Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике Республике Беларусь
p> В промышленности республики функционирует более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная). Гомельский химический завод (фосфатные удобрения),
Солигорский «Беларуськалий» (калийные удобрения). Минский тракторный завод
(пропашные тракторы). Минский «Ат-лант" (холодильники и морозильники).

Особенность монополизма в ряде отраслей состоит в том. что наряду с чисто произ-

Таблица 2

Доля продукции предприятий-монополистов по отраслям промышленности
Республики Беларусь в 1997 г.*
| Отрасль промышленности |Число |Удельный вес |
| |предприятий-|предприятий-монополистов |
| |монополистов| |
| | | |
| | |в общем числе |в общем объеме |
| | |предприятий (%)|производства (%)|
| | | | |
|Вся промышленность |343 |14.3 |52.2 |
|в том числе | | | |
|топливная |1 |2.5 |28.5 |
|черная металлургия цветная |4 2 |21.1 50.0 41.8 |87,1 65,8 94.9 |
|металлургия химическая и |33 136 |21,4 |68.7 |
|нефтехимическая машиностроение и| | | |
|металлообработка | | | |
|лесная, деревообрабатывающая и |35 21 9 56 |11,5 13.4 60,0 |35.6 |
|целлюлозно-бумажная строительных| |12.1 |56.8 88,7 67,3 |
|материалов стекольная и | | | |
|фарфоро-фаянсовая легкая | | | |
|пищевая |29 |59.8 |24,7 |

* По предприятиям, включенным в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики
[22. С.258].

водственной монополией на определенные виды продукции в них сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большое количество однопрофнльных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.

Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, незагруженность производственных мощностей (например, в легкой промышленности - от 17-25 до 50%, при необходимых для рентабельного производства 60%), отсутствие оборотных средств, низкая рентабельность (в ряде случаев в начале 90-х годов она не достигала и 1%) - таковы некоторые характеристики отечественных монополистов [23. С. 2,3].

Правительственные документы по ценовой политике и экспортно-импортным отношениям поставили ряд монополистов на грань банкротства. В настоящее время их целевой функцией является обеспечение способов выживания в условиях неопределенности и непредсказуемости перспектив существования.

Так, единственный в республике производитель сухого детского питания
Волковыс-ское ОАО «Беллакт» разоряется вследствие сдерживания цен на свою продукцию. Ценовая политика государства обусловила отсутствие оборотных средств. Долги предприятия в начале 1999 г. составили 172 млрд белорусских рублей и 420 тыс. долл. Имея в ассортименте около 20 наименований продукции, в настоящее время оно производит только два [3. С. 18]. В условиях высокой инфляции у предприятия есть только два пути выживания — рост цен или сокращение предложения (объемов производства).

Принудительное разукрупнение рыночных монополий в развитых странах является средством усиления конкуренции, а в трансформируемой экономике
Республики Беларусь сопровождается усилением монополизма, появлением новых монополистов - производителей промежуточной продукции, заготовительных и других. Ликвидация СССР привела к появлению монополизма поставщиков ресурсов для Беларуси, причины искусственного создания которого - командно- административное прикрепление к поставщикам предприятий-потребителей, лимитирование объемов поставок, запрет на реализацию сырья и материалов за пределы определенной территории и т.п.

Разрушение госснабовской системы вело к потере сводной информации о производителях. Организации бывшего Госснаба превратились в коммерческие структуры, монополизировавшие складское и транспортные хозяйство, информационные базы данных, < ли диктовать свои кабальные условия при заключении хозяйственных договоров. Так, Минский автомобильный завод и
Жлобинский металлургический, имевшие налаженные хозяйственные связи, приобретают сегодня продукцию друг друга через посредническую коммерческую фирму, что сказывается на росте цен [24. C.3].

Условия переходного периода, некоторые негативные результаты приведенных реформ, создаваемые финансово-промышленные группы (ФПГ), региональные консорциумы, ассоциации не могут не отражаться на монополизме.
Происходит его трансформация в скрытые формы. Складываются государственно- чиновничья, директорско-админнстративная, мафиозно-клановая монополии.
Нигде в мире не существует таких структур.

В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм денежного капитала и банковских структур, а также информационный монополизм.

В республике отсутствует рыночная конкуренция в сфере материального производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями.

Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем.

Проблемы и противоречия демонополизации белорусской экономики и антимонопольного регулирования

Демонополизация в Беларуси предшествововала конкурентной политике.
Если на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начата акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.

Понятие «демонополизация» в западной экономической литературе почти не используется (применяют «антимонопольное, или антитрестовское, регулирование»), а в постсоветской - оно вошло в оборот после 1990 г. и трактуется как политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на снижение (ограничение) степени его монополизации, создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Эта политика носит многоплановый характер и рассматривается как путь к экономической свободе путем устранения монополии государства на производство продукции и услуг (разгосударствления и приватизации) с целью формирования конкурентного рынка.

Демонополизация включает меры по пре-одолению монопольных тенденций: на уровне народного хозяйства - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности и власти; на уровне отрасли - устранение монополизма министерств, ведомств и их преемников (ассоциации, концернов и пр.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца).

Беларусь впервые приступила к реализации этих мер после принятия в
1992 г. первого в истории республики антимонопольного Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»
(заметим, что в нем отсутствует определение демонополизации экономики).
Специализированным органом, обеспечивающим координацию и контроль за мерами по ограничению и устранению злоупотреблений монополистов, развитию конкуренции и предпринимательства, является Министерство предпринимательства и инвестиций, созданное в 1996 г. на базе Министерства по антимонопольной политике (ранее - Госкомитета по АМП).

Особенности антимонопольного регулирования состоят в том, что 1) его становление происходит в нерыночной экономике, находящейся в кризисном состоянии; 2) оно осуществляется при высоком удельном весе государственной собственности и незначительных размерах частного капитала; 3) ставит задачей не развитие, а становление конкурентных отношений; 4) формально заимствует основные подходы американского и западноевропейского антимонопольных законодательств.

На Западе антимонопольное регулирование было направлено на ослабление господства монополий, в постсоветской экономике -на ограничение государственного влияния на рынки, ослабление государственной монополии - монополии государственной собственности и власти, и прежде всего в сфере управления. Но решение этой проблемы сопровождается усилением монополизма.

Цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации нашли отражение в Комплексной программе демонополизации народного хозяйства
Республики Беларусь на 1993 г., программах демонополизации экономики
Беларуси на 1996-1997 гг. и 1998-1999 гг. Так, целями объявлены: изменение монопольной структуры рынков и создание правовых и экономических условий для прихода на них новых товаропроизводителей (поставщиков), снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции, повышение эффективности экономических процессов путем включения конкуренции хозяйствующих субъектов в систему стимулов и экономических рычагов развития производства, общества в целом.

Основными направлениями демонополизации выступают: 1) формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий; 2) разукрупнение ассоциаций, концернов, других объединений, препятствующих развитию конкуренции; 3) государственное регулирование деятельности монополий; 4) контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

Основным критерием определения доминирующего положения является доля хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара, превышающая предельную величину, устанавливаемую Министерством предпринимательства и инвестиций.
Для хозяйствующих субъектов - производителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения ) она составляет: для одного - 30%, для двух - 54, для трех - 72, для четырех - 95%; для хозяйствующих субъектов -производителей продукции производственно- технического назначения - соответственно 45, 67, 86 и 100% [25. С. 18]. На
1 января 1999 г. в Государственный реестр было включено 1739 хозяйствующих субъектов. Их количество - величина переменная, зависящая от поведения субъектов на определенных товарных рынках.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать