Монетаризм
p> Деньги -— фактор стабильности

Монетаристы исходят из того, что главная функция денег — служить финансовой основой и важнейшим стимулятором экономического развития.
Регулирование денежной массы через систему банков воздействует на распределение ресурсов между отраслями, способствует техническому прогрессу, поддержанию экономической активности.


Денежным инструментом следует пользоваться осторожно. Если происходит относительно небольшое увеличение количества денег в обращении и соответственно повышение цен, согласуемые с темпом экономического роста, то создаются необходимые предпосылки для равновесия между денежным и товарным секторами. Если цены растут быстро, то развертывается неконтролируемая инфляция. Снижается покупательная сила денег. Потребность в них возрастает, ибо увеличивается объем товарооборота (в номинальном выражении). Нехватка денежных средств может привести к кризису платежей и расчетов.

Как говорилось выше, спрос на деньги формируется на основе сравнения альтернативных выгод. В связи с ожидаемой инфляцией все стремятся освободиться от «горячих» денег. Их трансформируют в другие виды активов, например, в ценные бумаги, недвижимость, а не в производство, ибо риск инвестиционных вложений растет.

Исходные положения монетаристской теории — устойчивость рыночного механизма, его способность к саморегулированию; при этом имеется в виду наличие в обществе определенных условий. Оптимизация структуры богатства предполагает, что средний класс обладает основными формами богатства и может выбирать, что полезнее для максимизации доходов. Необходимы предпосылки для свободного вложения ресурсов и перемещения активов; совокупный спрос на деньги должен стабилизироваться.

Деньги и цены


Согласно представлениям монетаристов, инфляция — чисто денежное явление.
По словам Фридмена, «центральным актом является то, что инфляция всегда и везде представляет собой денежный феномен». Причина инфляции — избыток денежной массы, «много денег — мало товаров». Изменения в спросе на деньги обычно возникают как реакция на происходящие процессы, на рыночную ситуацию, перемены в сфере хозяйственной политики.

Монетаристы различают две разновидности инфляции: ожидаемую (нормальную) и непредвиденную (не соответствующую прогнозам и представлениям участников экономического процесса). При ожидаемой инфляции создаются предпосылки для достижения равновесия на рынках товаров и услуг: темп роста цен соответствует ожиданиям и расчетам людей. Государство в той или иной форме информирует о предполагаемом росте цен, скажем, на 3% в год, и к этому приспосабливаются производители, продавцы, покупатели.


Иное дело, если темп инфляции выходит за границы ожидаемого. Резкий рост цен сопровождается различными нарушениями, отклонениями от привычного ритма хозяйственной деятельности.

Цены на товары, по Фридмену, похожи на термометр в том смысле, что последний регистрирует жару, но не создает ее. Но подобная аналогия вводит в заблуждение. «Разбитый термометр не оказывает никакого влияния на измеряемое им явление; он просто увеличивает нашу неосведомленность... Цены не только измерительный инструмент, они также играют жизненно важную роль в самом экономическом процессе»'.

В данном случае, пожалуй, более уместна аналогия с паровым котлом, приводящим в движение воздуходувку. «Контролируя температуру в одной комнате путем отключения находящегося в ней радиатора, вы просто увеличите температуру в других комнатах. Отключив все радиаторы, вы поднимете давление в бойлере и увеличите опасность его взрыва. Отключая или включая отдельные радиаторы, вы находите способ регулировать температуру в различных комнатах».


Используя аналогию с паровым котлом, Фридмен стремится подкрепить свое отрицательное отношение к регулированию цен, к сдерживанию роста цен. Он утверждает, что контроль над ценами и заработной платой не способен устранить инфляцию.

Ожидания и инфляция


Непредвиденная инфляция ведет к увеличению безработицы. Если в краткосрочном периоде имеет место обратная связь между инфляцией и безработицей, то в долгосрочном периоде эта зависимость исчезает. В долгосрочном плане не существует альтернативы между уровнем инфляции и размерами безработицы. Постоянно возобновляемая политика денежного стимулирования совокупного спроса порождает не стабильную, а все увеличивающуюся инфляцию; среднегодовой рост цен составляет уже не 3%, а
6%, затем 10% и т.д. Вместе с ростом цен происходит увеличение числа безработных.


Отсюда делается вывод: необходимо перекрыть каналы, порождающие непредвиденную инфляцию. Программа борьбы с инфляцией направлена на обеспечение низких темпов роста денежной массы.


Нужно устранить дефицит государственного бюджета («дефициты бюджета часто служат источником денежной экспансии», «дефициты являются источником инфляции», если «они финансируются путем

денежной эмиссии»). Нужно ограничить давление профсоюзов; сократить государственные расходы, в том числе средства, выделяемые на поддержание полной занятости («политика полной занятости может стать источником инфляции, если она рождает чрезмерную денежную эмиссию»).

Оптимальный рост цен должен быть стабильным на протяжении длительного времени, этому призвана способствовать денежно-кредитная политика государства. Между темпом роста денежной массы и ростом цен не существует точного, жестко определенного соотношения. В начальный период инфляции денежная масса в обращении растет быстрее, чем цены.

Рост цен рассматривается в этот период «жизненного цикла» инфляции как временное, случайное явление. Затем ситуация меняется: «Так как покупательная способность денег снижается, то они становятся дорогим способом хранения активов»'. От «лишних» денег стремятся освободиться.
«Поэтому на данной стадии цены растут быстрее, чем количество денег, и иногда намного быстрее».


Что касается инфляции издержек, то, по словам Фридмена, она не заслуживает особого внимания: «теория инфляции издержек имеет очень ограниченное применение». При этом делается ссылка на то, что подлинные источники денежной экспансии были очень различны в разные времена и в разных районах. Чтобы притормозить инфляцию издержек, монетаристы выдвигают два рецепта: поддержание конкуренции и использование плавающего курса валют.

Денежное правило Фридмена

Как было отмечено выше, денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост денежного предложения (процент прироста денег) должен быть таким, чтобы обеспечивалась стабильность цен. Фридмен исходит из того, что маневрировать с различными показателями прироста денег весьма сложно.

Прогнозы центрального банка нередко ошибочны. Трудно, а скорее, и невозможно выяснить, какие именно факторы оказывают воздействие на экономическое развитие. Принимаемые решения, как правило, запаздывают.


«Если рассматривать кредитно-финансовую область — в большинстве случаев скорее всего будет принято неправильное решение, поскольку принимающие решение рассматривают лишь ограниченную

область и не принимают во внимание совокупность последствий всей политики в целом»', — писал Фридмен. По его мнению, центральному банку следует отказаться от конъюнктурной политики краткосрочного регулирования и перейти к политике долгосрочного воздействия на экономику, постепенного увеличения денежной массы.


Денежная масса влияет не на реальный, а на номинальный ВНП. Монетарные факторы «работают» на ценовые, стоимостные показатели. Поэтому под воздействием количественного роста денег происходит рост цен, а не увеличение реального объема общественного продукта. Это обстоятельство должно учитываться при выработке практических рекомендаций.


При выборе темпа роста денег Фридмен предлагает ввести правило
«механического» прироста денежной массы, который отражал бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции и темп прироста общественного продукта.


Фридмен считает, что среднегодовой темп прироста денежной массы следует устанавливать в размере 4—5%. При этом он исходит из 3%-ного роста реального ВНП (для Соединенных Штатов Америки) и небольшого снижения скорости обращения денег.


Этот 4— 5%-ный прирост денег должен идти непрерывно — месяц за месяцем, неделя за неделей. «Как именно будет установлено понятие денег и какие именно будут установлены темпы роста, имеет куда меньшее значение, чем сам факт, что это понятие твердо определено и что темпы четко обозначены».

В практике денежного регулирования обычно устанавливают не твердый норматив (согласно денежному правилу), а своего рода вилку, вокруг которой должно колебаться денежное предложение (поступление денег), или «мишень», т.е. потолочный уровень, который не должен быть превзойден.


Например, в США Совет управляющих ФРС устанавливал в 1967 г. ориентиры прироста М в размере 3—5% в год. В Англии в 1976—1977 гг. предел для МЗ устанавливался в размере 9—13%, но он превышался и достигал 15—18% в год.

Монетаристские рецепты регулирования экономики включают и другие мероприятия: продажу и покупку ценных бумаг (политику открытого рынка), систему обязательных резервов, изменение учетной ставки и проч.


Одна из монетаристских рекомендаций предусматривает применение неожиданных воздействий. Этот вывод обосновывается тем, что

поскольку экономика неизбежно приспосабливается к любым систематическим воздействиям, то в принципе эффективной оказывается политика, которую никто не ожидает и не может заранее к ней приспособиться.

Монетаризм и кейнсианство

Как было уже отмечено, монетаристская концепция и монетаристские рецепты отличаются от кейнсианских, а иногда и противоречат им. Вместе с тем было бы неправильно проводить резкую грань между этими двумя подходами к проблеме экономического регулирования. Обе теории построены применительно к условиям, прежде всего, рыночной экономики. В известной мере они взаимодополняют друг друга, составляя теорию определения общего дохода.
Кейнс обосновывает количественную зависимость доходов от расходов, Фридмен
— зависимость доходов от денег. Вместе с тем между подходами Кейнса и
Фридмена имеются немалые различия. В самом общем, схематизированном виде они представлены в табл. 21.1.


Таблица 21.1.0сновные постулаты концепций монетаристской и кейнсианской школ


|Кейнс |Фридмен |
|Необходимо вмешательство |Рынок способен к |
|государства |саморегулированию |
|Занятость зависит от совокупного |Экономика сама установит уровень |
|спроса |производства и занятости |
|Денежная масса нейтральна к |Денежная масса-причина роста цен |
|производству |и изменения конъюнктуры |
|Главная проблема-безработица |Главная проблема-инфляция |
|Нужна гибкая денежная политика |Необходима стабильная денежная |
| |политика |
|Бюджетный дефицит-способ |Дефицит бюджета-причина инфляции |
|стимулирования спроса | |
|Кейнсианство-теория |Монетаризм-теория экономического |
|экономического спроса |равновесия |

Следует иметь в виду, что концепция Фридмена представляет собой не только теорию монетарного режима и монетаристской политики для стабильной экономики с невысоким темпом инфляции. По сути, она содержит и другую часть
(или раздел), включающую систему мер для экономики переходного периода. Для решения задач переходного характера предусматриваются иные эффекты, стимулы и меры, другой

монетарный режим. Предусматривается отказ от регулирующей роли государства и его участия в создании денег. Предлагается система ме-, роприятий для перехода к свободным ценам. Делается упор на проведение приватизации и всемерное расширение частного сектора.

Монетаристские рецепты и российская экономика


Увлечение монетаристскими рецептами без учета реальных условий и особенностей России привело к весьма неутешительным результатам. Издержки и потери «шоковой терапии» неизмеримо высоки, а перспективы выхода из кризиса проблематичны. Жесткая денежно-кредитная политика, направленная на преодоление инфляции и стабилизацию экономики, не принесла желаемых результатов. Почему нельзя безоглядно полагаться на монетаристские методы?
1. Теоретическая конструкция и рецепты монетаристов (однофакторная модель) предполагают наличие идеальных условий совершенной конкуренции. Подобных предпосылок в российской экономике нет. Здесь сильны позиции монополистов, искажены ценовые пропорции. Нет соответствующей инфраструктуры, не достигнута стабилизация финансов. На протяжении нескольких лет происходило неуправляемое падение производства, сокращались инвестиции.


В основе российской инфляции лежит не одна чисто монетаристская причина, а работает комплекс сложных и противоречивых факторов. Это не просто инфляция спроса, а также инфляция издержек, структурная инфляция, инфляция ожиданий, импортируемая инфляция.


Для преодолении многофакторной, специфической инфляции не годятся простые схематичные рецепты. Нельзя перейти к рынку путем рыночного саморегулирования, сам по себе рынок не сформируется. Сохраняются и усиливаются прежние диспропорции. Высоки издержки, не сложилась и не работает система рыночных стимулов.


2. Проводимая на протяжении длительного времени жесткая денежно-кредитная политика порождает нехватку денежных средств. Ограничительная политика
Центрального банка РФ неизбежно ведет к созданию и использованию альтернативных денежных суррогатов (бартера, векселей и т.п.) в периферийных сферах хозяйства. В условиях «неденежной» экономики применение монетаристских рецептов ведет не к стабилизации, а к углублению кризисных процессов.


3. Политика монетаризма, отвергающая в принципе государственное регулирование (кроме денежного), противоречит условиям и требованиям переходной экономики.


Жесткие ограничения доходов и кредитов подрезают спрос и ограничивают производство. Монетаристские методы не сочетаются с подходами со стороны предложения. Сокращение объема денежной массы ведет к неплатежам, сдерживанию и сокращению выпуска, усилению инфляции.


Становится все более очевидной необходимость переориентации реформы на социально ориентированный рынок, использования методов регулирования кейнсианского характера.

Социально ориентированный рынок — это подчинение производства нуждам потребителя, перераспределение части доходов в интересах социальной стабильности и обеспечения массового спроса средних слоев, приоритет экономической эффективности над другими потребностями.

Управление инфляцией — современный взгляд

Вполне очевидно, что методы борьбы с инфляцией, методы стабилизации денежного обращения и финансов зависят от характера, вида инфляции, особенностей ее воздействия на экономику, причин, которые лежат в ее основе. При выработке экономической политики обычно строго не придерживаются каких-либо одних рецептов или схем. Западные сторонники политики стабилизации основную проблему видят в том, чтобы притормозить инфляцию, не вызывая резкого роста безработицы.


