Мосты в будущее

Мосты в будущее

Мосты в будущее

Ирина Дятловская, директор консультационного центра «Конкордия»

В западном мире не ослабевает интерес к сценарному планированию. Раскрытию этой темы посвящен десяток сильных порталов, выходят несколько специализированных журналов, наиболее известные из которых “Scenario and strategy planning”, “Futures Research Quarterly”, “Long Range Planning” и др. Лидеры консультационного рынка, в том числе и McKinsey, широко используют эту системную методологию, а стоимость одного дня работы у ведущих консультационных компаний с командой стокхойлдеров, специализирующихся в проведении сценарного планирования составляет шестизначные суммы. На пространстве стран СНГ до сих пор, к сожалению, не переведено ни одной книги по сценарному планированию. За последний год в деловой прессе, освещающей вопросы стратегического управления, опубликовано только четыре-пять статей по сценарному подходу. К редким обнадеживающим исключениям можно отнести серию публикаций в журнале “Экономические стратегии” (13, 14, 15) и выведение на рынок консультационно-внедренческих услуг Курчатовским институтом (www.kiae.ru) по реструктуризации предприятий авиакосмической, электронной и оборонной промушленности с использованием этой системной методологии. Чем объяснить такой разрыв в восприятии и использовании достижений мировой менеджерской теории и практики? Десяток книг и сотни статей по Balance Scorecard, хорошему но весьма ограниченному инструменту, и единичные публикации по такой серьезнейшей методологии. Впрочем, наверное, ответ находится на поверхности. Многие ли из стран СНГ имеют стратегии на 10-25 летнюю перспективу? Многие ли из отраслей имеют планы развития с таким же временными рамками? А жизнь показывает, что если не разрабатываешь сценарии и реализуешь собственные стратегии, то вынужден жить по чужим. И примеров тому множество.

Контент-анализ сайтов и размещенных на них статей российских консультационных компаний, предлагающих услуги по стратегическому планированию показывает, что до сих пор парадигма традиционного стратегического планирования является доминирующей, когда специалисты опираются на прогнозы, исходя из посылки, что мы живем в предсказуемом окружении. Это тем более удивляет - ведь все мы совсем недавно прошли через ряд непредвиденных и не предсказанных событий в виде развала СССР, разноцветных революций, неудачных реформ и т.п. Стратегии, построенные на подобных посылках, преобразуются в планы, которые замораживаются в структурах и бюджетах. Интересно сколько томов, разработанных стратегических планов пылятся на полках, потому что они обесценились при неудачных прогнозах развития в целом российской экономики и многих ее отраслей. Впрочем, и сама автор переосмыслила свой подход к разработке стратегии, когда четыре года назад разработанный нами план для лучшей белорусской общественно-политической газеты, уже принесший ей увеличение тиража, объемы привлекаемой рекламы, выручки и прибыли “вдруг” оказался невостребованным, поскольку серьезно изменилась политика государственного регулирования в отношениях независимых СМИ.

В условиях высокой неопределенности и быстрых изменений окружающей среды разрабатывать стратегию с опорой на единственный вероятностный прогноз является слишком рискованным. В сегодняшнем мире часто бывают скачки, внезапные перемены, события, которые просто невозможно предвидеть. В нестабильном окружении существует множество возможных вариантов будущего. Основным смыслом сценарного планирования является конструирование, создание различных “историй”, различных и одинаково правдоподобных вариантов развития будущего, которые являются хорошо структурированными и логичными. Таким образом, стратегия перестает быть жестким планом и приобретает необходимую гибкость для того, чтобы организация оставалась успешной при различных вариантах развития будущего. Мировые лидеры отходят от соблазнов делать ставку только на наиболее вероятные прогнозы. Основные различия между традиционным стратегическим планированием и сценарным подходом представлены в таблице 1.

Таблица 1. Базовые предпосылки сценарного подхода и традиционного стратегического планирования.

Традиционных подход




Реклама
В соцсетях