Монополизм в экономике, его формы и последствия

Монополизм в экономике, его формы и последствия

Федеральное агентство по образованию

Тюменский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра экономической теории





 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономическая теория

на тему: Монополизм в экономике, его формы и последствия.






Выполнил:

студент группы ГМУ 05-2

Шембергер О.С.


Проверил:

Крыжановский О.А.

 








                                                      

Тюмень 2007

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. История рассмотрения вопроса монополий…………………………….5

1.1.          Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина…………5

1.2.          Взгляды В.И. Ленина на монополизм……………………………….14

Глава 2. Монополии и социальная цена их власти………………………………18

           2.1. Сущность, формы и виды монополий………………………………...18

           2.2. Поведение фирмы – монополиста на рынке………………………….27

           2.3. Государственное влияние в деятельности монополий ……………...39

Глава 3. Динамика становления монополизма в современной России…………42

           3.1. История развития монополий в России……………………………….42

           3.2. Российские монополии и перспективы их развития…………………46

Заключение………………………………………………………………………….53

Список литературы……………………………………………………………........54

Введение.


Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной  до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучить историю рассмотрения учеными вопроса монополий, рассмотреть общие понятия монополий, их  поведение на рынке, сущность монополий, их виды и т.д., и, наконец, проследить динамику становления монополизма в России.

К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях  все мировое зло или считать  только их основой экономического благосостояния.

Отношение общественности и государства к различным формам несо­вершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничи­вают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональ­ное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населе­ния. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу мо­нополий. Продукция монополистических компаний отличается высо­ким качеством, что и позволило им завоевать господствующее по­ложение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эф­фективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведе­ния исследований и разработок.

Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обес­печении НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок). Практика свидетельствует, что многие крупные откры­тия в технике осуществляются сравнительно небольшими, так назы­ваемыми венчурными компаниями. На этой основе подчас возникают крупные фирмы.

Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказа­лось на издержках во многих отраслях американской промышлен­ности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИ­ОКР позволило перейти к топливосберегающим технологиям и сни­зить издержки. Не следует также забывать и того, что крупные монополистиче­ские объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии – это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Глава 1

1.1.         Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.

 

Автор одноименной книги Эдвард Хейстингс Чемберлин (1899-1967) — уроженец штата Вашингтон (США), из семьи протестантского пастора. В 1921 г. закончил университет Айовы. Через год в Мичиганском университете получил степень магистра, а еще через пять лет, будучи докторантом в Гарвардском университете, защитил диссертацию по проблематике монополистической конкуренции. Вся последующая деятельность с 1927 г. и до кончины в 1967 г. свя­зана с преподаванием в университете Гарварда, не считая годичной работы в Бюро стратегической службы США и специального турне в западноевропейские страны для разъяснения положений своих те­оретических нововведений в 1951 г.

Важной вехой в творческой и научной биографии Э. Чемберлина явилось избрание главой отделения экономической теории Гарвард­ского университета (1939—1943), включавшего тогда в свой состав таких именитых ученых, как В. Леонтьев, Э. Хансен, И. Шумпетер и др., а также назначение на пост редактора гарвардского «Куортели джорнел оф  экономикс» (1948-1958). В 1965 г. он был избран за­служенным членом Американской экономической ассоциации. В 1967 г. в память о нем был издан сборник трудов экономистов под названием «Теория монополистической конкуренции: исследова­ния взаимодействия».

Полное название упоминавшегося уже главного труда Э. Чем­берлина состоит не из привычной широкому кругу читателей одной фразы, а из двух, а именно: «Теория монополистической конкурен­ции (Реориентация теории стоимости)». В результате дальнейшей проработки проблем второй части наименования данного сочине­ния гарвардский профессор в 1957 г. издал еще одну книгу — «На путях к более общей теории стоимости», выпущенную в форме сбор­ника из 16 статей и очерков автора. Характерно, что, оставаясь вер­ным своим теоретико-методологическим принципам, в вводной статье сборника Э. Чемберлин утверждает: «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия — такова клас­сификация, которая представляется мне по природе дела исчерпы­вающей».

В течение 1933—1962 гг. это произведение переиздавалось в США восемь раз, являясь одним из популярных учебных пособий в пре­подавании курса экономической теории многих стран. В нем со­держится всесторонняя характеристика сущности монополии, при­водится убедительный анализ образования монопольной цены и мо­нопольной прибыли.

Одно из основных теоретических положений книги состоит в том, что главным условием овладения рынка или, говоря словами гарвардского профессора, сутью монополий является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциаци­ей продукта». Э. Чемберлин по этому поводу пишет: «Вместе с диф­ференциацией появляется монополия, а по мере усиления диффе­ренциации элементы монополии становятся все значительнее. Вез­де, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей». Исходя из этого, он по­лагает, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монопо­листической конкуренции».

Рынки, на взгляд Э. Чемберлина, взаимосвязаны между собой, поскольку на каждом из них, не зависящие друг от друга продавцы,  вынуждены взаимодействовать для реализации близкой по своему назначению продукции. При этом ученый убежден, что «рынки в реальной действительности более или менее несовершенны», а «на­ивное умозаключение, гласящее, что фактическим результатам свой­ственно «стремиться» к равновесию, не имеет под собой основа­ний». В результате каждый продавец рассматривается им в качестве монополиста, формирующего собственный круг покупателей, т.е. свой субрынок, за счет обладания своим «уникальным» товаром, и уровень «дифференциации продукта» которого отражает, в какой мере продавец регулирует цену и выступает на рынке монополис­том. Это означает также, что реальный объем предложения товаров и услуг окажется меньше, а цены на них будут выше, чем в условиях «чистой» конкуренции. И поскольку монополия продавца на свой про­дукт и монополисты, конкурирующие между собой в условиях мо­нополистической конкуренции, невозможны, по мысли Чемберлина, без главного условия — дифференциации продукта, последней в книге посвящены по существу четвертая и пятая главы, а отчасти и ос­тальные вплоть до заключительной девятой. В чем же состоит суть этой категории и почему она увязывается ученым с теорией стои­мости (ценности)? Какое отношение к дифференциации продукта имеет реклама? На эти и другие вопросы мы можем почерпнуть дос­таточно полные ответы, обратившись вновь к содержанию рассма­триваемой работы американского исследователя.

В частности, в четвертой главе, названной «Дифференциация продукта», Э. Чемберлин, раскрывая сущность этой категории, от­мечает, что основным признаком дифференцированного продукта является наличие у товара (или услуги) одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака. Этот признак для покупа­теля может быть как реальным, так и воображаемым, лишь бы он привел к тому, чтобы было отдано предпочтение разновидности именно данного продукта. «Там, где существует такого рода диффе­ренциация, — уточняет он, — покупатели будут группироваться попарно с продавцами не по воле случая и не беспорядочно (как это происходит при чистой конкуренции), а в соответствии с выбором, основанным на предпочтении». Значит, продавец-монополист, по логике Э. Чемберлина, может и увеличивать объем продаваемой продукции, прибегая посредст­вом дополнительных затрат к снижению ее цены и полагая, что ос­тальные продавцы одноименной «группы» товаров не смогут сразу поступить также, т.е. повысить уровень издержек производства. В этом, на его взгляд, основная причина того, что фирма-конкурент данной марки товара, снижая на него цену или осваивая выпуск нового конкурирующего товара, по сути, не обеспокоена тем, что аналогичные меры будут предприняты другими конкурентами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать