Минус монополизирования государственных предприятий заключается в возможном варианте попадания, например, всей электроэнергетики под влияние какого-нибудь одного монополиста, становящимся при этом совершенным конкурентом. Этот вариант может быть только при огромном преобладании какого-нибудь частного лица над другими конкурентами.
В итоге если значимость и необходимость проведения реформирования государственных предприятий превосходит некоторой риск, который возможен при проведении этой реформы, то монополизировать предприятие можно и нужно, ну а если риск слишком велик и при определенных обстоятельствах вся отрасль может оказаться в руках одного частного лица.
Суть монополизации и необходимость реформирования энергосистемы
Электроэнергетика является одной из важнейшей и необходимой отраслью экономики Российской Федерации. Надежное и эффективное функционирование электроэнергетики, бесперебойное снабжение потребителей – основа поступательного развития экономики страны и неотъемлемый фактор обеспечения цивилизованных условий жизни всех ее граждан. В настоящий момент отрасль сохранила целостность и обеспечила надежное снабжение электрической и тепловой энергией, так необходимой обществу и промышленности, нашей экономике. Преодолен спад в производстве электроэнергии, улучшается платежная дисциплина, растет уровень денежных поступлений. Однако фундаментальные проблемы электроэнергетики, появившиеся еще в восьмидесятые годы и получившие развитие в последующий период не нашли своего разрешения. На фоне общеэкономического спада продолжала снижаться эффективность энергетики; произошло резкое падение объемов инвестиций и замедление воспроизводственных процессов в электроэнергетике. Дальнейшее нарастание указанных проблем приведет к невозможности удовлетворения растущего спроса на электроэнергию, а, следовательно, к торможению экономического роста. Качественный рост эффективности энергетики и экономики, изменение сложившегося положения с инвестиционной бедностью в электроэнергетике невозможны без кардинального изменения сложившейся системы экономических отношений в отрасли и безотлагательного проведения структурной реформы электроэнергетики.
Целями государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации являются: ресурсное и инфраструктурное обеспечение экономического роста, с одновременным повышением эффективности производства и потребления электроэнергии. Реформа электроэнергетики должна обеспечить энергетическую безопасность государства, предотвращение возможного энергетического кризиса и повышение конкурентоспособности российской электроэнергии.
Реформирование электроэнергетики Российской Федерации должно осуществляться с учетом состоявшейся приватизации и основываться на следующих принципах:
- Передача акций РАО «ЕЭС Россия» в самостоятельные виды деятельности, регулируемые государством;
- Развитие конкуренции в секторах производства и сбыта электроэнергии;
- обеспечение доступа к состоянию рынка всем производителям и потребителям электроэнергии;
- разделение единства электроэнергетической системы страны;
- обеспечение устойчивой, надежной и бесперебойной работы электроэнергетики и бесперебойного снабжения отраслей экономики и населения страны электрической и тепловой энергией;
- обеспечение полной финансовой видимости рынков электроэнергии и деятельности предприятий электроэнергетики;
- гарантии защиты прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований.
При успешном проведении реформы электроэнергетики потребуется окончательно завершить следующие задачи:
ü создание конкурентного рынка электроэнергии, с охватом всех регионов России, в которых организация рынка технически реализуема и экономически целесообразна;
ü стимулирование экономии энергозатрат во всех сферах потребления;
ü разрешение проблемы инвестирования;
ü обеспечение доступности электроэнергии как важнейшего условия повышения уровня и качества жизни граждан;
ü сохранение и развитие единого строения электроэнергетики, включающей электрические сети и диспетчерское управление;
ü развитие экспортных возможностей электроэнергетики;
Реформирование электроэнергетики России необходимо для развития нашей экономики, подъёма промышленности и снижения тарифом на потребление электроэнергии. К тому же акции улучшенной энергосистемы смогут привлечь необходимых инвесторов (см. Иллюстрацию 1).
Опыт монополизирования энергосистемы у других стран
Уже многие мировые страны по разным причинам монополизировали свои энергосистемы (Иллюстрация 2). Теперь время реформирования энергетики пришло и в России. Чтобы не допустить типичных ошибок при монополизировании, руководство РАО «ЕЭС Россия» должно проанализи-ровать опыт проведения этой реформы у других стран и поэтому я приведу как пример проведение реформы, ее преимущества и недостатки в Венгрии и Англии.
1) Венгрия:
Разделение энергосистемы: Энергетика Венгрии разделена на семь независимых генеральных компаний, ориентированных на сбыт и установление тарифов на потребление энергии. В то же время, все АЭС и сети Венгрии находятся под контролем компании MVM, входящей в эту семерку и единственной, принадлежащей государству.
Распределение электроэнергии: Энергия в Венгрии распределяется двумя способами. Первый – с помощью независимых дистрибьюторов, связанных с генеральными компаниями. Второй – с помощью модели Единого Закупщика, то есть предприятием, скупающим энергию у компаний-производителей и продающим потребителям.
Тарифы: Цены на потребление энергии определяют генеральные компании на конкурентной основе. С промышленностью заключают долгосрочные контракты, с мелкими потребителями – наличный расчет.
Преимущества реформы: а) Сильно развитая конкуренция
б) Система Единого Закупщика привлекает
инвесторов
в) Доход от продажи акций
Недостатки реформы: а) Большая общая цена на энергию
б) Нет конкуренции в области сбыта
в) Не используются плюсы Единого Закупщика, потому
что он оказывается между генеральными компаниями и
дистрибьюторами и не способен кардинально
изменить тарифы.
Вывод: Венгрия устроила большую конкурентную среду среди частных знергокомпаний, но они установили слишком большую общую монопольную цену и от этого, в первую очередь, страдают потребители.
2) Англия
Разделение энергосистемы: Английская энергетика разделена более, чем на десять приватизированных компаний, каждая из которых не занимает более 10% рынка производства и сбыта.
Распределение энергии: Как и в Венгрии, большинство распределения энергии приходится на дистрибьюторов. Также к распределению может в любой момент подключиться любая другая компания (распределение – как коммерческая среда).
Тарифы: Устанавливаются по английской общей монопольной системе, но обязательно регулируются государством.
Преимущества реформы: а) Доход от приватизации
б) Отсутствие бюджетного финансирования
в) Низкие тарифы
Недостатки реформы: а) Нет доминирующей энергетической компании
б) Нет условий для менеджмента
Вывод: Английская система реформирования, пожалуй, самая оптимальная из всех мировых стран с монополистической энергетикой. Малейшие отклонения в ценах регулирует государство, установлены низкие цены на потребление. Но такая система не может быть прибыльной, и поэтому в нее не вкладываются деньги.
Основные выводы
После изучения проблемы реформирования российской энергосистемы я могу сделать следующие выводы:
Ø Монополизирование энергетического сектора необходимо из-за низких темпов развития энергетики и отсутствия конкурентной среды и, как следствие, высоких тарифов.
Ø Безусловно имеются отрицательные стороны реформы, например как присутствие только одного лидера, т.е. отсутствие конкуренции.
Ø От успеха проведения реформы зависит вся наша промышленность и экономика.
Ø В мире существует два вида реформирования : английский и венгерский. Более прибыльный государству и населению – венгерский. Более надежный – английский. По мнению министра экономики Германа Грефа, руководство РАО «ЕЭС России» должно выбрать английский способ.
Ø «Ни в коем случае нельзя продавать акции сетей и диспетчерских управлений»,- считает экономист-обозреватель информационного агентства «Интерфакс» В.В.Пияшев,- «Такая продажа может привести к полному развалу российской энергетики».
Ø Доход от продажи акций РАО «ЕЭС России» пойдет на уплату задолженностей по зарплате.
Заключение
Низкие темпы развития энергетического сектора и проблемы со сбытом и инвестированием электроэнергии вынуждают проведение монополизирования всей отрасли российской энергосистемы, а именно приватизацию акций государственной компании РАО «ЕЭС России». Акции этой компании разделятся между несколькими частными компаниями – монополистами, а доходы от продажи пойдут бывшему владельцу пятидесяти одного процента акций. Среди покупающих акции компаний образуется тесная конкурентная среда, что заставит их, находясь в зависимости друг от друга, снижать общую монопольную цену, то есть тарифы на потребление электроэнергии. От малейшего изменения тарифов могут как пострадать, так и улучшить свое положение и население России, и предприятия с огромными затратами на электроэнергию.
На данный момент в мире самая оптимальная система реформирования энергетического сектора получилась у Англии. Поэтому начальство РАО «ЕЭС России» хочет пойти по так называемому «английскому пути». Электроэнергетика разделится больше чем на 10 частных компаний, без лидирующей, а малейшее отклонение цен будет сразу же регулироваться государством. К сожалению эта система привлекает малое количество инвесторов, но, по прогнозам российских экономистов, уже к концу этого года ситуация резко измениться.
Реформирование естественно необходимо. У реформы есть опасность (отсутствие конкуренции внутри этой монополии) – и это безусловно риск, но при абсолютно правильном проведении монополизирования, российскую промышленность и экономику ждет подъем, государство получит немалый доход от продажи акций, а население, главный потребитель энергии, получит необходимое ему снижение тарифов.
Поэтому реформирование энергетики – правильный шаг. И главное – сделать этот шаг правильно.
Иллюстрация 1: Необходимость реформирования
Иллюстрация 2: Опыт реформирования энергосистемы у других стран
Глоссарий (список экономических терминов и их определение).
Актив – совокупность денег и имущества какого-либо предприятия или частного лица.
Акция – ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной доли в фонд акционерного общества.
Биржа – форма регулирующего оптового рынка ценных бумаг.
Деньги – всеобщий товарный эквивалент, посредник в обращении товаров.
Дивиденд – доход, получаемый владельцем акций по результатам действия акционерного общества.
Доход – сумма денег, полученных за определенный период. (Располагаемый доход – сумма, которая остается за вычетом налогов).
Инвестиция – долгосрочное вложение денег в предприятие, фирму, с целью получения доходов, представляющих процент от чистой прибыли предприятия.
Картель – вид монополии, являющаяся союзом предприятий, в основе которого лежит соглашение, устанавливающее для всех участников объем производства и цены товаров.
Малые предприятия – предприятия с малыми количествами занятых работников.
Монополия – право собственности какой-либо фирмы или предприятия в одной из производственных отраслей.
Прибыль – обобщающий показатель деятельности предприятия, разность между располагаемым доходом и всеми затратами
Синдикат – одна из форм монополии, предполагающая устранение внутренней конкуренции среди фирм или предприятий, входящих в состав монополии.
Тарифы – распространенная форма построения цен на товары и услуги
Фирма – предприятие или компания, главным образом преследующая коммерческие цели.
Список используемой литературы
- Камаев. Основы рыночной экономики. (часть 1). Издательство «Слово». Москва. 1987 год.
- Лившиц А.Я. Работа-анализ « Введение в рыночную экономику»,
Журнал «Вопросы экономики». октябрь 2001г.
- Макконел, Брю. Экономика. Учебник. Издательство «Просвещение». 1993.
- Самуэльсон, Нордхаус Экономика. Учебник. Москва. 1964год.
- Франсуа Кенэ. Избранные экономические произведения, Москва, 1960 год.
- Йозеф Шумпетер .Работа – анализ. « Школа монополиста». 1997 год.
- Лашов Б.В. Краткий экономический словарь школьника. Издательство «Просвещение». 1993 год
+ Интернет ресурсы:
#"#">http://www.eduworld.ru/makroeconomic/works/monopolden
(Работа «Эпоха реформирования» 2002 год )
Страницы: 1, 2