Многие экономисты руководствуются при этом оценкой сложившейся конъюнктуры, учитывая взаимосвязи, выражаемые с помощью кривой Филлипса. Ее смысл состоит в том, что высокая инфляция имеет место при низкой безработице, а низкая —при высокой безработице.

Кейнс считал, что стимулирование совокупного спроса не должно существенно повлиять на рост цен. Пока имеются неиспользованные мощности и свободная рабочая сила, расширение спроса приведет к росту производства и предложения товаров, а не к повышению цен. В формуле М * V= Р * Т при увеличении М
(спроса) возрастет Т (товарооборот); V— постоянная величина, а Р (уровень цен) останется неизменным.


Лишь после того как производственные факторы будут задействованы полностью, дальнейший рост производства натолкнется на известные препятствия, и тогда увеличение М (спроса) трансформируется в рост Р
(уровня цен) при относительно стабильном Т (товарообороте).


В отличие от Кейнса Фридмен исходит из наличия прямой зависимости между спросом на деньги и их количеством в обращении. Если спрос на деньги превысит денежное предложение, это вызовет стремление избавиться от излишних денег, подстегнет спрос и подтолкнет инфляционный рост цен.
Фридмен опирается на ту же формулу денежного обращения, но трактует ее иначе, Как было отмечено выше, он трактует инфляцию как чисто денежный феномен. Чтобы ее притормозить, необходимо сдержать предложение денег (рост денежной массы).


Согласно монетаристскому подходу основное средство сдерживания инфляции — сокращение количества денег в обращении. Моне-таристский рецепт: контроль над денежным обращением, хотя это и будет сопровождаться сокращением производства.


В настоящее время продолжается поиск наиболее результативных инструментов, используемых для борьбы с инфляцией. Уточняются, корректируются отдельные подходы, детализируются рецепты. Приходит понимание недостаточности изолированных и схематичных рецептов, невозможности «усмирить» инфляцию лишь с помощью денежной и финансовой политики.

В комплексе выдвигаемых и проводимых на практике мероприятий предусматривается необходимость сочетания мер по стимулированию спроса с мерами по активизации предложения. В этих целях предлагаются: сокращение налогов, снижение расходов на социальные нужды, регулирование доходов
(сдерживание темпа роста заработной платы), введение льгот для инвесторов, создание условий для переподготовки рабочей силы и другие мероприятия.
Стабилизация финансов должна сочетаться с мерами по стабилизации и стимулированию производства.

Краткие выводы


Монетаризм приобрел популярность в 70-х гг., когда проявилась несостоятельность кейнсианских методов обеспечения высокой занятости и преодоления инфляции. Причину экономической нестабильности монетаристская теория усматривает в нарушениях функционирования денежного сектора, в чрезмерном росте денежной массы.


Положения и выводы монетаристской школы опираются на количественную теорию денег, признание способности рыночной экономики к саморегулированию.
Подчеркивается исключительная роль денег — особого товара, позволяющего максимизировать доходы от других видов активов.


М. Фридмен и его последователи исходят из того, что между ростом денежной массы и динамикой национального дохода существует

тесная корреляционная связь. Она наиболее рельефно проявляется в рамках долгосрочного периода. В пределах одного хозяйственного цикла изменения в темпах роста денежной массы и номинального дохода происходят с разрывом во времени в несколько месяцев. Наличие временных лагов говорит о неэффективности краткосрочных методов регулирования.

В отличие от кейнсианских взглядов монетаристская теория исходит из признания устойчивого спроса на деньги, являющегося главным условием устойчивости платежеспособного спроса и рыночной системы в целом.
Предпочтение отдается денежно-кредитной политике. Рецепт монетаристов заключается в том, что денежная масса должна постоянно расти с неизменной скоростью, соответствующей темпу роста производства (денежное правило
Фридмена).

Как показала российская практика, бездумное использование мо-нетаристских рецептов не способно обеспечить решение задач переходного периода. Теория монетаристов не должна рассматриваться как универсальная. Рекомендации монетаристов следует использовать с учетом реальных

условий, в сочетании с другими мерами экономической политики.

Использованная литература


. Бартнев С.А. История экономических учений.-М.:Юрист,2001.-456 с.


. Ховард К.,Эриашвили Н.Д.,Никитин А.М. Экономическая теория:Учебник для вузов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2000.-398 с.


. Долан Э.Дж.,Колин Д.Кэмпбелл,Розмари Дж.Кэмпбелл Деньги,банковское дело и кредитно-денежная политика


. Курс экономики:Учебник./Под ред.Б.А.Райзберга.-М.:ИНФРА-М,2001.-716 с.


. Фридмен М. Если бы деньги заговорили.М.:Дело,1998.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать