абсолютное преобладание частной собственности;

- законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;

- ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;

- относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и  выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать