Входные барьеры помогают лучше понять, почему так различна концентрация рынка в различных сферах хозяйственной деятельности, а так же причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действует множество атомизированных фирм.1
§1.2 Основные типы структур
Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур. В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, выступают: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.
В реальной действительности не существует только абсолютная монополия. Наблюдается смещение различных элементов рассмотренных в таблице 1.1. рыночных структур.
1 Курс экономической теории: учебник, Киров: «АСА», с. 129
Модели рынка конкуренции
Количество фирм в отрасли
Характер продукции
Входные барьеры
Контроль над ценой.
Совершенная конкуренция
множество мелких фирм
стандартизированная, однородная
свободный вход и выход
практически отсутствует
Чистая монополия
Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой)
Однородная продукция, не имеющая субститутов
Высокие
Полный
Дуополия
Две фирмы
Однородная
Высокие
Частичный
Олигополия
Малое количество фирм
Однородная или с незначительной дифференциацией
Высокие
Частичный
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта
Множество фирм
Разнородная продукция
Низкие
Слабый
Таким образом:
Чистая монополия – рыночная ситуация (модель рынка), когда на товарном рынке имеется один продавец незаменимого товара.
Дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствует монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия – наиболее простой случай олигополии.
Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – модель рынка, при которой большое число фирм производят близкую, похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию.1
1 Экономическая теория: Учебник для вузов Под ред В.Д. Камаева, с. 605
Глава 2
§2.1 Понятие совершенной конкуренции и ее характерные черты
Когда экономисты анализируют основные функции и прибыльность предпринимательских фирм, они допускают ряд упрощений по поводу целей фирм. Во-первых, предполагается, что фирма производит один продукт, а во-вторых, что единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде. Основная идея – идея максимизации прибыли помогает объяснить законы поведения конкурентной фирмы.
Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако ее характер может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективной считается ситуация совершенной конкуренции. Считается, что на рынке или в отрасли существует совершенная конкуренция, если выполняется несколько условий.
1. На рынке существует множество мелких фирм-продавцов, каждая из которых имеет очень небольшую долю общего выпуска товаров – менее 1% объема продаж за любой данный период времени.
2. Продукция этих фирм стандартизирована, или однородна, для покупателей.
3. Существует свободный вход и выход с рынка: не существует барьеров для входа на рынок и трудностей с прекращением деятельности в отрасли.
4. Фирмы не интересуются производственными решениями друг друга, так как не рассматривают деятельность конкурентов как угрозу собственной доле продаж.
5. Фирмы имеют равный доступ к информации о ценах, технологий и вероятной прибыли и соответственно способны реагировать на изменение условий перемещением применяемых ресурсов.
На рынке совершенной конкуренции покупателям все равно, продукцию какой фирмы выбрать. Первые два условия гарантируют, что ни один из продавцов не может повлиять на цену продукта в силу малой доли в общем объеме продаж. Фирма не в состоянии изменить предложение продуктов на рынке так, чтобы изменилась рыночная цена. Поэтому продавцы в условиях совершенной конкуренции являются принимающими цену извне, как заданную величину. Очевидно, что в реальной жизни не существует рынков или отраслей, полностью отвечающим всем признакам. Пожалуй, рынки отдельных товаров например, яиц) могут отвечать этим условиям. Считается, что рынок сельскохозяйственной продукции близок к условиям совершенной конкуренции, так как большинство продавцов воспринимают цену отрасли как данность. Модель совершенной конкуренции можно использовать для тех рынков, на которых действует множество продавцов и их продукт стандартизирован (пшеница, рожь, скот, табак, железо и сталь и т.д.). Это делает рынки однозначно совершенно конкурентными, но, тем не менее, мы придаем понятию «совершенная конкуренция» поистине уникальное значение в экономике. Почему? Дело, прежде всего, в том, что «совершенная конкуренция» (своего рода «физика без трения») позволяет построить некую идеальную модель функционировании экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры, причем, оказывается, модель рынка совершенной конкуренции дает вполне удовлетворительно приближение к действительности для многих реальных рынков. Модель позволяет уловить существенное в предложении фирмы и выполняет функцию прогнозирования будущих событий.1
1 Экономическая теория: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленский и др.; с.129
§2.2 Несовершенная конкуренция
§2.2.1 Чистая монополия
В реальной действительности почти невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один – единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. А раз так, то невозможно найти фирму, кривая спроса на продукцию которой была бы абсолютно неэластичной (рис 2.1).
Совершенная конкуренция и чистая монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логически предела. Эти модели позволяют сформулировать условия рационального поведения индивидуальной фирмы, стремящейся к максимизации своей прибыли в каждой из этих ситуаций.
Рисунок 2.1. Абсолютно неэластичный спрос и монопольная власть над ценой
В условиях чистой монополии мы встречаемся с единственным продавцом товара, не имеющего близких субститутов. Монополист – продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Характер этих взаимоотношений таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать товаров больше.
При совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на рыночную цену. Монополист же обладает определенной властью над ценой. Но главное – монополист осознанно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальна. При этом функция спроса становиться заданной, т.е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить. Поэтому, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не состоянии еще при этом и устанавливать объем спроса. И если монополист захватил весь рынок, то кривая спроса на его продукцию – это отраслевая кривая спроса. Следовательно, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.
Рассматривая модель чистой конкуренции, сравним, прежде всего, кривые спроса на товар двух фирм – представителей совершенной и несовершенной конкуренции. Графически кривая спроса конкурентной фирмы будет выглядеть как горизонтальная прямая, т.е. конкурентная фирма может продавать, сколько она хочет, не оказывая при этом влияния на рыночную цену. Невозможность влиять на рыночную цену связана с относительно небольшим объемом производства у фирм, входящих в отрасль. Поэтому сколько бы фирма не поставляла бы товар на рынок, все равно это количество слишком мало, чтобы оказать влияние на сложившуюся на рынке цену.
В случае фирмы - несовершенного конкурента кривая спроса D (рис 2.2) имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количество
Рисунок 2.2. Кривая спроса при условии «чистой» монополии
товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит. Следовательно, когда фирма монополист выбрасывает на рынок большее количество товара, его цена падает.
Важнейший вывод, который можно сделать из сравнения двух кривых, следующий: горизонтальность линии спроса на товар, производимый фирмой, характеризует ее как совершенного конкурента. Если же линия спроса имеет отрицательный наклон, то мы имеем дело с фирмой - монополистом
Прибыль – это разница между валовым доходом и валовыми издержками. При решении этой проблемы можно воспользоваться двумя способами:
1. Метод сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (TC);